Произведение «Коровьёв или Ф.Э.Дзержинский»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: М.А.Булгаков
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 3
Читатели: 723 +1
Дата:
«Дзержинский 1»
Коровьёв

Предисловие:
Неужели найдутся те, кто усомнится?

Коровьёв или Ф.Э.Дзержинский

Коровьёв, в противоположность Коровину, - невозможная и несуществующая в русском языке фамилия, намеренно со смыслом придуманная М.А.Булгаковым форма для обозначения и разоблачения персонажа. Для правдоподобия эта вычурная фамилия звучит подобно Соловьёву, Муравьёву, Воробьёву, добавляя слову иллюзию принадлежности к русскому языку.
Эта метафора понадобилась автору, чтобы показать Ф.Э.Дзержинского как извращённого блудного наследника дворянского звания, который предал своё сословие, чтобы присоединиться к революционерам. 

Фагот - не только музыкальный инструмент, но и "каторжанин" на французском арго, популярное выражение среди каторжников при самодержавии ... 

Портрет Коровьёва в романе "Мастер и Маргарита" (если снять с его лица бутафорские разбитые очки, которые, естественно, никто носить постоянно не станет) абсолютно точно соответствует внешности "Железного Феликса" - Ф.Э.Дзержинского.

Регентом называют в церкви руководителя хора. М.А.Булгаков сатирическим словом обозначает, что Ф.Э.Дзержинский отвечал в Правительстве СССР за правоверность, обучая народ единомыслию посредством "хорового пения". Более того, "хоровым пением" в криминальной среде называют согласованные показания свидетелей, которых обучают следователи во время допросов.
 Также регентом называют опекуна наследника престола. Ф.Э.Дзержинский учился в одной гимназии с будущим единовластным правителем Польши Ю.К.Пилсудским, но значительно позже. Он поступил в гимназию после того, как Пилсудский её заеончил. Так что  понятие регент в отношении Пилсудского  для Дзержинского не подходит.

В дополнение, в 1926-ом году (действие романа начинается строго в среду 28 апреля 1926-го года, что нетрудно определить абсолютно точно!) Дзержинский практически в каждом своём выступлении призывал народ и чиновников в первую очередь ЭКОНОМИТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ...
Послесловие:
Этими шестью замечаниями не исчерпывается совпадения между персонажем М.А.Булгакова и Ф.Э.Дзержинского, но для возникновения сомнения достаточно и того, что я разместил тут ...
Реклама
Обсуждение
     14:10 25.01.2017 (1)
2
Что ж, вполне возможно, что Булгаков в образе Коровьёва имел в виду именно Железного Феликса.
Я себе тут вот, что подумал, Ержан, - сейчас для Булгакова было бы просто благодатнейшее время. Боже, сколько сочнейших образов на политсцене! Такого роскошества не было, как мне кажется, ещё никогда...
     14:23 25.01.2017 (1)
1
 Добрый день, Борис!
 Всему и всем своё время ... В наше время есть Жванецкий и Шендерович ...
 Уделом М.А.Булгакова стал поединок со Сталиным и тысячами его наёмных цензоров и стукачей, окружавших писателя везде, вплоть до постели ...
 А как Вам кот Бегемот - Н.И.Ежов, Азазелло - Л.П.Берия, Абадонна - Толмай - В.М.Молотов?..
 Про Воланда-Афрания - Сталина разговор особый. Тут у меня есть аналогия ("Воланд-Справедливое зло-Путин" http://fabulae.ru/prose_b.php?id=68709), где изображённый Булгаковым как бы справедливый Воланд, карающим мечом способствующий торжеству Добра, становится метафорическим образом президента РФ.
     02:17 26.01.2017 (3)
2
Азазелло похож на Берию? Вполне! А вот Воланд - Путин, как по мне, абсолютно не из той оперы. Путин, на мой взгляд, смахивает на Порфирия "Иудушку"  Головлёва из "Господ Головлёвых" величайшего Михаила Салтыкова-Щедрина.  Воланд ведь - красивый, статный и обаятельный мужик, блестящий собеседник и юморист. И где здесь Путин?.. Да и Сталину до Воланда, ой, как далеко! Если Булгаков реально задумывал Воланда, как прообраз Усатого, то это была ЯВНАЯ лесть с его стороны. Впрочем, он ведь потом и до "Батума" докатился...
 
