Я занимаюсь репетиторством английского языка и преподаю детям, начиная с пяти лет. Изучение языка в школе начинается со второго класса и за три года обучения у меня дети уже хорошо читают и переводят. С волнением жду их результатов и впечатлений от школы.
Антошка ко мне ходит с шести лет. Научился всем базовым основам и проблем по моему предмету у него не было.
Но однажды мой первоклассник пришел на урок в слезах. Буркнул «Hi» (привет) и, сев за стол, всхлипывая, закрыл лицо руками.
– Мой хороший, кто тебя обидел? – я не сомневалась, что одноклассники. Антошка мальчик щупленький и маленький. Может, кто-то обозвал, что свойственно детям с их бесхитростностью.
Но Антошка очень добрый и не злопамятный. Когда я на него бывает, повышаю тон, чтобы он не баловался, он немного насупится, но, тут же вскинет весёлые глазёнки и с интересом снова вникает в текст.
Мальчик добрый, необидчивый, всегда улыбается. И как же надо было задеть его сердечко, чтобы он не мог успокоиться пока шёл со школы и сейчас плакал навзрыд.
– Тебя кто-то ударил? Где больно? – я искала причину таких горьких слёз.
– Ма-а-ама-аа, – заревел он.
– Мама наказала?
– Не-е-ет! Она мне не верит!
– Не плачь! Спокойно расскажи, что случилось? Потом мы с тобой вместе подумаем!
Кое-как успокоившись, Антон выдал:
– Учительница сказала маме, что я на уроке вертелся. Мама на меня накричала при учительнице. А я не вертелся! Не вертелся! Это Кирилл вертелся! А я – нет!
– Ты маме скажи, что не вертелся.
– Я сказал. А она мне не верит! Не верит! – он стукнул кулачком по своему колену и выдал такие рассуждения, что у меня самой навернулись слёзы.
– Понимаете?.. Мне не обидно, что мама на меня накричала! Пусть она наказала, но она не наказала, – он отрицательно покачал пальцем, – она мне не по-ве-ри-ла! Я ей говорю, что я не вертелся, а она не верит! Мне обидно, что она не верит! Она верит учительнице, а учительница врёт! Ну, пусть бы я вертелся, но я ведь не вертелся! Но мама, МОЯ МАМА! Она мне не верит!
– Твоя мама тебе верит, Антошечка, слышишь? Она верит тебе! – я подала ему стакан компота, – просто она поругала тебя, чтобы учительница тебя не ругала. Ведь лучше, когда мама покричит и тут же пожалеет, а чужой человек только будет кричать, а жалеть не будет. – Ничего умнее я придумать не могла.
– Смотри! – я поставила ему мультик на английском, потом песенку, потом включила развивающую игру. Он стал играть. Вроде отвлёкся от своих дум. Потом мы немного почитали, написали небольшой диктант, выполнили домашнее задание и урок подошёл к концу.
Антошка повеселел. Рассказал, как шумели и баловались ребята на уроке математики, как учитель выгнал Дениску из класса.
Антон вышел в коридор одеваться и обернулся на меня:
– А как сделать? – его лицо стало серьёзным, а глаза синими - синими.
– Что сделать? – я искренне не поняла.
– Чтобы мама мне поверила? Она сейчас приехала за мной на машине. Я сейчас выйду, сяду в машину и…что я должен сказать ей или сделать, чтобы мама мне поверила? – его голосок дрогнул.
У меня просто ком встал в горле:
– Мама тебе верит! Она верит тебе! Даже не сомневайся в этом. Иди и думай, что она тебе верит, верит! – я повторяла эту фразу, как мантру, как молитву «мама верит тебе!»
Когда Антошка ушёл, я, как побитая, опустилась на стул.
Оказывается, он весь урок мысленно прокручивал эту ситуацию, искал выход.
Для него ужас не в том, что мама наказала, а в том, что она, ЕГО МАМА, не поверила ему! Вот кто его ударил! Мама! И ударила в самое сердце! Не поверила ему! Усомнилась в нём, отвернулась, перешла на сторону учительницы-врушки.
Ребенок переживает, что потерял доверие своей мамы и это для него страшнее всякого наказания. Он чувствует себя брошенным и потерянным.
Разве могла я сказать мальчику, что мама накричала на него в угоду учительнице? Что мама просто не могла возразить преподавателю в присутствии ученика, так как это понизило бы авторитет учителя.
Он, маленький, еще и слов таких не знает и их значение не поймет. Поэтому я и твердила, как попугай «мама верит тебе!»
А что посоветовать ребенку, какие слова ему нужно сказать маме, чтобы убедить её, что он хорошо себя вёл на уроке?
Ладно, если действительно, мама Антона только при учительнице накричала на сына, а дома обняла его и успокоила, нашла нужные слова и ребёнок снова обрёл уверенность и защищённость.
А если мама продолжила отчитывать сына за то, в чем он не виноват?
Для него это трагедия. Ему не поверил родной человек. Ребенок может закрыться в себе, со временем озлобиться. А взрослые будут недоумевать, где они упустили воспитание ребёнка.
Судя по тому, что на следующий урок Антошка пришёл весёлый и разговорчивый, у него всё наладилось. Я ничего не спрашивала, чтобы не вызвать неприятных воспоминаний.
А про себя думала, как же для нас важно, в каком бы возрасте мы не были, чтобы наши родные нам верили!
|