Я не умею писать стихи, но безмерно люблю поэзию! Среди моих любимых поэтов такие имена, как Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Блок и Цветаева… Список можно продолжить.
Как много издано книг, монографий, статей и эссе о поэзии и поэтах, не хочется повторяться, а только хочется высказать свое собственное впечатление и понимание этого прекрасного мира, где живет ДУША поэта!
Настоящие поэты — всегда ВЕСТНИКИ. Они дают нам возможность сквозь образы искусства почувствовать высшую правду и свет. И если убивают в народе веру в Бога, как это произошло в нашей истории в тридцатые годы XX века, то остаются ПОЭТЫ, их творчество, которое невозможно попирать и фальсифицировать! Поэты, которые, как святые, несут в народ ДОБРО и СВЕТ:
Два чувства дивно бли́зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества. 1)
Такими АЛТАРЯМИ для нас всегда будет поэзия Пушкина, Лермонтова, Блока...
Мы живем в государстве с очень сложной историей и не менее сложным отношением к к поэтам. В XIX веке сам царь был цензором поэтических творений Александра Сергеевича Пушкина, на короткий период творчества Михаила Юрьевича Лермонтова выпала доля «безвременья», а о поэте Александре Блоке совсем ничего не знал российский монарх.
Миссия же этих поэтов великая! Пушкин создал чрезвычайно выразительный литературный язык и ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ стих , он вооружил своих последователей совершенным средством для выражения любых идей и чувств, художественных образов. Лермонтов , на мой взгляд, открыл природу ДЕМОНИЗМА, ее опасную сущность для души человека. Блок стал величайшим поэтом после Лермонтова! Он создал СОВЕРШЕННЫЙ стих, завораживающий, необыкновенно выразительный, с таким накалом эмоций, что дух захватывает:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль. 2)
Каждый из этих поэтов , мною обожаемых, такая ГЛУБИНА, в которую заглянуть в небольшом эссе невозможно, а только коснуться самых дорогих для меня образов и тем.
Мне интересен Пушкин, открывший в «Маленьких трагедиях» природу человеческих СТРАСТЕЙ: скупость, зависть, неуемная страсть, разврат и пьянство:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
*
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог. 3)
Построенные по принципу оксюморона эти трагедии вмещают в себя все, что можно сказать о человеке. Проходят столетия, а природа человеческих страстей не меняется, приобретая еще более разветвленный характер в наши дни.
Юный Пушкин один из первых заявил о ДЕМОНИЧЕСКОЙ природе государства:
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой. 4)
Строки,написанные два века назад, в 1817 году, звучат как никогда современно!
Лермонтовский «Демон», с моей точки зрения, самое потрясающее произведение поэта, в котором он показал, как происходит процесс вочеловечивания Демона: и его любовь к Тамаре, и «горючая слеза» - все это этапы сложного процесса познания жизни, святыни «Любви, добра и красоты!» 5):
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты.
В душе моей, с начала мира,
Твой образ был напечатлен,
Передо мной носился он
В пустынях вечного эфира. 6)
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру. 7)
Кто же из нас вместе с поэтом не проходит этот сложный процесс познания жизни, отраженный в философской триаде: отрицание, утверждение, отрицание отрицания?!
Блок бесконечно дорог мне своим ПУТЕМ ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ и трагедией ПАДШЕГО ВЕСТНИКА! Ему было ОТКУДА падать! И это не поймут люди, равнодушные к поэтическому слову, живущие в болоте жизни. Блок, небожитель, воспевающий Прекрасную Даму, он тонко почувствовал приближение жестокого XX века, века- волкодава:
И век последний, ужасней всех,
Увидим и вы и я.
Все небо скроет гнусный грех,
На всех устах застынет смех,
Тоска небытия…
Весны, дитя, ты будешь ждать-
Весна обманет.
Ты будешь солнце на небе звать-
Солнце не встанет.
И крик, когда ты начнешь кричать,
Как, камень, канет... 8)
Разве мы с вами не чувствуем приближение этого «ужасного века», хотя во временном понятии живем уже в другом веке?!
В завершении хочу сказать, что ПОЭТЫ, а не политики, знаменуют эпохи, формируют сознание нации и платят за это великую цену, свою гибель!
«Удел поэтов – борьба и гибель, ценой которой покупается бессмертие поэзии. Мы умираем, а искусство остаётся». 9)
1А.С. Пушкин «Два чувства дивно бли́зки нам».1830 г.
2А. Блок «Незнакомка».24 апреля 1906г.
3А.С. Пушкин « Маленькие трагедии», «Пир во время чумы».
4А.С. Пушкин. Ода «Вольность». 1817г.
5М.Ю. Лермонтов. «Демон»
6М.Ю. Лермонтов. Там же.
7М.Ю. Лермонтов. Там же.
8А. Блок. «Голос из хора».
9А. Блок.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Но это так, наблюдение...
Несколько вопросов у меня к Вам.
Входят ли в Ваш круг чтения какие-либо иные поэты, кроме тех, что включены в школьную программу?
Каков был внутренний посыл для написания этого эссе?
Знакомы ли Вам очерки каких-либо отечественных литературоведов об упомянутых Вами поэтах?
В примечаниях трижды вкралась опечатка в фамилии Лермонтова.