Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
Цитата из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»
В пронзительной и трогательной повести Куприна «Жанета» есть такие слова:
«Тот, кто написал хорошую книгу для детей или изобрел детские штанишки, не связывающие движений и приятные в носке, - тот гораздо более достоин благодарного бессмертия, чем все изобретатели машин и завоеватели стран.»
Тысячу раз прав был знаменитый писатель в последнем своем произведении. Дар писательства – дар свыше. Но искусство писать для детей – это дар запредельный, ювелирная работа. Дети воспринимают мир чисто, ярко, светло и писать для них нужно так же – легко, ясно и красочно. И непременно с большой теплотой и любовью к ним. Дети – народ благодарный и искренний, они не обманут и их любовь не купишь.
Нынешнее мое эссе посвящено человеку, имя которого хорошо известно, по крайней мене людям моего поколения и старше. Я говорю о незабвенном Джанни Родари, автору бессмертного Чиполлино, «Голубой стрелы», и конечно же, знаменитых стихотворений – «Чем пахнут ремесла» и «Какого цвета ремесла».
В моем детстве эти две книжки, - большие, богато иллюстрированные - были почти в каждом доме. Уютные, светлые и такие ладные строки в переводе Маршака ложились на душу:
У каждого дела
Запах особый
Булочник пахнет
Тестом и сдобой.
И мир сразу наполнялся добрым светом. Это же так замечательно, когда утром тебе щекочет ноздри запах свежей выпечки! Когда солнце льется сквозь окно в комнату, а на столе уже горячие маковые булочки с маслом и молоко в большой расписной чашке! И есть кто-то, кто встал засветло и испек эти булочки для тебя, для того чтобы ты мог ими насладиться, и чтобы мир вокруг казался тебе прекрасным и дружелюбным!
Прошло на время, и на смену этим первым стихам пришли другие произведения Джанни Родари. «Флип в телевизоре», «Джельсомино в стране лгунов», «Путешествия Голубой стрелы» и «Чиполлино» -история про неунывающего мальчика-луковку и его друзей. И, наконец, в один из Новогодних праздников мама положила мне под елочку объемистый зеленый томик, завернутый в нарядную бумагу. Это были избранные произведения Джанни Родари и назывались они «Римские фантазии». Надо ли говорить, что ни телевизора, ни стола, ломящегося от снеди, для меня в этот день больше не существовало! Я ушла в книгу, как уходят в отпуск, как уходят в счастье! Подобное в моей жизни было лишь раз, когда я открыла для себя Андерсена. И судьба обоих авторов показалась мне схожей.
Родителями Андерсена были башмачник и прачка.
А Джанни Родари родился в семье булочника и прислуги 23 октября 1920 года.
Оба сказочника с детства познали тяготы жизни. Они не были избалованы сытостью и роскошью. Но именно им даровала фея такой бесценный дар – фантазию и воображение.
Одаривала таким даром она немногих. Вернее в детстве такой подарок получает каждый, но потом многие, видимо, забывают о нем.А у злых, жестоких, скупых, несправедливых, и, самое главное – душевно ленивых людей, фея сама забирает свой дар и несет их туда, где живет доброта и милосердие.
Маленький Джанни сочинял стихи, учился играть на скрипке и с удовольствием рисовал, мечтая стать знаменитым художником. Он был слабым и болезненным ребенком, много плакал. Его жалели и любили больше чем остальных детей- братьев Джанни. Оберегали от тяжелой работы. И, мальчик, предоставленный сам себе, рано выучился читать. Любимыми его книгами были работы Ницше, Шопенгауэра, Ленина и Троцкого.
Когда мальчику было всего девять лет, его любимый отец, который всегда жалел бездомных кошек, собак и вообще всякое живое существо, спас во время проливного дождя маленького котенка, который чуть не утонул в огромной луже. Котенок был спасен, а вот добрый булочник простыл под холодным дождем, заболел воспалением легких и умер. Конечно, у такого благородного человека просто не мог вырасти жестокосердный сын!
Джанни Родари всегда помнил о своем отце и перенял от него стремление к справедливости, трудолюбие и добрую светлую душу.
В семнадцать лет Джанни Родари стал дипломированным учителем, выпускником семинарии. После окончания работал учителем начальных классов в деревенских школах. Ребята очень любили уроки этого веселого учителя, ведь на каждом уроке рождались интересные истории и сказки, которые они сочиняли вместе.
