Древность. Уходя, она прикрывается тьмой или одевает плотное голубое покрывало. Храня свои тайны, неохотно и осторожно делится ими с человеком, избирая стойких и сильных, способных впитать в себя не сам факт события, но мудрость пережитого опыта. Люди стараются записать свою историю, но в этих записях мало нашей знакомой, мало Древности. Говорят, что существует Храм, где она часто бывает. И лишь изредка человеку даётся возможность посидеть хотя бы на его ступенях. Может это сказание навеяно именно в такие минуты. Да хранят Силы Великий Храм Вечности и его мудрую деву – Древность.
***
Ками бежала, продираясь сквозь знакомые заросли, но сейчас почему-то они мешали ей, как никогда прежде. Надо успеть сообщить Верховному жрецу о том, что пришли странные люди: их глаза смотрели на Ками, и её сердце сжималось болью от этого взгляда. Сказать, быстрее сказать жрецу, как ей страшно, как никогда в жизни не было.
Островитяне встречали пришедших с радушием и улыбками. Всегда в честь гостей устраивался праздник. Эленцы любят праздники, они всегда отмечают их с радостью, вознося хвалу богам за дары, а даров этому маленькому народу боги посылают очень много. Самые лучшие долины, самый лучший скот… Нет необходимости даже жаловаться на судьбу. Дети эленцев здоровы и болеют крайне редко, и дают их боги часто. А если боги решают забрать дитя, то эленцев это не огорчает и не пугает. Они не могут бояться смерти, поскольку их старики хранят великую мудрость: эленец лишь уходит к тем богам, которые всю жизнь хранили его здесь. Каждое обращение его к богу было песней радости и счастья, песней абсолютной веры. Значит, и там своих богов им бояться было незачем, это показалось бы им даже странным, и со счастливыми улыбками они провожали своих близких. Эленцы совсем не воины, они забыли, как держать в руках оружие, многие поколения выросли в мире и согласии с соседними народами. И теперь даже у стариков, которые живут здесь очень долго, не сохранились орудия, кроме тех, которыми возделывают землю.
Боги наградили этот народ удивительными способностями. Люди острова могли забывать. Они забывали грубость и ложь гостей, их жадность, и на следующий раз при встрече никто из эленцев не вспоминал это, а искренним и радушным был с приходящим.
С соседних островов часто приплывали за украшениями. Счастливые эленцы делают их с великим искусством, каждое становиться неповторимым. На острове в достатке для этого камня и цвета. Всю радость жизни вкладывают они в это чудо, вознося непрестанно хвалу богам – покровителям и за этот дар.
Народ славится красотой своих дев, и соседи стремятся брать их в жёны, но у эленцев есть закон: эленцы могут жить только на острове. Ибо остров этот – дар богов эленцам. А от дара отказываться нельзя. И приходится влюблённым юношам переселяться на остров, но это не вызывает у них огорчения, ибо вместе с женой они обретают счастье жить среди этого народа.
Боги берегли остров и его обитателей, и циклоны обходили их стороной. Слыша очередной раз об игре стихий, о том как сметено было где-то всё живое, эленцы молили своих богов забрать души этих людей и любить их так же, как боги любят их, эленцев. Им было неважно, как те люди до этого называли своих богов, на каком языке они разговаривали и как жили. Эленцев не интересовали чужие боги, они вполне были довольны своими.
Народ этот не строил храмов своим богам, считая, что невозможно создать на земле храм достойный богов, достойнее того, что построили сами боги. Всё вокруг для эленцев было храмом: они могли обращаться к своим богам в любом месте острова, они уже жили в храме. Волна океана, песок, деревья, каждый камень. Разве может человек создать что-то более грандиозное и великое? Разве сравниться строение с этим творением богов, даже если его украсить самыми дорогими камнями острова?
Но было на острове место, тишину которого охраняли его обитатели. Это большая пещера, с высоким сводом. С нею у народа было связано много легенд и историй. Когда кому-то надо было помолчать и предаться размышлениям, посидеть с Древностью наедине, он шёл к пещере, зажигал факел и молча слушал Её рассказы. Перед взором проносилось Время, рождались дети и гибли люди, поднимались и уходили вглубь вод океана острова и материки, и маленький народ эленцев видел поступь своих богов по земле. Они знали многое, не покидая своего родного острова – дара любимых богов.
***
Ками бежала всё быстрее и быстрее. Кто-то неведомый и страшный гнал её по знакомому лесу, через родные ручьи. Извилистая тропинка постоянно петляла. Раньше Ками за каждым её поворотом видела чудо, сейчас этот путь ей казался бесконечно длинным. Ещё один поворот и она будет у края селения и оттуда можно будет просто крикнуть отца – Верховного жреца эленцев, мудрого и всегда спокойного Ахагаму. И Ками больше не надо будет бояться. Он тихо объяснит ей, что её страхи – лишь плохой сон, или ветер с океана принёс беспокойные вести и надо всем жрецам сесть вместе на Тире и попросить о душах погибших людей. Он обязательно поможет и страх оставит её душу. Поворот. Ками ощутила, как она летит, и секунда растянулась в вечность. Но ведь здесь никогда не была камня! Она хорошо знает даже потаённые уголки острова, а не то, что эту дорожку. Больше мыслей не было, настала тишина, и Древность накрыла свою любимицу голубым покрывалом. Страх отступил.
***
Древность никогда не пишет книги, не ведёт никаких записей, ей кажется это неинтересным занятием. Жрецы, служащие ей тысячелетиями, чаще видят её сидящей в глубокой задумчивости, абсолютно неподвижной. Никому и никогда не удавалось узнать, о чём думает или что видит эта величественная Дева. В храме царит мир и абсолютное спокойствие. Жрецы заняты своим делом, и мало что изменилось в этом месте за последние миллионы лет. Порой, кажется: время не властно над обитателями Храма Вечности. Но существует особый день в году, когда Дева открывает глаза, и тогда один из жрецов получает дар. Ибо взгляд её в это мгновение – взгляд Бога, и смертный становиться бессмертным, Человек становится Богом. В этот день Дева бросает свой взгляд на землю и имеет право творить. Для человечества этот день в году – дар богов, ибо в этот день на планете рождаются необычные дети, ведающие больше, чем сказано, понимающие больше, чем объяснено, способные видеть творение глазами самой Девы Древности. Шёпотом она рассказывает этим младенцам историю и предысторию Самого Творения Бога, Великих и Малых Миров, уносит душу пришедшую в голубые дали Космоса, учит видеть и слышать в Творении его Творца. Глубок и сладок сон младенца в эту ночь, родившись – он дважды благословен. Музыка Космоса будет звучать в его сердце все следующие жизни. Именно к ней он будет стремиться, её не сможет заглушить ничем земным, и, возвращаясь, каждый раз будет вносить её в свою и чужие жизни. Её будет искать и творить беспрестанно, давая ей новые ноты и новые краски.
***
Аромат трав и благовоний встретил Ками. Голубое покрывало Девы сброшено. Настал новый день, и луч светила нашёл себе лазейку среди зелени деревьев, проник сквозь крышу из пальмовых листьев и упал на лицо Ками. С трудом открыв тяжёлые веки, она услышала голос отца. Голос расплывался, и Ками не понимала ни слова в сказанном. Все её мысли и чувства были очень далеко отсюда. Там была вся Ками, а здесь был мир, который её звал: любящий отец, Солнце, которое пело вместе с нею великие песни любви и благодарности; листва, приносящая ей каждый день вести со всех концов острова. Здесь были её ручьи и водопад, которому дали давным-давно имя Древней богини, но со временем имя стёрлось, и водопад стали называть просто водопадом Древности.
Ками видела картины, они летели быстро и стройно. Мир колыхался и давал что-то новое, которое держалось мгновение и исчезало в голубом тумане сознания Ками. Она не держала видения и не торопила их ход.
Она видела войны и боль, окровавленные тела и кричащие лица женщин и детей. Она не могла в этом месте узнать свой любимый и родной остров. Этого просто не может быть! Господи, сколько ужаса! Разве человек может вынести столько боли и страха! Разве тело человека, эта священная форма, дарованная самими богами, должно терпеть это всё? Зачем?! Что это, прошлое или будущее?! Эти люди так похожи на эленцев: голубые широко поставленные глаза, прямой нос и светлые волосы. Да, они явно похожи. Но боль в глазах этих людей, растерянность, их мечущиеся тела, огонь и смрадный дым – всё это заставляло её сомневаться ещё и ещё раз. Эти люди не могут быть предками радостного и счастливого народа эленцы!
Мир колыхнулся, и смена картинки приглушила её боль. Глаза не сразу в ярком свете смогли различить очертания Существа. Стало спокойно и тихо внутри. Так в детстве она засыпала и видела под тихий рассказ отца картины прекрасных миров, далёкие звёзды и Существ с шестью руками. Они поднимали её, тогда ещё совсем маленькую, а в их руках – совсем крошечную и несли куда-то далеко-далеко. Дальше она эти сны никогда не видела или не запоминала. Но сейчас сон имел своё продолжение, и в нём она, как ни странно, не видела себя даже маленькой. Там были другие люди, они столпились рядом с этим Существом и внимательно его слушали. На их лицах отражались все их чувства: страх, сомнение, безысходность, сожаление и ещё многое, чего Ками не могла понять. Голос Существа очень понравился Ками, даже показался чем-то похожим на голос её отца, он располагал и не внушал страха, его хотелось слушать всегда! Всегда! Ками начинает казаться, что она давно хотела его слышать, она искала его нотки во всех голосах, в пении птиц, шуме воды, шёпоте ветра по утрам. Но где-то же она его до этого слышала?! Ей даже на мгновение стало жаль, что Существо перестало говорить и поднялось над группой людей. То, что увидела Ками в последующее мгновение, заставило её забыть обо всех своих переживаниях и обо всех увиденных до этого картинах. Существо стало голубым облаком и мелкими искрами как дождём полилось на тела людей. Это был необыкновенный дождь! Приятный голубой цвет искр не слепил глаза, люди расправили плечи, им стало спокойно и весело, на лицах появились робкие улыбки, а ласковый голубой дождь всё падал и падал. Чудо разгладило морщинки усталости и боли на лицах, глаза людей и без того от природы имевшие голубой цвет, стали бездонными и яркими, как самые синие облака, когда они идут над океаном с востока. Ками любила эти облака, мысленно уносясь с ними и видя в эти минуты далёкие страны и странных людей в странных одеждах. Ками на секунду показалось, что дождь с картинки перед глазами каким-то образом начал падать и на её лицо, на её тело. Искры мягко и тихо проникали внутрь всего существа Ками, рассыпались там, где-то глубоко и составляли великолепные меняющиеся узоры. Весь этот процесс так увлёк девушку, что она плотнее закрыла глаза.
Мир опять колыхнулся, и картинка сменилась новой. Теперь не было никакого сомнения в том, что девушка видела свой остров и свой народ. Это были именно те люди, с теми выражениями на лицах, к которым она привыкла с детства. Краски её родины, волшебные звуки – всё это Ками знала. Это был её рай, её храм. Она с
Господи, сколько цветов в полях твоих!
Я знаю лишь малую часть.
Память хранит лишь образы
Некоторых из них.
Мысль касается лишь единиц из них.
Так мало я вижу Мир Твой,
Если столь прекрасные его черты
Ускользают от меня.