Как топор плавает.
Торопился Гришка Распутин, поэтому лишних остановок не делает, ему время дорого. Хотел он по ходу «заглянуть на землянку» к своему другу Коле Пыхалову. Тот уже не один год живёт один в тайге. И выходить оттуда он пока не собирается, а по сути дела ему и некуда идти. Его квартира сгорела, дом почти развалился. И документы пропали вместе с вещами. Целый букет несчастий, для одного человека, и вот он в тайге выживает..
Коля старый флотский товарищ Распутина, и помогать друг другу у них закон. Он тоже, как и Гришка подводник. Только Николай служил на атомоходе, а Распутин на дизельной лодке. Но это роли не играет, куда пошлёт приказ подводника, там он и будет служить.
Зато заканчивали они одну школу подводного плавания во Владивостоке. И ещё, они вместе работали на комбайностроительном заводе. Но это было уже после службы. В общем, было у них, о чём поговорить.
Старался Распутин, как-то помочь Николаю с восстановлением документов, и уже кое-что у них получалось. А это трудная работа: очень хлопотная, но делать её надо. Ведь даже при всём желании, ты всю жизнь в тайге не проживёшь. Не так человек устроен: одиночка всегда погибает.
Из трубы курится сизый дымок, жар там догорает. Значит в землянке тепло и уютно. Коля любит чистоту, и поддерживает там флотский порядок: «это мой дом», - вот и весь его ответ. – И только для вас это землянка». И тут он конечно прав.
- Привет Григорий! – встречаются подводники.
Не знает Коля, куда посадить друга, лучшее место ищет, и чем угостить думает. Он от природы такой добрый.
- Тут я рыбных котлет нажарил! - и сковороду на стол ставит. - Непременно отведай!
Каждая котлета с кулак величиной, зато от запаха можно задохнуться, любит и умеет подводник готовить пищу. Да и свежее все, «только из речки достал».
- Ты привёз что-нибудь? – и робко заглядывает Коля Пыхалов в глаза Распутину.
- В рюкзаке возьми, там спирту немного для тебя привёз.
У Николая праздник, любит он «шило», спирт так на флоте зовётся. Теперь его и за сутки не переслушаешь. Он и спеть сможет любую песню, и стихи рассказать. И вообще, «по жизни», он артистом себя считает, это его настоящее призвание. А трезвый он молчит на эту тему, слова с него не вытянешь. Сейчас смеётся, про все свои беды забыл.
- Да не расстраивайся ты Григорий, без рыбы домой не уедешь, это я тебе обещаю!
- Не в том дело Коля, хочу на одном озере ротанов половить. Сам ведь знаешь, «загорелось» попробовать.
- А кто тебе мешает, иди да рыбачь! А с сетями я и сам справлюсь, они на месте стоят, только проверяй их.
- Снегу сейчас не много, и хлопот никаких, и лёд не толстый. Да я и сам хотел там порыбачить.
Пришли рыбаки на озеро пробили топором лунки во льду, и расставили удочки. А чуть дальше Гришка «майну» пробил, и на подъёмник гольянов таскает. Потом свежую наживку, на крючок цепляет, как ротану «такую прелесть» пропустить. Это выше его сил, он завидный хищник, и обжора, каких мало в природе.
- Ветер сильный! – говорит Пыхалов Коля. – Я наверно в землянку пойду, надо погреться: может, вместе пойдём?
Хитрит друг, там спирт недопитый остался, и пока он его «не оприходует», рыбачить не будет: «такой у него порядок!»
А Распутин потихоньку рыбачит, и ветер ему сильно не мешает, главное, что ловится ротан. Конечно, не приятно, и спрятаться негде, но рыбалка стоит того. Иначе не надо бы ездить: «сиди себе дома, да гоняй чаи»
И только Распутин так подумал, как на горизонте «нарисовался» Коля Пыхалов. Его шаткая походка видна издалека, значит «дозаправка» произошла успешно. Теперь ему ветер не страшен, и «даже море по колено».
- Григорий, я тебе горячего чая принёс!
- Мне же тебя жалко, ты ведь сам знаешь!
- Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву, - по-дружески парирует ему Распутин.
Остановился подводник, его долговязая фигура, как бы съежилась. Длинные ресницы от обиды захлопали своими хлопушками. Не знает он, что от обиды ответить другу, но слов не находит. Затем махнул рукой и присел на корягу. И не знает, куда свои котелки поставить, в одном чай парит, а в другом каша.
