Жил в одном стойбище Туртанай. Удачливым охотником он был. Никогда не возвращался домой с пустыми руками. Жили они в юрте вдвоём с бабушкой. Давно, ещё когда Туртанай был маленьким, родители ушли на охоту. Ушли, да так и не вернулись. Вот и воспитывала мальчика одна бабушка Уна. Шли годы. Рос и мужал малыш и превратился в статного красивого юношу. Не одна девушка стойбища заглядывалась на него. Но сердце его было отдано одной Алане. Любил Туртанай наблюдать, как уверенными движениями очищает девушка скребком шкуры, как склоняясь над ручьём наполняет купсуун водой, как продолжая что- то делать, поёт песни. Радостью наполнялось тогда сердце юноши, и начинал мечтать , что когда-нибудь наступит такое время, когда он приведёт любимую в свою юрту.
Однажды Туртанай как обычно ушёл на охоту. Снегопад задержал его дольше обычного. Вернулся и что видит: всё стойбище разрушено, ещё полностью не запорошены следы пожарища, лежат убитые соплеменники. Навстречу из разломанного жилища выползла старая старуха.
- Беда, Туртанай! Налетели абасы, увели всех в полон. Кто сопротивлялся- убили!
- А Алана?
- Её тоже забрали!
Горько, тяжело стало Туртанаю. Знал он про этих абасов. Питаются они душами людей, любят посмеяться, унизить, растоптать. Нет для них лучшего развлечения, когда их боятся. А главный у них- Улуутуйар. Самый злой и коварный. И вот теперь любимая Алана в его руках. Заскрипел зубами Туртанай, одёрнул малицу, поправил за плечами ружьё с луком и стал собираться в дорогу.
- Погоди!- остановила его старуха.- Вот тебе браслет. Он необычный. Сплетён из веточек шиповника. Боятся абасы его иголок. Возьми, пригодится. Мне он уже без надобности. Всё равно в нижний мир скоро. Наверное,поэтому они меня и не тронули. Поблагодарил Туртанай старушку, предал земле убитых и отправился в путь-дорогу. Куда идти- не знает. Знает только, что далеко на севере живут злобные духи.
Шёл, шёл, видит- юрта. Зашёл. Муж и жена ласково сажают его за стол, начинают угощать, сообщают, что они его родители. Верит и не верит Туртанай. Давно покинули его родители стойбище, маленьким он был, не помнит их. И глаза свои подозрительно прячут. Никак нельзя заглянуть в них. Стали ложиться спать. Говорят:
-Выбирай себе сам место!
Смекнул Туртанай: не родители это, не знают обычаев якутского народа, не знают, куда гостя надо положить. Схватил он обоих за руки, приложил свой браслет к их ладоням. Закричали дико оборотни, завыгибались, растворились чётным дымом. И пропало всё: и мягкие шкуры, и вкусные кумыс и хаан. Стоит Туртанай среди снежной пустыни. Пошёл дальше. Много ли, мало ли времени прошло, видит: подлетает оленья упряжка, останавливаются нарты, поднимается его бабушка Уна. Обрадовался Туртанай, бросился ей навстречу, обнял горячо. Только браслет нечаянно коснулся тела. Злобно блеснули напоследок зелёные глаза, рассыпался, растаял морок. Нет ни упряжки, ни бабушки. Опять один охотник в ледяном безмолвии. Пошёл Туртанай дальше. Вышел к морю. А на валуне кто же? Его Алана. Сидит, поджав ноги, смотрит вдаль. Опустился рядом Туртанай, обнять не решается. Заговорила девушка певучим голосом. Стала говорить о том, как скучала она о своём любимом, как заживут они вместе, какие мягкие шкуры преподнесёт её Туртанай, какие подарит богатые украшения. Низко опустила ресницы, невозможно заглянуть в глаза.
-Нет!- думает охотник,- Это не моя Алана. Прижал к себе девушку, дотронулся браслетом до нежной кожи, и растаяло видение, как будто и не было.
Горько стало юноше. Понял он, что " водят" абасы, застилают глаза, принимая облик близких ему людей, надсмехаются над человеческими чувствами. Ещё сильнее окрепло желание расквитаться с ними. Опять идёт Туртанай вперёд. Износился, оборвались торбоса, трудно ступать, кровоточат натруженные ноги. Видит: по веточкам Соболь скачет. Натянул тетиву. - Сейчас,- думает, -Подстрелю!
Остановился Соболь, сложил лапки на груди, просит:
- Не убивай меня, добрый человек! Ждут меня домой мои детки. Что будешь делать? Отпустил тетиву охотник. Жалко! Опять идёт Туртанай вперёд. Голод и жажда мучают его. Вдруг на пути- Медведь. Вскинул охотник ружьё, а Медведь ему человеческим языком: - Не убивай меня, добрый человек! Маленькие ребятки останутся сиротами! Как не хотел есть юноша, а опустил руку. Не смог лишить малышей матери. Пошёл дальше. Вышел к морю.
- Дай,- думает,- Хоть Нельму поймаю! Замахнулся острогой. Но и Нельма упросила отпустить её.
Идёт Туртанай дальше. Долго ли, коротко подошёл к высоким горам- царству абасов. Поднялся вверх в причудливый замок. Распахнулись двери, и очутился он в тронном зале. Сидит на троне сам Улуутуйар, ухмыляется.
- Давно, - говорит, я тебя Туртанай поджидаю! Храбрый ты, отважный охотник. Никому не отдам твою душу. Сам выпью её до дна. Алану ищешь? Да вот она! Несговорчивой оказалась! Взглянул Туртанай в сторону, в которую указывал тунгак. Видит: стоит Алана, замурованная в ледяную глыбу. Побелели её лицо и руки. Стоит неподвижно. Схватился юноша за ружьё. Щёлкнул пальцами Улуутуйар. Рассыпалось ружьё, упало к ногам мелкими щепками. Выхватил охотник лук. Опять щёлкнул пальцами абасы, и осталась в руках только тетива. Замахнулся Туртунай ножом. Но и кукри осыпался маленькими стальными крошками. Ещё пуще смеётся Улуутуйар.
- А ты заслужи, заработай Алану! Столпились вокруг своего предводителя абасы. Тоже смеются, изгибаются, рожи корчат.
- Ладно!- отвечает Туртанай,- Говори, что делать надо!
- Там за скалами раскинулся большой высокий лес. Собери все шишки, которые там есть и принеси сюда! До утра чтобы было сделано!
Пошёл юноша к лесу. Видит: нет лесу ни конца ни края. Вековые деревья небеса достают. Пригорюнился охотник. А Соболь уже бежит, по веточкам перескакивает, шишки вниз кидает. Да не один. С ним тысяча соболей- помощников. До срока управились с делом.
- Ладно! Вижу хороший ты работник! - злобно прошипел Улуутуйар.- Вот тебе ещё задача: сруби теперь этот лес, а то нам места мало!
Подошёл Туртанай к лесу, а там уже Медведь. Рычит грозно, деревья с корнем выворачивает, чащобу расчищает. Да не один. Собратьев с собою привёл. В срок управились с заданием. Позеленел от злости главный абасы.
- А теперь,- говорит,- Последняя третья задача. Уронил я перстень свой в море- океан. Достань! Подошёл Туртанай к морю. А Нельма уже голову выставляет из воды.
- Не печалься!- говорит,- Поможем твоему горю! И точно: прошло немного времени, принесла во рту перстень, положила на берег.
Отправился Туртанай в замок. Нечего Улуутуйару делать, надо обещание сдерживать.
- Возьми!- говорит,- Твоя Алана!
Подошёл юноша к ледяной темнице, ничего сделать не может. Не может освободить Алану. И так ему стало её жалко и обидно, что не в силах ей помочь, что выступила горючая слеза. Побежала по щеке, упала на лёд. Пошла по всему льду трещина, распался он на части, осыпался хрупкими осколками. А Алана по- прежнему белая и неподвижная. Шагнул Туртанай к ней, обнял, прижал к груди, поцеловал в холодные губы. И дрогнули краешки губ в улыбке, ожила Алана, узнала любимого, обрадовалась. И всё вокруг озарилось ярким светом- светом любви. Завизжал дико Улуутуйар, бросился на людей, да накололся на волшебный браслет. В ужасе закричал тунгак, закрывая ослепшие глаза. Завизжали абасы, заизвивались, стали подниматься вверх чёрным дымом. Потому что нет более могущественной и горячей силы, чем любовь! Только она может растопить ледяные темницы, только она может совершить чудо! И обрушился зловещий замок, ожили заколдованные люди. Исчезли абасы с земли, переместились в нижний мир. А Туртанай и Алана вернулись в родное стойбище и зажили долго и счастливо.
|