Произведение «Верующий в бога - еще не Homo sapiens (Глава 59 - ВЕСЕЛАЯ РЕЛИГИЯ)» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Читатели: 1071 +2
Дата:
Предисловие:
59. Вся работа античного мира напрасна: у меня нет слов, чтобы выразить чудовищность этою. — И принимая в соображение, что эта работа была только предварительной работой, что гранитом его самосознания был заложен лишь фундамент к работе тысячелетий, — весь смысл античного мира напрасен!.. К чему греки? к чему римляне? — Там были уже все предпосылки к научной культуре, все научные методы, было твердо поставлено великое несравненное искусство хорошо читать, — эта предпосылка к традиции культуры, к единству науки; естествознание в союзе с математикой и механикой было на наилучшем пути, — понимание фактов, последнее и самое ценное из всех пониманий, имело свои школы, имело уже столетия традиций! Понятно ли это? Все существенное было найдено, чтобы можно было приступить к работе: методы, повторяю десять раз, это и есть самое существенное, а вместе с тем и самое трудное, то, чему упорнее всего противятся привычки и леность. Все дурные христианские инстинкты сидят еще в нас, и нужно было огромное самопринуждение, чтобы завоевать свободный взгляд на реальность, осмотрительность в действии, терпение и серьезность в самомалейшем, всю честность познания, — и все это уже было там! было уже более чем два тысячелетия перед этим! Прибавьте сюда еще тонкий такт и вкус! Не как дрессировка мозга! Не как «немецкое» образование с вульгарными манерами! Но как тело, как жесты, как инстинкт, — одним словом, как реальность! Все напрасно! За одну лишь ночь стало это только воспоминанием! — Греки! римляне! Благородство инстинкта, вкус, методическое исследование, гений организации и управления, вера, воля к будущему людей, великое утверждение всех вещей, воплотившихся в imperium Romanum, и очевидных для всех чувств, великий стиль, сделавшийся не только искусством, но реальностью, истиной, жизнью... — И все это завалено не через какую-нибудь внезапную катастрофу! Не растоптано германцами или иными увальнями! Но осквернено хитрыми, тайными, невидимыми малокровными вампирами! Не побеждено — только высосано!.. Скрытая мстительность, маленькая зависть стали господами! Разом поднялось наверх все жалкое, страдающее само по себе, охваченное дурными чувствами, весь душевный мир гетто!.. Нужно только почитать какого-нибудь христианского агитатора, например св. Августина, чтобы понять, чтобы почувствовать обонянием, какие нечистоплотные существа выступили тогда наверх. Совершенно обманулись бы, если бы предположили недостаток ума у вождей христианского движения: о, они умны, умны до святости, эти господа отцы церкви! Им недостает совсем иного. Природа ими пренебрегла, — она забыла уделить им скромное приданое честных, приличных, чистоплотных инстинктов... Между нами будь сказано, это не мужчины... Если ислам презирает христианство, то он тысячу раз прав: предпосылка ислама — мужчины.
Фридрих Ницше. «Антихристианин. Проклятие христианству»

Верующий в бога - еще не Homo sapiens (Глава 59 - ВЕСЕЛАЯ РЕЛИГИЯ)

Глава 59
ВЕСЕЛАЯ РЕЛИГИЯ
Древние цивилизации подарили миру неповторимую историю, культуру и религию. Зачастую нельзя четко разграничить, где заканчивается культура и начинается религия. Они дополняют друг друга, создавая уникальный тандем, что, в свою очередь, влияет на формирование государственного строя. Но одно можно с уверенностью сказать — каждый народ достоин правителей, которые им управляют, и богов, которые себе создал. Геродот считает, что греческих богов создали Гомер и Гесиод. Именно они превратили суровых древних богов, олицетворявших силы природы, в идеальных существ, имеющих все человеческие добродетели и пороки. Античные боги красивы, умны, обладают уникальной силой и способностями, они велики и бессмертны. Но качества души и сердца у них такие же, как у людей, мотивы действий — те же. Над ними владычествуют чувства и страсти, свойственные людям — они любят и ненавидят, им известны радость и печаль, доброта и жестокость. Именно Гомер сделал их такими — веселыми и живыми. В этом уникальность античной религии.
Сонм олимпийских богов и богинь с Зевсом во главе — идеализированное подобие царского семейства. Так же, как царь созывает вельмож на советы и на пиры, так и Зевс собирает богов и богинь в золотой олимпийский дворец. Там они весело пируют, вкушая нектар и амброзию, услаждаясь пением муз, игрою Аполлона на лире, им прислуживает дочь Зевса Геба — богиня молодости. Такой Олимп во всем божественном блеске воспет в древнегреческой поэзии и мифологии.