- Да пошутил я! – оправдывается Распутин. – В народе так говорят, но к тебе это никак не относится. Мы же подводники с тобой Коля.
- Ты помнишь, как первый раз через торпедный аппарат, по буйрепу выходил?
Заметно было, что фраза достигла своей цели по затянувшейся паузе, но не долгой она была.
- На другого человека, я бы сразу обиделся, а на тебя не могу Гришка, - говорит Пыхалов. – На тебя грех обижаться, потому, что ты душевный человек. И таких людей, как ты очень мало на свете. И даже слеза мелькнула в глазах Николая.
Теперь слов не находит Распутин, и тоже хлопает своими длинными, и белесыми ресницами. Его голубые глаза заискрились молодым задором: из-под лохматых бровей красуются, но это всего лишь мгновение. Не ожидал он такого красноречия от своего друга, и тоже улыбается.
- Научился ты хорошо говорить, тебя заслушаться можно. Наверно весь спирт допил, оттого и красноречие появилось.
- Да разве в этом дело?...
Сидят два подводника на валежине, ветер им уже не помеха. И свою службу вспоминают, а там есть что вспомнить. А между делом чаёк пьют с шиповником, на рыбалке без чая никак нельзя.
Но, и тут не всё гладко пошло. Стал Гришка края у проруби ровнять топором. Удар у него сильный, топор легко лёд прошивает. Но не рассчитал рыбак силы, и топор рукояткой об край проруби ударился. Крутнулся в руке веретеном, и ушёл под воду.
- Ну, надо же! – сокрушается Коля. – Нарочно не придумаешь, если не везёт, то …
Походил Распутин по своим лункам, перенаживил все удочки, рыбу в пакет сложил, и опять к «майне» подходит. Взял удилище, «и давай им под водой «шарить»: «вот он, в ил воткнулся». Как в цирке бывает.
Очень доволен Гришка, и уже нет на его лице печали: «мы это дело вмиг поправим!» И начал скидывать свою куртку.
- Ты, что задумал? – волнуется его флотский товарищ. – Я за тебя головой отвечаю!
- Чахотку хочешь заработать.
- Это же надо подумать, он за меня отвечает!
- Не пыли пехота!
Обиделся Николай, сел на своё место, и обиженно рукой махнул: «делай, что хочешь!»
- Я ещё не видел такого человека кого ты стал бы слушаться: я тебя давно знаю!
Полностью разделся Распутин, потому что потом в мокрой одежде долго не проходишь. Мелькнул на солнце своим обнажённым телом и исчез под водой, только ледяные крошки о края проруби бьются. И тихонько позванивают, как колокольчики переливаются: «вот чудак нашёлся!» Один он такой «глупенький».
Но вдруг льдинки россыпью выплеснулись на лёд. Похоже, что испугались они, и спасаются там. Знают, что Распутин под них поднырнул, а теперь играется с ними. Впервые они видят такого весёлого человека: «отчего же и им не пошалить».
Положил рыбак топор на лёд, и ловко из проруби: «рыбкой сиганул». И уже по льду голый выгуливается. Сильные свои руки вверх к солнцу поднял, и у Господа Бога, здоровья просит. Вот тут самая зарядка энергией и происходит. А говорят, что чудес на свете не бывает.
- Вот видишь, и обсох я на солнышке: в пять секунд справился! «Парит тело!»
- Теперь можно и одеваться потихоньку: здоровье грудь распирает! И жить хочется!
Но Николай совсем другого мнения:
- Видел я дураков, но ты из всех самый, самый …не нашёлся, что сказать Коля. – Главный!
- За атамана у них! – подсказывает ему Распутин. – Во-во! Так оно и есть.
Потом Коля всем будет рассказывать про чудачества Распутина, как тот топор доставал.
- Да разве его удержишь «этого буйвола».
- Я думал, что он в проруби застрянет, ведь толстый он, но нет: «рыбкой проскользнул»
- А если бы головой об лёд ударился, когда выныривал?! Что тогда?
- Жалко мне Гришку, но что ты ему скажешь? - Никого он не слушает!
И с гордостью добавляет:
- Свой брат - подводник!
14 февраля 2014 г
|