Предисловие: Недосказанная боль ... Рецензия на фильм "Мелодия для шарманки" Киры Георгиевны Муратовой
Громкое имя мэтров советского кино для меня всегда повод просмотреть новую картину заслуженного режиссёра.
Вот так в очередной раз я решил посмотреть телепередачу "Закрытый показ" А.Гордона с новой работой Киры Муратовой, рассчитывая, как минимум, что будет о чём подумать.
Но я ошибся.
Обидно видеть, как вполне состоявшиеся и подстроившиеся в СССР к требованиям цензуры, умные талантливые люди потеряли себя вне советской власти и её ограничений.
Вдруг выяснилось, что кроме осуждения отдельных недостатков, присущих советской власти, им и сказать нечего.
Так оказалось с Эльдаром Рязановым, чьи постперестроечные картины нельзя смотреть без сожаления. Настолько наивны и ограничены продвигаемые в них идеи.
Также и с Кирой Муратовой.
Цинизм и безысходность её последних фильмов поражают каким-то отчаянием разочаровавшегося в жизни человека.
В картине "Мелодия для шарманки" два сироты, урождённые от двух случайных мужиков, то ли спившихся интеллигентов, то ли обыкновенных слабовольных неудачников, бродят по России в поисках этих своих отцов ...
Странная мать, перед смертью нашедшая время сшить пальто из ковра сыну, но не удосужившаяся устроить приличное будущее своим деткам, по причине болезни умерла незадолго до начала истории.
Вообще, наблюдая за развитием сюжета, я никак не мог отделаться от вопросов, на которые автор не стал отвечать, то ли из-за лени, то ли из-за многозначительности ... Так я этого и не понял.
Но рассказ намеренно выстроен, как некая карикатура на реальную жизнь.
Ухоженные, пухленькие дети, с хорошо поставленной речью, нисколько не напоминают несчастных выросших вне воспитания детишек. Наоборот, они выглядят так словно жили в любви и холе, ни в чём не зная отказа.
Отчего таких детей выбрасывают контролёры из электрички для меня осталось загадкой. Вероятно, контролёры - это некая особо зловредная профессия.
Что за банды беспризорных малолеток прячутся в неких трущобах пригорода, я тоже не понял. Возможно, Кира Муратова сама их там поселила, но я в силу профессиональной необходимости бродил много в пригородах Москвы, Алма-Аты, Караганды, Красноярска, Новосибирска, но нигде не пересекался с такими детьми. Отсюда я делаю вывод, что их в 2000-ые годы просто не было. Да и в 1990-ые мне сомнительно, что они были.
После Гражданской войны, когда массы народа уничтожали друг друга, детей без родителей стало так много, что они собирались в городах в банды. Но это было в 1920-ых и 1930-ых годах.
С нашим временем я никакой подобной аналогии не вижу. Да и в фильме её нет. Ведь еды кругом полно. В 1920-ых и 1930-ых было не так. Тогда царил голод, в большинстве своём искусственный.
Неужели Кира Муратова этого не знает?.. Быть того не может!
Тогда зачем?.. Получается для красного словца ...
Голодным детям в современных сетевых магазинах всегда найдётся чем перекусить, если они голодны по-настоящему, зачем вынуждать девочку воровать хлеб? Опять нет ответа. Ей ничего не стоило попросить. Сердобольные люди нашлись бы легко.
Эпизод о том, как девочка Алёна нарочито тренируется артистическому мастерству, чтобы соврать на кассе, просто нечто выдуманное и вычурное. Зачем это нужно?..
Олег Табаков в роли современного богатея, который отказывает обыкновенным с его точки зрения детям, но проникается ангелоподобным мальчиком, похож на Деда Мороза, который доверяет любому случайному человеку, но не находит времени и внимания даже для ангела.
Его супруга, вечно витающая в облаках Р.Литвинова, изображает странную скучающую от безделья особу, озабоченную лишь приобретением новой игрушки ...
Так я и не понял, с какой стороны "пришить" этих людей к фильму ...
В итоге получилось, что жизнь в России, а может быть и на всём свете, пуста и бессмысленна. И это печально ...
Неужели Кире Муратовой так страшно сознавать, что её время вышло и пора уже подумать о вечности?..
Пустой получился фильм.
И это очень жаль. |