Конечно, жизнь олимпийцев не свободна от забот. Временами люди вовлекают их в хлопоты своими безрассудствами, но это лишь мимолетные неприятности, не портящие общего светлого блаженного счастья. Им не чужды земные страсти, у них бывают раздоры, ведущие к банальным ссорам и скандалам. Главная олимпийская чета — Зевс и Гера — бранятся, как простые смертные. Поводов предостаточно: Зевс, выражаясь современным языком, был страшный бабник, совратитель и соблазнитель юных дев и юношей, поэтому изменял своей жене — могущественной богине Гере — направо и налево, с утра до вечера и с вечера до утра. А чтобы Гера не могла его застукать с поличным в момент измены, Зевс являлся к своим пассиям в разных образах: быка, лебедя, орла, золотого дождя... Что любопытно, «невинные жертвы» Зевса, видя перед собой возбужденного быка, орла, лебедя, охотно отдавались быку, орлу, лебедю... Этому трудно найти объяснение, да и не будем пытаться его искать, а просто поведаем о некоторых любовных похождениях Зевса, как пример того, как боги развлекались в свободный от праздности час.
Показательным в этом плане случай с юной нимфой Каллисто, спутницей охотницы Артемиды.
Все девы, окружавшие Артемиду, поклялись богине, что будут хранить свою девственность, пока служат богине. Однажды Каллисто, утомленная охотой, освободившись от одежд, легла под тенью раскидистого дерева и уснула. Зевс, летая над землей в поисках развлечений, узрел обнаженную деву и, как повествует Овидий в «Метаморфозах»: «...огонь разгорелся в его жилах». Распалившись, Зевс решил овладеть юной прелестницей, тем более, что она была для него легкой добычей (еще бы — голая и спящая). Всего лишь на секунду Зевс подумал о своей жене Гере: «Эту проделку жена не узнает, наверно. Если ж узнает, то пусть! Это ль ругани женской не стоит?» — вещает Овидий в своих «Метаморфозах».
Решив так, Зевс спустился к спящей нимфе в образе ее госпожи Артемиды. Он стал страстно целовать обнаженную нимфу, и та спокойно принимала его поцелуи (очевидно, привыкла к таким ласкам Артемиды). Зевс так распалился, что его мужская сущность выскочила наружу, что очень удивило нимфу, но, тем не менее, она отдалась Артемиде, то бишь Зевсу.
Сделав свое дело, он улетел «гулять» в поисках новых развлечений. А Каллисто, как ни странно, не стала обсуждать это «приключение» с 
Артемидой, хотя была уверена, что отдалась именно ей (святая простота!). Прошло время, и у Каллисто стал расти животик. Нимфа девять месяцев не снимала с себя одежды, скрывая свою беременность, и все это время Зевс посещал владения Артемиды, обрюхатив всех девятнадцать ее нимф. Беременность Каллисто завершилась рождением двух сыновей — Аркада и Пана. Кого родили другие нимфы, неизвестно.
Узнав, что Каллисто не только потеряла девственность, но и родила двух мальчиков, Артемида так разгневалась на нее, что хотела убить. 
От смерти Каллисто спас Зевс, отправив ее на небо в виде созвездия Большой Медведицы. Вот такая история — была нимфой, стала медведицей в далекой звездной ссылке.
А вот случай с юношей. Однажды Зевс пленился необыкновенной красотой Ганимеда. Чтобы похитить прекрасного юношу и сделать его своим возлюбленным, Зевс превращается в огромного орла и похищает его. На Олимпе Ганимед становится любимцем Зевса и делит с ним ложе (куда только Гера смотрела), за это ему была дарована вечная юность и бессмертие. Ганимед стал виночерпием на пирах богов, сменив на этом посту Гебу. Говорят, Зевс поместил его на небо в виде созвездия Водолей. Так что, гуляя под звездным небом, учтите, что там все сплошь возлюбленные Зевса.
Другой жертвой любвеобильного олимпийца стала Европа. По легенде Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил ее, увезя на своей спине на остров Крит. Там, на острове, Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Минос, Радамант и Сарпедон.
Зевс был выдумщиком, каких не видывали! Неприступной красавицей Ледой он овладел, превратившись в лебедя. Она родила от него Полидевка и Елену.
К Данае, запертой в подземном медном доме отцом, которому предрекли, что он будет убит сыном своей дочери, Зевс проник в виде золотого дождя и оплодотворил ее лоно. У Данаи родился сын Персей.
Чтобы овладеть буйной Антиопой, Зевс превращается в традиционного спутника менад по дионисийским шествиям — сатира.
В облике змея он соблазнил сестру Геры богиню плодородия Деметру, а затем ее дочь Персефону.
В облике перепела — Лето. Когда Лето пришло время родить, ревнивая Гера запретила земной тверди дать роженице место для родов. Она преследовала ее по всей земле, и лишь на острове Делос у озера та родила Артемиду и Аполлона.
Ради любовных забав Зевс принимал огненное обличье, превращался даже в муравья, голубя и т.д. — фантазия безгранична.
