Произведение «ОТЦЫ И ДЕТИ» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Произведения к празднику: День воинской славы России
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 4
Читатели: 940 +2
Дата:
Предисловие:
Операция «Память»

ОТЦЫ И ДЕТИ

«Есть слава, которой не будет забвенья,
Есть память, которой не будет конца».

По картотекам военнопленных, с которыми работают поисковики, месяц назад были найдены фамилии наших земляков - мокроусовцев, считавшихся доселе пропавшими без вести. Оба – из  деревни Дмитриевка Старопершинского  сельсовета (ранее, Мостовского района). Это  Клышников Филарет Фомич и Кранин Василий Иванович. Благодаря труду волонтера Марины Михайловой из Старопершино,  найдены их родственники.  
И вот мы едем в Дмитриевку, чтобы встретиться с  дочерью Василия Ивановича, а также, с внуком Филарета Кузьмича, отдать им отсканированные документы, чтобы знали место захоронения своих родных и дату их гибели в немецком плену. Машину мягко трясет на ухабах, которые еще не совсем оделись в снежное покрывало ноября. Морозец  на днях чуть сковал трассу, да проезжающий транспорт ее накатал так, что превратил в ледяной каток. Оттого-то и движение наше медленное и размеренное. По краям асфальта до березовых колок простираются бескрайние поля, убранные механизаторами. Только тюки соломы выдают, что совсем недавно здесь прошла очередная битва за урожай. Когда-то,  более семидесяти лет назад, на этих самых полях трудились и славные дмитриевские хлеборобы, вставшие на защиту Отечества в суровом 1941-ом году. Их, огрубевшие от крестьянского труда руки, взяли винтовку, чтобы ворог не дошел до  хлебных нив и родового гнезда…
Лидия Васильевна Косарева встретила нас за воротами, как будто сердцем чувствовала, что мы появимся именно в это время. Рядом, верный своей хозяйке, пёс Тобик звонко поначалу облаял машину, но стих под грозным окриком. Дома у Лидии Васильевны чисто и ухожено. Домотканые половички  уложены на всем пространстве комнат, на стенах – старинные портреты родных и близких. Русская сибирская печь дополняет колорит жилья. От нее мягко веет теплом и сытостью.
–Домишко старый уже, - поясняет нам худощавая пожилая женщина.  – Но я к нему  привыкла,  как бы сроднилась. Вон, наличники на окнах пятидесятилетней давности, а до того красивенько сделаны, что менять не хочется. Подкрашу их, и опять веселят сердце.  В её доме после смерти мужа поселилась одинокая старость. Поначалу было тягостно, да с годами пообвыкла. Благо, сын живет по соседству. На столе – в большом пакете – фотографии ее прошедшей молодости и звонкой трудовой биографии. Начиналась она в родных краях с работы в животноводстве, на ферме, затем – на птичьем дворе.
-Колхоз наш «Путь Ленина» был большим и крепким, - рассказывает женщина. - И ферма была хорошая: овцеводством занимались, птичий двор славился на всю округу.
 Как бы в довесок к сказанному, на стол лег дневник повседневных дел на птичьем дворе. Записи 1958-го года гласили о том, каков молодняк петушков да курочек был в хозяйстве. Чем их кормили. Тут же стояли отметки о выходе птичниц на работу, о падеже птицепоголовья, по которым можно сделать вывод, что хорьки да хомяки  часто заглядывали на птицеферму. Но с ними велась беспощадная борьба. Лидия Васильевна была старшей птичницей на дворе. В подчинении у нее несколько девчат.  Они и ухаживали за питомцами:  и поили их, и кормили. Обратила внимание на  фотографию, где молодая Лидия Васильевна снята с несушкой  да петушком в руках во дворе хозяйства. Многочисленные Почетные грамоты, Благодарственные письма и приказы о денежной премии дополнили увиденные награды – значки «Ударник коммунистического труда», «Победитель соцсоревнования», медали «Ветеран труда» и «100 лет со дня рождения В. И. Ленина». Мы порадовались славной трудовой биографии дочери солдата Кранина.
 Василий Иванович  призван на войну в начале 1942-го года, так как в сороковом   жена его, Анна Ильинична, была на сносях и должна вот – вот разродиться. Поэтому и отсрочка вышла.
- Когда папка уходил на войну, я не помню, - рассказывает со слезами на глазах, женщина. - Он ушел, а мне всего-то было один год и три месяца. Братишка на несколько лет старше. Но тоже еще маленький. Так мама осталась одна с двумя малолетними  на руках. Трудилась  на разных работах. Мы -  на руках бабушки и деда.  Жили всегда тяжело. Наверное, приходило извещение о том, что пропал без вести,  не знаю.  Но что жилось бедно и трудно, это я помню. Мне было восемь лет, когда переехали в деревню Богданово.  Это уже случилось после войны. На краю деревни купили избушку. Я бегала в начальную школу. Мама, тогда еще молодая,  красивая женщина, вышла замуж  за ветерана, нашего земляка, пришедшего с  госпиталя. Александр Иванович Рязанов  практически стал для нас отцом.  Сошлась моя родительница с ним в 1948-ом году. Прожили в согласии всю жизнь. Он умер в 1986-ом году. Похоронен на Дмитриевском кладбище.
Семья Краниных - Рязановых, может быть, так и осталась жить в Богданах, если бы не известие с родных мест, что тяжело заболели родители Анны Ильиничны.  Вернулись дохаживать за ними в Дмитриевку.  После смерти стариков, остались в их  доме.
 Пока велся неспешный разговор о судьбе семьи Краниных , подошел внук второго, числившегося пропавшим без вести, солдата, Филарета Фомича Клышникова, Алексей Леонидович Клышников. Он принес с собой единственную, доставшуюся ему в «наследство», фотографию дедушки. На портрете довоенного образца  -  Ф. Ф. Клышников со своей женой Глафирой Ивановной.  Впрочем, еще до встречи с внуком, мы как бы заочно познакомились с этим семейством. На карте военнопленного с его же слов указано, что солдат имел шестерых детей.
 – Как это шестерых?- огорченно вопрошал внук. – У него еще был приемный сын Иван. То бишь, седьмой. Только он уже взрослым  на начало войны считался. Тоже призван на фронт и пропал без вести. Мы нашли донесение военного периода на Ивана Ивановича Клышникова, которые подтвердили слова Алексея Леонидовича.
       52268287
            Информация из донесения о безвозвратных   потерях
                         Фамилия
        Клышников
               Имя
        Иван
               Отчество
        Иванович
               Дата рождения/Возраст
        __.__.1921
               Место рождения
        Челябинская обл., Мостовский р-н, д. Дмитриевка
               Дата и место призыва
        Мостовский РВК, Челябинская обл., Мостовский р-н
               Последнее место службы
        штаб 239 сд
               Воинское звание
        красноармеец
               Причина выбытия
        пропал без вести
               Дата выбытия
        27.02.1942
               Место выбытия
        Смоленская обл., Мосальский р-н, д. Соловьевка
               Название источника информации
        ЦАМО
               Номер фонда источника информации
        58
               Номер описи источника информации
        818883
               Номер дела источника информации
        1332
               63304955
            Информация из донесения о безвозвратных   потерях
                         Фамилия
        Клышников
               Имя
        Иван
               Отчество
        Иванович
               Дата рождения/Возраст
        __.__.1921
               Последнее место службы
        813 сп
               Воинское звание
        красноармеец
               Причина выбытия
        пропал без вести
               Дата выбытия
        27.04.1942
               Место выбытия
        Смоленская обл.
               Название источника информации
        ЦАМО
               Номер фонда источника информации
        58
               Номер описи источника информации
        977525
               Номер дела источника информации
        308