     07:01 26.01.2017 (1)
потом и до "Батума" докатился..
Думается, что Булгаков поступил правильно. Хотя лизоблюдство не спасало. Но людям свойственно надеяться.
     09:30 26.01.2017 (1)
1
 Добрый день,Александр!
 Это не было лизоблюдством. Это был ход в той многоходовой партии между всемогущим вождём и художником, в которой ставкой была прижизненное издание "закатного" романа и жизнь Булгакова со всеми его близкими ... Булгаков не жил надеждой, он разыгрывал свою постановку, где Сталин был только персонажем в его пьесе. Правда не обыкновенным, подвластным представлениям драматурга, а всемогущим тираном, способным на любую гнусность.
 Это была сложная игра, длиною лет в 20.
 И Булгаков почти добился своего, когда "Батум" был уже готов к премьере, но запрещён в самый последний момент ... Не разгадан замысел автора, но запрещён от греха подальше ... Так я думаю.
 Лизоблюд не написал бы роман "МиМ".
     10:04 26.01.2017 (1)
Это был ход в той многоходовой партии между всемогущим вождём и художником,
Согласен и с такой версией. Одна из партий была в поддавки.
Булгаков вёл себя абсолютно правильно. Я никоим образом не собираюсь его в чём-то винить. Я б себя в той ситуации вёл аналогично.
И Булгаков умер в своей постели. Его всё же издавали в СССР. Я как-то в на полках библиотеки Дома офицеров наскочил случайно на том неизвестного мне автора. Взял домой. Прочёл и понравилось. Перед тем как вернуть книгу в библиотеку, записал имя и произведения. Там были "Театральный роман" и "Белая гвардия". Кажется ещё рассказы. Портрет автора на меня впечатления не произвёл. И забыл о Булгакове до появления романа. Но читал я его, находясь уже в булгаковском тренде. 
Помню статью Симонова, кажись, в "Правде". Он призвал не сметать Булгаковым всю остальную советскую литературу тех лет. 
     10:52 26.01.2017 (2)
1
 Я претендую не на одну из тысяч версий. Я хочу доказать, что моя версия единственно верная. И у меня есть для этого много аргументов из первых рук.
 С лёгкой руки К.Симонова роман "Записки покойника" был переименован в "Театральный роман", что в корне ошибочно. Никакого театра в нём нет. Театром обозвал Булгаков руководство СССР. Это история, где главным героем служит  прообраз Маяковского (Максудов), чьё самоубийство было очень сильным ударом по советской власти, так как он был официальным глашатаем её.
 Ну и 20 с лишним имён христианских святых обозначают вполне конкретных людей из истории того периода. Назову хотя бы Поликсену или Н.К.Крупскую, хранительницу идеологии В.И.Ленина (Аристарха Платоновича), Августу  или Н.Аллилуеву, чья смерть вызывает много вопросов к Сталину. Позже я выпишу всех этих святых с их житием из святцев, чтобы читатели посмотрели и сравнили.
 Так что "Записки покойника" - это ещё один вариант "закатного" романа, но не лучший.
 А тренд Булгакова по сей день полон вымышленных домыслов ...
     08:47 27.01.2017 (1)
Если верить документам, то Крупская на Политбюро при первом голосовании всегда была против смертных приговоров. А потом голосовала "за".
     09:43 27.01.2017 (1)
1
Крупская - это тот ещё советский изувер ...
     09:56 27.01.2017
Крупская сейчас, прежде всего, героиня анекдотов про Ленина.
Но то, что я рассказал - это чёрный юмор сталинизма. Речь-то зачастую шла о её друзьях.  
А Коба не церемонился. Так и записывали в протокол: "Арестовать, судить и расстрелять".
Приговор выносил партийный орган.
     23:50 26.01.2017 (1)
1
А тренд Булгакова по сей день полон вымышленных домыслов ...
Бесспорно. Возможно, это самый мифологизированный советский писатель.
     00:18 27.01.2017 (1)
2
 Важно понимать, что сам М.А.Булгаков сознательно мистифицировал всю свою жизнь, наполнив её нечистью и мистикой, подыгрывая невежественным читателям и путая условными заимствованиями продвинутых цензоров, пытавшихся разоблачить его произведения.
     07:29 27.01.2017 (1)
Конечно. Любой писатель - это маска. А у Булгакова их было много.
     09:42 27.01.2017 (1)
1
На счёт любого я бы не согласился. Одно дело описывать нечто из собственных прозрений, а другое шифровать метафорами, многозначительностью (коневод, игемон, гемикрания, икающие  Берлиоз и Бездомный ...), оборотами речи (умывающаяся кровью и кипящая как бы от радости Маргарита, выражение "наотмашь", ...) , поведением персонажей, историческими фактами (ландскнехты, тушь в Древней Иудее, ...), природными свойствами (розовое масло, ананас, полнолуние, ...), прямым противоречием (баккуроты или плоды смоковницы, боязнь света, предложение жечь текст Священного писания, километры, роты, взводы, солдаты в Древней Иудее, ...) нечто очевидное, но едва заметное сквозь призму расхожих психологических стереотипов ...
 Нет, М.А.Булгаков, пожалуй тут стоят особняком вместе с Н.В.Гоголем ...
     09:48 27.01.2017 (1)
М.А.Булгаков, пожалуй тут стоят особняком вместе с Н.В.Гоголем ...

В меру своих талантов и обособились. Ну... и характеры.
     10:42 27.01.2017
1
Так и есть.
     04:44 26.01.2017
2
 Роман "Мастер и Маргарита" не отвлечённое философско-схоластическое произведение, заполненное пустыми остротами, романтикой и мистикой.
 Нет!
 Роман "МиМ" - это едва ли не стенографически выверенная история пришествия во власть в России большевиков. Анализ того, какими методами они собираются строить экономику, чтобы продвигать свою растленную мораль, с прогнозом того, что непременно случится, в результате этого бессмысленного и беспощадного эксперимента ...
     03:29 26.01.2017 (1)
1
 Доброе утро!
 Относительно Путина я провёл аналогию, выведённую Булгаковым в образе Воланда.
 Воланд в романе "МиМ" - это Сталин, то есть человек иностранец-не иностранец (кавказец, то есть), он маленького роста с рябым лицом, с сухой рукой (в романе болит колено). Он плохой собеседник и его юмор носит оскорбительный и похабный характер. Я могу Вам это доказать цитатами.
 "Батум" был написан Булгаковым ради прижизненной публикации романа "МиМ", где автор вывел настоящий образ. Если бы премьера "Батум" состоялась, а роли были уже заучены, то Булгаков официально был бы признан главным летописцем Сталина, что дало бы ему широкие возможности. Только Сталин не поверил ему ...
 Воланд - это Сталин. Сейчас я размещу тут свои аргументы от лица самого автора. Булгаков нисколько не скрывал этого факта. Наоборот, он написал его портрет бутафорски лестным, чтобы ублажить душу вождя, но в деталях выразил совершенно другое отношение к этому чудовищу, послушно исполняющему волю Маргариты, которая в конце романа не просто приказывает ему, но позволяет себе поднять голос на Воланда криком. А Воланд послушно выполнит её приказ ...
 Это долгий разговор. Вы пока блуждаете среди расхожих стереотипов.
 Азазелло не просто похож внешне, он, как и Л.П.Берия, левша, ходит в спортивном трико, носит монокль и тоже принадлежит к категории граждан России иностранцев-не иностранцев ...
 Поймите меня правильно, я Вам не свои домыслы расписываю, я пытаюсь показать замысел М.А.Булгакова ...
     05:13 26.01.2017 (1)
2
Ну, я с Вами спорить не могу - Вы, Ержан, - специалист в этом вопросе.
     09:40 26.01.2017 (1)
2
 Это верно. Порой мне кажется, что в мире другого специалиста равного мне просто нет.
 Все эти амбициозные булгаковеды, защитившие докторские диссертации на обсуждениях собственных домыслов, не способны вести со мной нормальную беседу. Они скатываются постоянно на что-то абсолютно немыслимое, что опровергается обыкновенной логикой, здравым смыслом.
 Например, бал сатаны и приём в американском посольстве. Подобная аналогия сродни советским агитаторам, 100 лет внушающим своим гражданам, что в США живут бесы, но никак не просвещённому писателю.
 Но вся эмиграция после Октябрьского переворота 1917-го года называла единственный официальный праздник в СССР Первого мая разными нечестивыми названиями, то есть шабашем ведьм, бесовским пиршеством и так дальше. Этому сродни бал сатаны. А Америка ни причём....
     14:19 26.01.2017 (1)
2
А Америка на всех парах идёт в Информационную эпоху.
     14:31 26.01.2017
1
 Отнюдь не только США, но весь цивилизованный мир осваивает информационную эпоху, не пытаясь тупо перехватывать новые технологии, а соревнуясь в разработке всё новых технологий по обработке информационных потоков ... Это и Япония с Южной Кореей, и Австралия с Новой Зеландией, и ЮАР, и Канада, и, конечно, ЕС ...
Реклама