Произведение «Верующий в бога - еще не Homo sapiens (Глава 51 - МОИСЕЙ)» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Баллы: 1
Читатели: 964 +1
Дата:
Предисловие:
51. Что вера при известных обстоятельствах делает блаженным, что блаженство из навязчивой идеи еще не делает истинной идеи, что вера не двигает горами, но скорее нагромождает горы, где их совсем нет, — это в достаточной мере можно выяснить, пройдясь по сумасшедшему дому. Конечно, не жрецу, ибо жрец из инстинкта отрицает, что болезнь есть болезнь, что сумасшедший дом есть сумасшедший дом. Христианство нуждается в болезни почти в такой же мере, как Греция нуждалась в избытке здоровья: делать больным — это собственно задняя мысль всей той системы, которую церковь предлагает в видах спасения. И не является ли сама церковь — в последнем идеале католическим сумасшедшим домом? — И сама земля вообще не сумасшедший ли дом? — ­Религиозный человек, каким его хочет церковь, — есть типичный decadent; время, когда религиозный кризис господствует над народом, всегда отмечается нервными эпидемиями; «внутренний мир» религиозного человека так похож на внутренний мир перевозбужденных и истощенных, что их можно смешать друг с другом. «Высшие состояния», которые христианство навязало человечеству как ценность всех ценностей, — это эпилептоидные формы. Церковь причисляла к лику святых только сумасшедших или великих обманщиков in majorem dei honorem... Я позволил себе однажды охарактеризовать весь христианский training раскаяния и спасения (который теперь лучше всего можно изучить в Англии), как методически воспитываемую folie circulaire, само собой разумеется, на почве к тому уже подготовленной, т. е. глубоко болезненной. Не всякий может сделаться христианином: в христианство не «обращаются», — для этого должно сделаться больным... Мы, другие, имеющие мужество к здоровью и также к презрению, как можем мы не презирать религию, которая учила пренебрегать телом! которая не хочет освободиться от предрассудка о душе! которая из недостаточного питания делает «заслугу»! которая борется со здоровым, как с врагом, дьяволом, искушением! которая убедила себя, что можно влачить «совершенную душу» в теле, подобном трупу, и при этом имела надобность создать себе новое понятие о «совершенстве», нечто бледное, болезненное, идиотски-мечтательное, так называемую святость; святость — просто ряд симп­томов обедневшего, энервирующего, неисцелимого испорченного тела!.. Христианское движение, как европейское движение, с самого начала есть общее движение всего негодного и вырождающегося, которое с христианством хочет приобрести власть. Христианское движение не выражает упадка расы, но оно есть агрегат, образовавшийся из тяготеющих друг к другу форм décadence. Не развращенность древности, благородной древности, сделала возможным христианство, как это думают. Ученый идиотизм, который и теперь еще утверждает нечто подобное, заслуживает самого резкого опровержения. В то время, как христианизировались во всей империи больные, испорченные слои чандалы, существовал как раз противоположный тип, благородство в самом его красивом и зрелом образе. Но численность получила господство; демократизм христианских инстинктов победил... Христианство не было национальным, не обусловливалось расой. Оно обращалось ко всем обездоленным жизнью, оно имело своих союзников повсюду. Христианство, опираясь на rancune больных, обратило инстинкт против здоровых, против здоровья. Все удачливое, гордое, смелое, красота прежде всего, болезненно поражает его слух и зрение. Еще раз вспоминаю я неоценимые слова Павла: «Бог избрал немощное мира, немудрое мира, незнатное мира, уничиженное мира»: это была та формула, in hoc signo которой победил décadence. — Бог на кресте — неужели еще до сих пор не понята ужасная подоплека этого символа? Все, что страдает, что на кресте, — божественно... Мы все на кресте, следовательно, мы божественны... Мы одни божественны... Христианство было победой, более благородное погибло в нем, до сих пор христианство было величайшим несчастьем человечества...
Фридрих Ницше. «Антихристианин. Проклятие христианству»

Верующий в бога - еще не Homo sapiens (Глава 51 - МОИСЕЙ)