Есть хорошая мысль, что «нельзя работать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова.»1
Джанни Родари владел этим даром.В каждом своем произведении он обращался к конкретному человеку. А в его случае – еще и к маленькому. К сотням, тысячам мальчишек и девчонок - пухлых, и худеньких, веселых и грустных, бледных и румяных. Он умел говорить с детьми. И самое главное – умел дружить с ними. Маленькие сердца очень благодарны - и как завороженные они слушали этого худощавого востроносого человека с добрыми веселыми глазами. Хотя сам писатель впоследствии с иронией отзывался о своем учительском опыте:
«Учителем я был скорее всего никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным… Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе — и потому что любил детей, и потому что сам был не прочь позабавиться — истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу».
А жизнь между тем испытывала его на прочность. Во время Второй мировой войны Родари был освобождён от службы из-за плохого здоровья. Но ещё будучи студентом, вступил в молодежную фашистскую организацию «Итальянская ликторская молодёжь». В 1941 году, став учителем начальной школы, вступил в фашистскую партию, где пребывал до момента ее ликвидации в июле 1943 года. После оккупации Италии Германией в конце 1943 года, смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в немецком концлагере стал участником Движения Сопротивления и в 1944 году был принят в Итальянскую компартию.
С 1948 года работал журналистом. С 1950 года становится редактором еженедельного журнала для детей. И в период с 1951 по 1960 год создает свои самые известные произведения. Несколько раз приезжает в Советский Союз, где пользуется большой популярностью Его стихи в переводе Маршака знает почти каждый школьник, по его сказке «Чиполлино» снимается мультфильм, а затем в 1973 году и художественный фильм, где он снимается в роли самого себя.
И постепенно слава приходит к нему. Родари называют лучшим итальянским писателем 1967 года, а в 1970 году ему вручают, так называемую, «малую Нобелевскую» — медаль имени Х. К. Андерсена.
"Можно всерьёз говорить с людьми, даже если речь пойдёт с котятах. Можно говорить о вещах важных и значительных, рассказывая сказки… Думаю, что сказки — старые и современные — помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…".
"В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё — и это детям куда забавнее — через форточку. …Тут многое предназначено для взрослых. Впрочем, я всегда, когда пишу для детей, одним глазом вижу папу, который склонился над читающим сыном".
Это выдержки из благодарственной речи Джанни Родари после вручения премии. Они многое говорят о нем как о человеке. Он не боялся быть смешным, и любил, когда вокруг него смеялись дети. Так же задорно, как смеялась его единственная, горячо любимая дочь Паола, которой он рассказывал самые нежные, самые веселые сказки.
Но самое главное - Родари был искренен. А искреность – это такая сила, перед которой сокрушаются города и страны. В отличие от взрослых, дети, если только они ничем не запуганы, искренни и правдивы всегда. В финале сказке Андерсена «Новое платье короля» именно ребенок кричит правду: «А король-то голый!» Героями сказок, повестей и стихов Джанни Родари становятся не слащавые ангелочки, не паиньки-детишки и не умилительные игрушки (именно они верховодили тогда в итальянской детской литературе), а сорванцы и озорники, дети во все сующие нос, неугомонные и предприимчивые — такие, как в жизни.
Джанни Родари ненавидел ложь и лицемерие, тому же он учил и своих читателей: "Мне кажется, что самые опасные враги человечества — это лжецы… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца — тот голос, от которого дрожат оконные стекла." Именно таким голосом Родари наделил Джельсомино, и этот волшебный дар позволил мальчику противостоять королевству Лжецов. В борьбе за правду оружие писателя слово. И этим оружием Джанни Родари владел в совершенстве.
«...Взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремились глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или весёлой истории. Так я начал писать для малышей...Как это здорово знать, что книга... печатается не для того, чтобы лежать где-то в пыли на витрине или в шкафу, а для того, чтобы ее с отличным аппетитом проглотили, съели, переварили сотни тысяч ребят».
Он умер 14 апреля 1980 года от тяжелой долгой болезни. Говорили, что болезнь изменила его до неузнаваемости, и в последние дни, он,отойдя от людей, навсегда присоединился к своим героям, разговаривал с ними – незадачливым кумом Тыквой, застенчивой Редисочкой и неунывающим Чиполлино – мальчиком-Луковкой. И еще многими другими.
В них было его бессмертие, его любовь к людям и самому лучшему, что есть людском племени – детям.
1Горький. «О труде писателя»
Дорогие друзья! Авторы фабулы!
Я долго сомневалась публиковать ли это эссе на сайте.
Дело в том, что в нем больше компилятивного материала, почерпнутого из разных источников.
Я писала это эссе в очень спешном порядке в газету. Сдавался номер.
Но сейчас все же решилась опубликовать его здесь.
Все же определенный материал собран воедино и, возможно, кому-то будет интересно с ним ознакомиться.
Благодарю вас!
Спасибо за статью!