Нас перекормили современными телесериалами. Нас продолжают ими перекармливать до сих пор. Отрыжка и рвота - естественные человеческие реакции отторжения на некачественный продукт, но все-таки давайте подумаем спокойно, без подташнивания: а все ли так уж в этой сегодняшней телесериальности т у п и к о в о? Может, всё-таки «брезжит» если не свет, то хотя бы просветление в «конце тоннеля»? Я всё же возьму на себя смелость сказать, что да, такое просветление есть. И к этому просветлению ведут, как сказал бы батька Ангел, два путЯ: сценарии и актёры. Начнём со второго.
Согласен: заманить в большинство сегодняшних телесериалов профессионалов такого уровня как, скажем, Елена Яковлева, Гармаш, Никоненко, Миронов, Машков, Сухоруков, Певцов, Безруков очень непросто, и, извиняюсь за невольную тавтологию, по одной простой причине: они – ПРОФЕССИОНАЛЫ, и они знают себе цену. И дело здесь даже не в гонорарах. Большинство из них –люди достаточно обеспеченные и, надеюсь, не алчные, поэтому на дешёвку вряд ли купятся. Авторитет режиссёров? Да, он может их привлечь, но у сегодняшних «сериальщиков» он весьма невысок (если имеется вообще), а величин типа Лиозновой или Станислава Говорухин на сегодняшнем теле- и кинематографическом горизонтах что-то не видно.
Есть ещё один путь – сценарии, и вот здесь я сегодняшних «сериальных» режиссёров совершенно не понимаю! Они зациклились или на бесконечных любовных, извиняюсь, соплях, или на играх в воров и сыщиков. Они с непонятным упорством не хотят понять, что времена «Богатых тоже плачут» или «Улиц разбитых фонарей» уже ПРОШЛИ и, дай Бог, никогда не вернуться! Есть ещё одна категория сериалов: под маской патриотического воспитания выходят (точнее: пекутся. Да-да, как блины!) совершенно игрушечные «фильмики» о героях-спецназовцах, бесстрашных разведчиках, супре-пупер-диверсантах. Понятно, что никаких других родов войск в наших славных Вооруженных Силах сегодня просто нет (точнее, режиссёры их, что говорится, в упор не замечают), но нельзя же так! Больше того: я как-то задумался – а почему в такой, казалось бы, узкопрофильной и стопроцентно выигрышной тематике у наших кинематографистов-сериальщиков нет совершенно никаких значимых успехов? И. знаете, пришёл к неожиданному выводу: если на обычной картине ещё можно вылезти за счёт этакого «кинорывка» (с надеждой на то, что зритель –дурак, и никаких погрешностей не заметит - а так оно обычно и бывает), то в сериалах этот фокус не проходит. Растянутость во времени вскрывает и слабость сценариев, и , в первую очередь, профессиональную беспомощность занятых в этих «патриотических лентах» актёров! А беспомощны и сегодняшние сценаристы, и сегодняшние «герои-киноспецназовцы» потому, что сами в армии не служили, и даже больше того - не хотели служить! То есть, это обычные «косари», за которыми гоняются военкоматы! (Сразу уточню, что имею в виду на АБСОЛЮТНО всех. Наверное, есть и те, кто в армии всё-таки честно отслужил, но таковых, увы, единицы, исключения из правил). И что в результате? В результате все эти «героические фильмики» не поднимаются по профессиональному уровню выше пионерской игры «Зарница», и ни о каком действительно патриотическом воспитании и воздействии на зрителя здесь не может быть и речи! (Контрпример для сравнения –«Батальоны просят огня». Народ же плакал, когда смотрел это сериал! А почему? Да потому, что автор произведения – Юрий Бондарев, писатель-фронтовик!).Да и чему эти «косари -киноспецназовцы» могут зрителя научить? Только лишь суровым взглядам да мужественно закаменевшим скулам? Это мало, господа! Это ничто!
Думаю, что в отношении сценариев сегодняшние сериалы может выручить историческая тематика. Причём, не какие-нибудь египетские пирамиды, карибские пираты, мушкетёры короля Людовика и подобные им «гардемарины-мандеарины», а сериалы именно ненадуманные, и именно на тему истории нашего российского Отечества. Истории как давней, так и новой и даже современной – и здесь, конечно же, большое поле деятельности для экранизаторов классиков нашей литературы. Нет, подвижки в этом благородном дел есть (вспомните хотя бы совсем недавно прошедшие на ТВ сериалы по «Преступлению и наказанию» или «Идиоту»). Но это отдельные случаи – а нужно больше, больше! Вот, например, готовые сценарии –практически любая вещь Валентина Пикуля. Да, экранизация «Баязета» не получилась, ну так что ж! Полное собрание сочинений -23тома, и каждый –практически готовый сценарий! Да и Пикуля я привёл лишь в качестве конкретного примера, а сколько можно таковых назвать! Знаю, что многие меня не поймут, но будь моя воля, то обязательно бы сделал новую экранизацию романа Семёна Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды». А что? Лауреат Сталинской премии, верный апологет коммунистического строя – и современная экранизация! Вот была бы бомба!
А пока «у нас на манеже» -все те же, все о том же… «Милый, я люблю тебя… Милая, нам надо поговорить… На нашей помойке обнаружен очередной труп бизнесмена N… Парни, я сделаю из вас настоящих мужчин!». Так и живём: то на нашем телевизионном манеже, то на нашей телевизионной помойке… Сплошные «прекрасные няни» с «косарями» в роли суровых сержантов-воспитателей…Иной раз и не поймёшь, чем они отличаются...
| Помогли сайту Реклама Праздники |