 - Мой отец, Леонид Филаретович Клышников, самый последний ребенок  в семье, - начал своё повествование Алексей. – Родился в 1941-ом году. Нам он сказывал, что дед был взят на войну,  и потом пришло извещение, что пропал без вести. А дети деда Филарета и его жены Глафиры: Иван, Мария, Александр, Зинаида, Нина, Леонид…  Бабушка родом с Больше-Крошино. Выходила замуж по большой любви. Оттого-то, может быть, и детки рождались у них почти каждый год. В Дмитриевке имели свой дом, большое хозяйство. Работали в колхозе за палочки-трудодни.  После войны бабушка так и не вышла больше замуж. Умерла рано, в 1968-ом году.  Похоронена на Дмитриевском кладбище. Судьба моего отца, как и у всех деревенских пареньков его возраста, проста. Несмотря на нищету, коя царила в семье, окончил 7 классов. После уехал в Лебяжье учиться на тракториста. Работал – сначала на прицепе, затем на тракторе. Призвали в армию. Служил на Украине, на Северном Кавказе. После армии трудоустроился  в Мостовскую школу механизаторов инструктором по физической подготовке. В 1964-ом году женился. Моя мама – Надежда Петровна – трудилась продавцом в местном магазине. Перед пенсией, когда в деревне работы совсем не стало, перешла работать в центр соцзащиты, ухаживала за престарелыми бабушками. Отец работал последние годы перед пенсией в МТМ слесарем по электрооборудованию, аккумуляторщиком.  Мама умерла в возрасте 60-ти лет. А нас у родителей было трое – старшая Люба, средний – Анатолий, и я. Фотография – портрет достался мне от родителей. Остальные документы хранятся у Любы, которая проживает не здесь.  У деда Филарета есть правнук (мой сын). Учится в Омской медицинской академии…
Мы отдали документы внуку солдата Клышникова и рассказали своим собеседникам все, что смогли отыскать по документам в Центральном архиве Министерства обороны о дмитриевских хлеборобах, ведь, согласитесь, дети и внуки  о военной судьбе  своих отцов и дедов почти ничего не знали.
Солдат Кранин служил в 228 СД 799 СП. На период службы этот полк был приписан к 25 А третьего пополнения. А сама дивизия – второго формирования. Пополнялась за счет сибирских новобранцев. Место дислокации – Украина. Журнал боевых действий  дивизии 1942-го года нам «рассказал», как тяжело приходилось на том участке Южного фронта, где находился 799 СП, место службы Василия Ивановича. В донесениях читаем, что связь  работала  неэффективно, оттого и происходили заминки в выполнении приказов командования и опоздания в перегруппировках войск. Против наших бойцов кроме немцев, на этом фланге стояли  словаки, итальянцы и румыны. « К 1 июня 1942 г. войска фронта  выполняли директиву Главкома ЮЗН … обороняли занимаемые рубежи,  прикрывая Старобельское, Ворошиловоградское и Ростовское направления»… - читаю в донесении штаба фронта.
В плен Василий Иванович попал в июле 1942-го года. За этот период времени нашла «Боевой приказ № 021 штаба дивизии 228 СД от 18.07.42 г.» и карту действий наших войск. Читая скупые факты,  буквально кожей чувствуешь напряженность каждого дня на переднем фланге. Разведка доносит: «Противник в 18.00 час. в движении, до 30 танков вдоль полотна  ж.д. с. Репная на Западе и около 20 танков по левому берегу реки Лихая на Запад». (Лиха́я — река в Ростовской области России, правый приток Северского Донца (бассейн Дона).  прим. авт.  
Читаем далее: «228 СД к рассвету 19.07. час. переходит на новый рубеж обороны… 799 СП с 1/669 АП, 2/ 120 ОМД, 3/ 10 понт.д. при взв. ПТР… к 5.00 час.  19.07. 42 г. заняли для обороны участок исх. балка Дубовая, по правому южному берегу р. Лихая, Тацин, Сар, развилок жел.дорог  (28788), Ясной».
В карте военнопленного отмечено, что в плен он попал под Ростовом 20 июля 1942 г. Как раз совпадение донесения штаба дивизии о дислокации 799 СП. Значит, солдат дал правдивые показания о месте своего нахождения с ротой. Каким образом был

Реклама
Обсуждение
     19:42 24.04.2017
Потрясена. Спасибо за тяжелый беззаветный труд. Какие страшные подробности. Сколько горя, страданий пришлось пережить бойцам, чтобы потом все-равно умереть. Спасибо за память и всего Вам самого доброго и светлого.

С уважением, Таня
     11:10 30.01.2017 (1)
Дай Бог вам здоровья и сил возрождать память погибших бойцов!
     16:41 30.01.2017
И вам низкий поклон за то, что читаете подобные материалы и проникаетесь сочувствием!
Реклама