ЦИКЛИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ЖИЗНИ И ИСТОРИИ
[b] Мы живем в лучшем из всех возможных миров.
Г.В.Лейбниц[/justify]
Пожалуй, идее циклического времени лишь немногим меньше лет чем роду homo sapiens. Само время в обыденном сознании существует в виде некоторых удобных для фиксации и подсчета повторяющихся периодов: час, сутки, год… Природа на каждом шагу демонстрирует циклические движения: приливы-отливы, рассветы-закаты, цветение-увядание и т.п. Не мудрено, что с давних пор человек стремился обнаружить циклы и в своей собственной жизни - индивидуальной и социальной.
Современный анализ циклов ведет историю с 1801 года, когда сэр Уильям Гершель опубликовал в Философских трудах королевского общества эссе о циклических явлениях под названием "О природе Солнца". В 1847 г. д-р Кларк впервые отметил наличие 50-летнего цикла в экономике, в 1860 г. К.Джаглэр описал общеэкономический цикл продолжительностью 9,25 лет, который получил название "волны Джаглэра". Этот цикл повторялся с 1834 года 16 раз. Согласно вероятностному тесту, случайно подобный цикл может возникнуть только 1 раз в 5000 испытаниях. В 20-е годы нашего века русский экономист Н.Кондратьев развил концепцию цикла макроэкономического развития длиной 54 года.
Многочисленные наблюдения позволили эмпирически выявить большое число циклических явлений в человеческой жизни. Вот некоторые из них, отмеченные Фондом изучения циклов, находящимся в г.Питтсбурге, США:
· Цикл продолжительностью 17,7 лет в истории войн за период с 600 года до н.э. по 1957 год н.э.
· Цикл производства битумного угля продолжительностью 18 лет
· Цикл изменения цен соевых бобов продолжительностью 19,75 лет
· Цикл оптовых цен продолжительностью 17,5 лет и множество других.
Идея цикличного устройства человеческого бытия, в принципе, давно уже догматизирована. Бесконечная череда перерождений присутствует в индийской религии и буддизме. В греческой античности распространилась вера в циклическую смену веков в связи с движением небесных светил, управляющих событиями. Платон, Аристотель, Полибий перенесли этот взгляд на смену политических форм общественной жизни. Аналогичные взгляды в Древнем Китае развивал Сыма Цянь.. Как пишет Анри де Любак в книге "Католичество": "Такова удручающая монотонность этих бесконечных циклов, этого "вечного возвращения", от которого нечего ожидать, ибо каждый период - будь то Великий Год, Махакальпа, Юбилей или как бы он ни назывался - наследует другому либо уступает место следующему без какого бы то ни было движения вперед…"
В библейской книге Екклесиаста или Проповедника, читаем: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (1: 9). Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; … время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру" (3: 1-8). Эта фатальная предопределенность делает книгу Екклесиаста самой скептической во всей Библии. И все-таки христианство, как отмечает де Любак, преодолевает скептицизм цикличности: "… текущее время… не только "подвижный образ неподвижной вечности", как для платонической мысли, бесцельное круговращение, подчиненное закону чисел… Circuitus illi iam explosi sunt (Все эти круговращения уже сметены): таков ликующий возглас христианина, коему открылся Бог… Происходит развитие, подлинное возрастание, созревание вселенной. Мир, имея цель, потому обладает и смыслом…". Такой взгляд на историю, несовместимый с идеей цикличности, доминировал в средние века и получил название провиденциализма (лат. provideo - предвидеть).
Эпоха Возрождения принесла короткую реабилитацию циклическому восприятию исторического времени в трудах итальянцев Н.Макиавелли, Кампанеллы и особенно Дж.Вико, который утверждал, что любое общество в своем развитии проходит три стадии : эпоху богов (детство), героев (юность) и людей (зрелость). Затем вновь началось долгое забвение: наступила эпоха Просвещения с ее безудержной верой в могущество человеческого разума и, как следствие, концепцией исторического прогресса. Собственно говоря, эта концепция остается ведущей в мировосприятии человечества по сей день. Тем не менее, ХХ век ознаменовался появлением целого ряда теорий общественного развития, исходящих из идеи цикличности в противовес позитивистской трактовке исторического процесса как плавной поступательной эволюции. Теории О.Шпенглера, А.Тойнби рассматривают локализованные во времени культуры, проходящие определенные циклы развития; теории П.Сорокина, Ф.Нортропа - рассматривают смену типов культур в пределах одного общества, различающихся по своим системам ценностей. Общим является отказ от попыток поставить одну культуру выше другой или один цикл развития признать более важным, а другой - менее. Понимание единства исторического процесса, выражающееся в наличии общих закономерностей (в т.ч. циклов) развития, требует отказа от простых оценочных суждений типа "хорошо-плохо" в отношении к различным культурам и циклам их развития. Такой подход был принципиально чужд для советской трактовки мировой истории, которая всегда делила мир на "передовых" и "отсталых", а закономерностями циклического развития пренебрегала, признавая лишь непрерывное движение вперед и вверх.
Но конец века и недавние политические события в нашей стране требуют осмысления и заставляют искать более универсальные подходы к описанию происходящего. И одним из таких подходов является поиск циклической закономерности в истории.
Еще в 1987-88 гг. была написана и опубликована небольшая статья Евгения Наклеушева "Загадочные ритмы истории" (АУМ, №3, 1989). Продолжая традиции поэта и мистика Андрея Белого, который в 1905 году предсказал 1917 год с его революциями, автор ищет как ведущий 12-летний ритм в российской истории ХХ века. Он обнаруживает длинный цикл, начинающийся в 1905 году и заканчивающийся в 1989 году, причем первая половина этого цикла - разрушение жизни, вторая - ее созидание. Схема получилась следующая:
1905 - 1917 - 1929 - 1941 - 1947(перелом) - 1953 - 1965 - 1977 - 1989
Духовный надлом 05 года, политический развал 17-го и крушение экономических основ в 29 году (коллективизация) привели к 41 году - кризисному для самого существования нации. Но победа в войне меняет тенденцию и разрушение идет на спад: смерть Сталина в 53 году как зеркальное отражение 41 года, когда его власть достигла апогея; попытка экономической реформы 65 года, по идее обратной закрепощению 29 года. Провал реформы привел к тому, что 77 год - обратный 17-му - на политической сцене ничем особенным не ознаменовался, тенденция ушла "под лед" - в невидимую сферу духа: "С духа должна начинаться грандиозная работа перестройки системы тоталитарного самоуничтожения." Наконец, по прогнозу автора, 89 год должен быть обратным 05 году и привести около 93 года к появлению новой России, "которая больше будет отличаться от старой, чем Византия от Эллады. Только в лучшую сторону."
Принципиально отбрасывая моральные оценки, можно сказать, что прогноз Е.Наклеушева по существу подтвердился. Сегодня мы уже знаем, что в 1989 году началось революционное преобразование социалистической системы, в 1991 - потеряла власть компартия и развалился СССР, а в 1993 - была повсеместно ликвидирована советская власть. Найденный ритм политической российской истории ХХ века действительно существует, в то же время его происхождение остается неясным. Имеем ли мы возможность понять эту закономерность? Во-всяком случае, попытаться можно.
Известно, что 12 лет, согласно древним восточным представлениям, образуют цикл небесной и земной жизни. Пользуясь этим отрезком времени как модулем, жизнь "среднего социального" человека можно представить следующим образом:
До 12 лет - детство, период формирования характера. Многие народы именно в 12-летнем возрасте устраивали инициации – обряды посвящения подростков во "взрослую" жизнь.
От 12 до 24 лет - "активная" юность, период физического взросления и формирования личности человека. Индивидуальное сознание приобретает свои социальные" особенности, связанные с идеями, господствующими в обществе в это время. Вершина периода наступает в 18 лет - момент совершеннолетия. Заканчивается этот период исполнением воспроизводственной функции - рождением нового поколения людей.
От 24 до 36 лет - "пассивная" юность, период относительно пассивного накопления социального опыта. В 30 лет многие люди чувствуют определенный перелом в сознании, связанный с началом перехода в новое социальное качество - "ученик" начинает примерять одежды "учителя".
От 36 до 48 лет - начало "активной" зрелой жизни, период подъема по социальной лестнице.
От 48 до 60 лет - вершина человеческой жизни. Идеи поколения в этом возрасте становятся господствующими в обществе, это возраст "учителей".
От 60 до 72 лет - завершение "активной" зрелой жизни, период спуска по социальной лестнице.
После 72 лет - "пассивная" старость, потеря основных социальных функций.
Такое схематическое представление о периодах жизни человека хорошо согласуется с данными науки (начало подросткового возраста - 12-13 лет, длительность цикла биологической смены поколений - 24-25 лет, возраст выхода на пенсию - 55-65 лет и т.д.)
Однако нас в данном случае интересует смена поколений не в биологической, а в социальной жизни. Социальная личность формируется с 12 до 24 лет, вершина этого процесса приходится на 18 лет. Формирует же эту личность поколение людей от 48 до 60 лет, вершина приходится на 54 года. Таким образом, разница в возрасте между "духовными" отцами и их "духовными" детьми составляет 36 лет. То есть можно предположить, что с периодом в 36 лет общественное сознание проходит некий цикл своего развития. Эта гипотеза, разумеется, нуждается в проверке.
[justify] Итак, мы утверждаем, что с периодом в 36 лет определенное состояние общественного
В Украине например она не окончена...есть сельрада (сельсовет), районный совет...... наконец Верховный Совет...просто раньше Советская Власть была при коммунистах, а теперь - при капиталистах.....
на счёт цикличности - Кондратьев молодец! сейчас бы нам таких спецов...