Глава 51 
МОИСЕЙ
Анахарсис заглянул к Олегу, чтобы развлечься игрой в шахматы, но застал его за работой.
— Чем занимаешься?
— Не чем, а кем. Одним из самых известных персонажей Библии. Угадай, кто это может быть: он вывел народ Израиля из Египта, именно ему Господь вручил каменные Скрижали Завета, на которых были выбиты 
Десять заповедей. Согласно преданию, он автор первых пяти книг 
Библии — Бытия, Исхода, Левита, Второзакония и Чисел, так называемого Пятикнижия. Речь о...
— Моисее. 
— Да! — Олег обрадовался, что есть с кем поделиться своими впечатлениями. 
— И как успехи?
— Понимаешь, перелопатил кучу материала, но чем больше вникаю в мелочи, тем больше убеждаюсь в том, что они идут вразрез со здравым смыслом. В результате, у меня возникли вполне логические сомнения: 
а был ли Моисей, а был ли Исход израильтян, посылал ли Бог десять страшных кар на Египет и многое другое? Но главное — зачем это хождение по пустыне длиною в сорок лет?!
— Давай по порядку, — заинтересовался Анахарсис, усаживаясь в удобное кресло напротив.
— Хорошо, слушай, — начал Олег. — Ко времени рождения Моисея народ Израиля жил в Египте. «Как он туда попал?» — спросишь ты. А вот как! У Иакова-Израиля, прародителя евреев, были три сына, один из них любимец Иосиф, которого братья из ревности продали египетским купцам в рабство. Благодаря умению толковать сны Иосиф был возвышен фараоном, женился на его дочери и стал визирем. Он предрек семь голодных и семь плодородных годов. Вследствие голода, евреи покинули Ханаан и при содействии Иосифа переселились в Египет, обосновавшись в земле Гесем на долгие четыреста лет. Иосиф, пользуясь своим высоким положением, покровительствовал своему роду, несмотря на то, как обошлись с ним братья.
Сперва евреи занимали почетные должности и пользовались расположением правителя, но их положение изменилось, когда к власти пришли фараоны, которые не помнили Иосифа Прекрасного. Еврейская община разрасталась, превысив численность египтян, что вызывало опасение у фараонов, поэтому их стали изнурять тяжелыми хозяйственными работами. Но ослабить молодой народ не удалось, число евреев все равно увеличивалось, и тогда фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола. В такой непростой обстановке родился Моисей. Его мать скрывала младенца три месяца, а когда дольше так продолжаться не могло, оставила его в просмоленной корзинке на берегу реки. Там мальчика нашла дочь фараона. Она сжалилась над еврейским дитем, взяла на воспитание и дала ему имя Моисей, что значило «спасенный из воды». Свидетелем этого стала родная тетя ребенка, устроившая так, что мать наняли к малышу кормилицей.
Анахарсис внимательно слушал и только время от времени отпускал реплики.
— Смотри, Олег, как часто в легендах и библейских притчах используется прием с корзиной, несущей по реке младенца. Это уже какая-то закономерность.
— Или отсутствие фантазии, — съязвил Олег.
Ему в голову пришла точно такая же мысль, первым делом вспомнились основатели Рима, брошенные по приказу родного деда-царя в Тибр.
— Но это мелочи по сравнению с тем, что с Моисеем происходило дальше.
— Всем известно что. Это избитые библейские истины.
— Да, если воспринимать их как догму, как аксиому, а верующие так и воспринимают, тогда ничего странного. Чем нелепее история, тем сильнее в нее верят. Как говорил Гольбах: «Долой разум! — вот основа религии». Но я смотрю на все со своей колокольни, руководствуясь именно разумом, а не слепой верой, и хочу во всем разобраться.
«Ну-ну», — подумал Анахарсис, вспомнив свои попытки «разобраться» с Иешуа. Но вслух произнес:
— Могу тебе чем-нибудь быть полезным?
— Да, можешь выслушать мои сомнения и развеять их или подтвердить мою правоту? Мне это очень важно.
— Хорошо, слушаю внимательно.
— Вернемся к дочери фараона, — воодушевился Олег. — Моисей был царевне как сын, она дала ему соответствующее воспитание, его ждало безоблачное будущее, но пришло время, и он узнал, что является евреем. Моисея глубоко огорчило рабское положение его народа. Однажды с ним произошел случай, круто изменивший последующую жизнь, — он стал свидетелем избиения еврея египетским охранником и заступился за несчастного. Опасаясь за свою жизнь из-за убийства египтянина, Моисей бежал из Египта в землю Мадиамскую. Там женился на дочери священника Иофора и стал пасти его овец у горы Хорив (Синай). Однажды, ему явился Ангел Господень «в пламени огня из среды тернового куста», который не сгорал в пламени. Этот куст известен в Библии, как неопалимая купина. Вот первое мое сомнение: как объяснить то, что куст горел, но не сгорал?
— Это тот самый куст, где Господь велел Моисею вернуться в Египет и вывести евреев? Ну, горел, видимо, потому, что надо было привлечь внимание пастуха к месту, где к нему должен был вещать Господь. А почему не сгорал? С точки зрения верующего, тоже вполне объяснимо провидением Божьим, не иначе. Но если с научной точки зрения — это растение называется ясенец, или дикий бадьян, оно очень ядовитое, но, кроме этого, имеет очень любопытное свойство. Если к нему поднести зажженную спичку, то прямо в воздухе происходит вспышка красного пламени, сопровождаемая хлопком и выделением черного дыма. Само растение при этом ничуть не страдает, отсюда и название «неопалимая купина».
— А что вызывает возгорание?
— Это сгорают выделяемые летучие ядовитые соединения. 
— Осталось узнать, кто спичку подносил, — не смог удержаться от колкости Олег. — Ладно, не будем придираться. Идем дальше.
Моисей возвратился на берега Нила вместе с братом Аароном, которого Бог дал ему в помощь. Сам он был косноязычным и Аарон должен был служить «его устами» при ходатайствах перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причем сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв.
Фараон не хотел терять рабочую силу, поэтому не отпустил евреев. Моисей пожаловался Богу, и тот навел на египтян многие бедствия, так называемые «казни египетские», коих было десять. Тут снова меня начали одолевать смутные сомнения, — заявил Олег. — Вот смотри, что это были за казни.
1. Казнь кровью: «И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской».
Это значит, что вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев и даже та, которая была в иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать. Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям.
— Узнаю евреев! — рассмеялся Анахарсис.
— Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее из крови в воду, и фараон решил, что наказание кровью — не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев. 
— Покраснение воды — известное явление, — разъяснил философ. — Так называемые красные приливы — не что иное, как цветение водорослей.
— Я так и предполагал. Покраснение воды еще куда ни шло, но что ты думаешь по поводу второй казни?
2. Казнь жабами: «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую». Они, как и обещали фараону, 
«... выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои...»
— Это следствие покраснения воды. Водоросли фистерии испускают токсины и поглощают кислород, что должно было вызвать гибель рыб и массовое бегство жаб из водоемов на сушу.
— Ну да, логично. 
3. Нашествие мошек: «Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь».
— Тоже весьма объяснимо. Гниющая рыба и дохлые жабы привлекли мух, переносчиков инфекций.
— Согласен.
4. Казнь пёсьими мухами: «И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение, а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух».
Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. По словам толкователей Библии, «насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему». Что это за твари такие?
— Скорее всего, под песьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.
— Как я не догадался! Но что интересно: песьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: «...отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим», — говорится в Библии.
— Этим Бог Израиля хотел показать, что Он есть Бог и над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Но фараон не сдался, по всей видимости.
— Нет. «Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание». И тогда Бог наслал на Египет пятую кару.
5. Мор скота. У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.
— Вполне допустимо, что инфекция, передающаяся мухами на расстояние 1,5 км, вызвала падеж скота. 
— Но если так, то вряд ли бы еврейский скот уцелел при этом. Поверим, что Богу под силу управлять эпидемией. Продолжим.
6. Язвы и нарывы. Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.
И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов, и решил отпустить-таки евреев. Но Бог ожесточил сердце его и дал ему смелость


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:27 24.02.2018 (1)
1
Не думаю, что Господь забавлялся,  снова и снова ввергая фараона в искушение и насылая на Египет одну за другой 10 казней. Фараон не лично принимал какие-то решения. У него был сонм советников. Так вот, партия противников еврейского исхода всякий раз подводила большую и большую убедительную базу под решение фараона. И они, по- своему, были правы. Ведь в таком случае Египет остался бы внезапно без дармовой рабочей силы. Очевидно, евреи были искусны и в ремёслах, и в земледельческих работах. Ну и животноводы были классные.   Отпускать таких, в тот момент, когда своё население  не могло тягаться с евреями  в мастерстве, это обрекать государство на ослабление и дать повод врагам напасть на Египет. Вот поэтому фараон всё откладывал и откладывал последнее, трагическое для страны, решение.  Сам он уже давно поверил во всемогущество израильского Бога. Но правитель себе не принадлежит. Он болеет за страну. Примерно так я бы описала данную проблему.
     12:55 24.02.2018 (1)
Анна, я рад , что ты заглянула в "Верующего........"Почему тебя заинтересовал именно Моисей ?
     16:51 24.02.2018 (1)
1
Потому что он как бы знакомее  всех персонажей. И я решила посмотреть, что вы напишете о нём. Посмотрела. По одной главе не скажешь, какая цель у вашего оч. большого труда. Поэтому я. наверное, прочту ещё несколько. Но предупреждаю сразу: если я увижу в вашем труде хулу на Бога, читать я прекращу. Пока в главе Моисей я увидела, что некий юноша читает Библию и хочет найти в её событиях зерно реальности. Ему непонятны некоторые аспекты. А его умный собеседник тут же находит этим событиям вполне житейские толкования, словно бы подводя своего друга к тому, что библейский путь евреев - он реален, и всё это можно объяснить законами природы. Возможно, ваши герои беседуют как два атеиста, без должного благоговения перед Великой Книгой, но это ничего. Похвально то, что герой потянулся к изучению Библии с научной точки зрения. Так много раз бывало:  читают Библию, чтобы развенчать и опровергнуть существование Творца, а потом, подготовленные по Его воле, склоняются перед ним в радости и благоговении. 
     19:40 24.02.2018 (1)
Анна я атеист до мозга костей. Мне жаль тех, кто подвергся индоктринации  невежд и  теперь не в силах освободиться от иллюзорного восприятия действительности.
Прочитай 11 главу. Ты не первая,  кто высказывает такое мнение, но вы ошибаетесь. 
     21:54 24.02.2018 (1)
2
Ну... я бы так однозначно к проблеме не относилась. с чего бы, например. вам жалеть меня? Лично мне вас не жаль. Вам нормально живётся атеистом? Ну и прекрасно. А мне прекрасно живётся в детях Божьих. И оставим каждому его или заблуждение, или, наоборот, пребывание в истине. Я не собираюсь ни опровергать ваши умоззаключения, ни навязывать что-то своё. Читаю и просто высказываю ряд мыслей по прочитанному.
     10:00 25.02.2018 (1)
Внутри каждого теплится Космос.

Тебе и только тебе,
Как на духу, расскажу о счастье,
О Вселенной и нуль-пространстве, 
Сфере Хаблла и дырах черных. 
О вопросах, конечно, спорных.
Космос — скопище звезд — бесконечен.
Вечен, в вечной тьме нетленной,   
И мы «СПОСОБ», которым Космос
Познает себя во Вселенной.

Вера тормозит прогресс  Ойкумены. Именно это, я, в силу своих возможностей, пытаюсь  показать верующим.
Взгляните на своих пастырей погрязших в грехах.
Подвергая индоктринации в купели младенцев  они рассчитывают на прибыль от прихожан. 
Эти клопы в рясах  (и не только) на теле человечества "потребляют" 12% ВВП Ойкумены
     10:22 25.02.2018 (1)
1
Что я буду искать соринку в глазах кого-то? Мне бы бревно в своих увидеть и вытащить. Пастыри, которых я вижу вокруг себя, люди смиренные и чистые, скорые на помощь, коим Бог даёт мудрости большой. И Вселенная есть, и Хабалла, и дыры чёрные - всё это есть. И Ойкумена просто не может не быть. Как и великий Космос , дивно сотворённый  Богом. И во всём - Его величие. Нет никакого противоречия. Впрочем, это уже у нас спор. А я на религиозную тему не спорю. Спасибо за интересную полемику. Почитаю ещё что-то.
     20:51 25.02.2018 (1)
После третьего "знакомства" можно перейти на ТЫ без брудершафта.
 Так вот ,Ты и сама знаешь, но я напомню -послушай, что по этому поводу глаголит НЕВЗОРОВ. Он хоть и  педант, но "людям" в сутанах от него достается, и по делам. Тут уж никуда не попрешь.

И вот еще что  "Почитаю еще что - то".  Это ничего не даст или все или ничего. А одолжений мне не надо.
     20:57 25.02.2018 (1)
Невзоров - одержимый. И часто себя не контролирует.  Его зациклило на сутанах.))  Он от них впадает в самое настоящее духовное бешенство. Ну сам подумай, для чего мне его слушать? Что он мне может сказать нового? И главное - для чего? Очень люблю лекции Кураева.
     13:01 05.03.2018
Если он ничего не может сказать  тебе нового, значит ты согласна со всем СТАРЫм. Ой ЯЯЙ. А коль ты знаешь старое, а оно мерзкое до безобразия, как тебя угораздило оставаться "верующей"?

С глубоким почтением Станислав.
 Я бы на твоем месте поостерегся Кураева. Слишком мягко стелет.
Реклама