Предисловие: Андрей Тарковский и мои размышления о сталкере ... Фильм "Сталкер" А. Тарковский
В фильме Тарковского зона - это наша родная Земля-матушка.
Жизнь - это чудо, которое по стечению обстоятельств залетело на мёртвую планету, со всеми вытекающими из этого чудесными природными явлениями.
Всякие причиндалы, которые валяются на территории зоны, - это исторические артефакты из прошлого.
Профессор - это представитель технократического общества, готовый ради своих иллюзорных понятий чести уничтожить саму жизнь или зону.
Писатель - это образ идеалистической богемы, которая прозябает в наслаждениях и ради получения плотских удовольствий спивается и деградирует.
Сталкер - это народ, мечущийся в бессмысленной попытке обрести смысл своего существования в ожидании чуда от некоего источника поклонения в виде какой-то священной местности.
Его жена и ребёнок - это абсолютно неизвестное наше будущее, которое обреченно перевоплотиться в муках в нечто необыкновенное, пока для нас скрытое, без всякого понятия Добра и Зла ...
А фильм по сути чрезвычайно пессимистический, как и вся наша жизнь в СССР ... От него веет абсолютной безысходностью, когда, что бы ни случилось, будущего всё одно нет. В этом его пророческое откровение.
Сталкер по-Тарковскому не просто глупый и безвольный от рождения человек.
Он аморален и беспринципен и, ради своего тщеславного желания попасть по блату в рай, готов заплатить своей женой и ребёнком.
В его поганой душе нет ничего, с чем бы можно было войти в комнату исполнения желаний, поэтому он тащит туда других, чтобы исполнилось на свете нечто другое, что пророчествует его душа...
Сталкер - это отброс общества, бомж, много лет проведший в заключении, изгой, тот самый нищий духом из Евангелия от Матфея 5:3, о котором сказано "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное".
Он ничему научить не может, он трус и подонок, как и объявляет его в фильме Тарковский.
Его душа пуста, невинна совершенно, как духовный мир зверей, в ней есть только инстинкт и биологические потребности.
В фильме и запаха нет от романтической младенческой чепухи...
Сталкер вместо того, чтобы лечить свою дочку, бродит в "зоне" в поисках чуда.
Вместо того, чтобы вкалывать, добывая себе и своей семье хлеб насущный, он пытается получить счастье нахаляву, даром, да ещё чужими руками, потому что хорошо понимает свою полную пустоту...
В образе сталкера режиссёр А.Тарковский выразил образ советского человека, юродивого, который украдкой хочет получить свой кусочек счастья не с помощью работы над собой, а в результате явления какого-то другого человека-Пророка, душа которого преобразуют весь мир в комнате исполнения желаний.
То есть сталкер - это дитя природы, который не может изменить мир самостоятельно, но истово верит в нечто сверхъестественное и по сути языческое, оставаясь при этом совершенно невинным или архаичным, как любят утверждать братья Михалковы ... |
Сейчас заглянул в Википедию - всё-таки о творчестве Ирмы Рауш я знаю не очень много. И, оказывается, именно сегодня у Ирмы Рауш день рождения.
А по поводу "Сталкера" и "выражения образов"...
Мне представляется, Ержан, что Тарковский вообще не хотел выразить. Ни образы, ни что-либо другое. Он просто занимался тем, чем ему было интересно заниматься. А все наши интерпретации же так и остаются нашими интерпретациями. Каждый видит своё.