В образе облака он соблазнил Ио. На ней-то Гера и выместила свою злость сполна. Чтобы скрыть Ио от жены, Зевс превратил ее в белую корову, но Гера узнала ее и напустила чудовищного овода на бедное животное. Ио нигде не могла найти покоя, овод всюду преследовал ее и жалил, причиняя страдания. Несчастная Ио! Лучше бы Зевс отправил ее тоже на небо, было бы одним созвездием больше.
Гера была мстительной и злопамятной. Она не прощала измен и часто устраивала скандалы неверному супругу, преследовала его любовниц, навлекала на них разные неприятности. Зевс отбивался, как мог, но иногда терпению громовержца наступал конец и, когда угрозы не действовали, он, чтоб усмирить ее, прибегал к крайним мерам. Однажды Зевс повесил Геру между сиянием эфира и облаками, привязав к ногам ей две наковальни, 
а руки сковал золотою цепью. Вот так — богиня не богиня, а мужа слушаться должна! 
Когда Зевс гневался, гром и молнии сотрясали Олимп, и тогда берегись все, кто попадался под руку! Однажды в гневе он сбросил своего сына Гефеста с самого неба. Гефест летел вниз целый день и, упав на Лемнос, был оглушен ударом о землю. К счастью для него, он нашел хороший прием у лемносских сентийцев, которые утешили горемыку. Но к полетам он, похоже, привык: мать, желая избавиться от неприятности видеть хромого сына, тоже сбрасывала его с неба. В тот раз он упал в море, и богини Фетида и Эвринома приняли его дружески. Именно поэтому он впоследствии так услужливо исполнил просьбу Фетиды, пожелавшей, чтобы он сделал щит, шлем и латы для Ахиллеса. 
В общем, в наше время таких отца с матерью лишили бы родительских прав.
Зевс постоянно ссорится и с другими богами, например с Посейдоном, часто грозит ему. Посейдон пытается противиться брату, но все же покоряется, от грома и молний, так сказать, подальше.
Дочери Зевса также ведут себя зачастую, как склочные бабы, доходит до рукоприкладства. Афина Паллада однажды нанесла удар в грудь Афродите и направила копье Диомеда на нее и Ареса, так что те двое, раненые, со стоном улетели на Олимп. А там уже Гера взялась воспитывать Артемиду ударами ее же лука по голове. Не Олимп, а коммунальная квартира, Зощенко отдыхает!
Но ссоры производят лишь краткое неудовольствие между богами и не столько нарушают, сколько оживляют блаженство их жизни. Всегда находятся примирители и согласие восстанавливается. Когда ссора Зевса с Герой наводит тень на пир богов и богинь, смешной добряк Гефест уговаривает ссорящихся помириться, чтобы не мешать веселью, идет кругом стола, наливая золотые кубки, и блаженные боги громко хохочут, любуясь, как он, прихрамывая, суетится. С Гефестом вообще путаница сплошная: по «Илиаде» он женат на Харите, по «Одиссее» — на самой Афродите. Факт, что женою хромоногого стала красавица, символически выражает идею о красоте произведений кузнечного ремесла. Но хромой кузнец — не партия богине любви, и его брак с нею, по представлениям древних греков, делает ему много горя: его жена завела связь с богом войны Аресом. Обманутый муж придумал хитрость: жена с любовником попались в искусно сделанную сеть, и он привел богов и богинь смеяться над ними — приключение, которое воспевал Демодок на пире у царя феаков Алкиноя. Считается, что в образе слепого певца Демодока Гомер изобразил самого себя, отсюда и пошло восприятие Гомера слепым.
Лирой, звеня сладкозвучной пел Демодок вдохновенный...
Муза его при рождении злом и добром одарила — 
Очи затмила его, даровала за то сладкопение.
Наивные гомеровские рассказы, отнимавшие святость у богов, слишком подверженных человеческим слабостям, возбуждали сильное неудовольствие мыслителей позднейшего времени, когда религиозное чувство в Древней Греции стало более серьезным и глубоким. Пифагор считал, что Гомер своими оскорбительными для богов вымыслами заслужил тяжелое наказание в загробной жизни, Пиндар и трагики устраняли из своих произведений народные рассказы. Конечно, возвращение к серьезному первобытному воззрению на богов было необходимо для того, чтобы религиозные понятия сохранили свою святость, иначе ­религия Древней Греции стала бы забавой, мысли о богах и богинях побуждали бы не к возвышенному настроению, а к чувственным наслаждениям. Что греха таить, Древняя Греция была раем для такого рода наслаждений, но грекам при этом не были чужды серьезные религиозные чувства, которые поддерживались обрядами, гимнами и таинствами богослужения.
Таким образом, их религиозные понятия вызывали побуждение заботиться о своем совершенствовании, обуздывать свои страсти, подчинять свои влечения разуму, развивать в себе благородные, гуманные стремления. По древнегреческим религиозным понятиям, человек не должен был ни давать своей чувственности владычествовать над ним, ни умерщвлять в себе чувственность. Он


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама