АНОНС
Из диалога с философом В.В. Подолец
В. В. Подолец:
«и г-н Gladkou, и г-н Вячеслав Отшельник почему-то убеждены, что лидеры РСДРП и ВКП(б) с пристастием читали книги Ф.М.Достоевского, а особо внимательно изучали его «Дневник писателя»… «Блажен, кто верует»!»
В. Отшельник:
Ответственно могу сказать только за себя: действительно, я убеждён, что лидеры большевиков были достаточно образованные и умные люди. Настолько образованные и умные, что они действительно читали, анализировали и высказывали своё отношение к произведениям русских классиков, тем более мимо их внимания не проходила публицистика наиболее видных авторов, активно влиявших на умы современников.
Признавая гениальность писателя Ф. М. Достоевского, В. И. Ленин неоднократно указывал на реакционный характер его творческого наследия. В. Д. Бонч-Бруевич прямо писал в воспоминаниях: «Беспощадно осуждал Владимир Ильич реакционные тенденции творчества Достоевского…» А в письме к Инессе Арманд от 5 июня 1914 года вождь мирового пролетариата подчёркивал контрреволюционную направленность произведений писателя, доказывая, что они искажают действительность, извращают жизненную правду, уводят от революционной борьбы. Я бы поосторожничал обвинять Ленина в том, что он недостаточно «оценил» писателя, тем более, недостаточно хорошо его знал.
Особую роль в принижении значения творческого наследия Достоевского сыграл верный литературный оруженосец революции и коммунистической партии Максим Горький, который считал борьбу с влиянием реакционных идей Достоевского неотъемлемой составной частью борьбы передовой демократической части русского общества с буржуазной реакцией и декадентством.
«Это его „философией” питается современная реакция в сторону индивидуализма и нигилизма, – писал М. Горький критику В. П. Кранихфельду, — именно на ней базируется весь „внутренний враг” демократии: пришла пора выступить против достоевщины во всех ее пунктах»
Поэтому, говорить о неосведомлённости, наивности или простоте душевной лидеров большевиков в отношении текстов Достоевского не приходится. Что же касается «рядовых революции», то они и не делали никакой политики, а служили лишь инструментом в большой игре профессиональных авантюристов. И здесь я с Вами полностью соглашусь, что вертикаль политической власти была выстроена таким образом, что всякий помощник младшего подметала у всякого секретаря парткома чувствовал себя маленьким генсеком, проводя линию партии на местах.
«и г-н Gladkou, и г-н Вячеслав Отшельник почему-то убеждены, что лидеры РСДРП и ВКП(б) с пристастием читали книги Ф.М.Достоевского, а особо внимательно изучали его «Дневник писателя»… «Блажен, кто верует»!»
В. Отшельник:
Ответственно могу сказать только за себя: действительно, я убеждён, что лидеры большевиков были достаточно образованные и умные люди. Настолько образованные и умные, что они действительно читали, анализировали и высказывали своё отношение к произведениям русских классиков, тем более мимо их внимания не проходила публицистика наиболее видных авторов, активно влиявших на умы современников.
Признавая гениальность писателя Ф. М. Достоевского, В. И. Ленин неоднократно указывал на реакционный характер его творческого наследия. В. Д. Бонч-Бруевич прямо писал в воспоминаниях: «Беспощадно осуждал Владимир Ильич реакционные тенденции творчества Достоевского…» А в письме к Инессе Арманд от 5 июня 1914 года вождь мирового пролетариата подчёркивал контрреволюционную направленность произведений писателя, доказывая, что они искажают действительность, извращают жизненную правду, уводят от революционной борьбы. Я бы поосторожничал обвинять Ленина в том, что он недостаточно «оценил» писателя, тем более, недостаточно хорошо его знал.
Особую роль в принижении значения творческого наследия Достоевского сыграл верный литературный оруженосец революции и коммунистической партии Максим Горький, который считал борьбу с влиянием реакционных идей Достоевского неотъемлемой составной частью борьбы передовой демократической части русского общества с буржуазной реакцией и декадентством.
«Это его „философией” питается современная реакция в сторону индивидуализма и нигилизма, – писал М. Горький критику В. П. Кранихфельду, — именно на ней базируется весь „внутренний враг” демократии: пришла пора выступить против достоевщины во всех ее пунктах»
Поэтому, говорить о неосведомлённости, наивности или простоте душевной лидеров большевиков в отношении текстов Достоевского не приходится. Что же касается «рядовых революции», то они и не делали никакой политики, а служили лишь инструментом в большой игре профессиональных авантюристов. И здесь я с Вами полностью соглашусь, что вертикаль политической власти была выстроена таким образом, что всякий помощник младшего подметала у всякого секретаря парткома чувствовал себя маленьким генсеком, проводя линию партии на местах.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ: