Произведение «Национальная идея России - духовно-нравственный аспект (дневник философа-дилетанта)»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Сборник: Культура дневниковедения
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 547 +1
Дата:

Национальная идея России - духовно-нравственный аспект (дневник философа-дилетанта)

АНОНС


Вячеслав Отшельник, 2010 г.


Сегодня многими поднимается вопрос о «Новой Русской Идее» как инструменте решения всех проблем, оздоровления общества и выхода из цивилизационного тупика. Но вопрос в корне поставлен неправильно, уже в самой формулировке. Почему «Новая»? Идея – не женщина, как предмет порочного увлечения ловеласа, нуждающегося в постоянной смене впечатлений. Она – механизм самореализации нации. И если наша Цель – не распутство, а Вечные ценности, мы должны, и не просто должны, а обязаны взять самое ценное, самое лучшее из того, что было завещано нашими предками, далёкими и не столь, во имя нашего счастья и благоденствия. Она должна быть выношена и выстрадана веками, многими поколениями. Вечные ценности не новы. И нам не нужно изобретать велосипед. Достаточно лишь уважить памятью и зарубить себе на носу, если чувствуешь себя русским, завещание своих великих предков – праотцов-основателей Третьего Рима, таких, как Великий князь Киевский Владимир Мономах:

«…Если смягчит вам Бог сердце, слезы пролейте о грехах своих, говоря: «Как помиловал Ты блудницу, и разбойника, и мытаря, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте, и [спать] ложась. Ни одной ночи не пропускайте: если можете, поклонитесь до земли; если же занеможется вам — тогда трижды. А того не забывайте, не ленитесь: ведь этим ночным поклоном и [молитвенным] пением человек побеждает дьявола, и что человек нагрешит за день, этим избавляется. И когда на коне едете и нет у вас ни с кем дела, если других молитв не умеете сказать, «Господи помилуй» повторяйте беспрестанно в тайне (ибо эта молитва всех лучше) — нежели о пустом думать, ездя.

Более же всего убогих не забывайте, но сколько можете по силам вашим, кормите, и сироте [милостыню] подавайте, и вдовицу сами оправдывайте, а не давайте сильным погубить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет достоин смерти, не губите никакой души христианской. Говоря что-либо — дурное ли, доброе, — не клянитесь Богом, не креститесь — нет в том тебе никакой нужды. Если же будете крест целовать братии или еще кому, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том целуйте, а дав целование, соблюдайте его, чтобы, нарушив, не погубить души своей. Епископов, и священников, и игуменов [почитайте]; с любовью принимайте от них благословение, и не отстраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы принять по их молитве от Бога. Более всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что Ты дал нам, — не наше, но Твое, поручил нам на малое время. И в земле [ничего] не прячьте — то нам великий грех.

Старых почитай, как отца, а молодых — как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. Не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь. На воевод не полагайтесь; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни спанью; и сторожей сами снаряжайте. И ночью, повсюду наряд расставив, около воинов ложитесь, а вставайте рано. И оружие не снимайте с себя сразу, не оглядевшись, по беспечности — ибо внезапно человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда: оттого ведь душа погибает и тело. Куда бы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам ни своим, ни чужим вред причинять ни селам, ни посевам, чтобы не начали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите, накормите жаждущего. А более всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел: простолюдин ли, или знатный, или посол. Если не можете одарить — то пищей и питьем: они ведь, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. И мимо человека не пройдите, не поприветствовав, доброе слово ему скажите. Жену свою любите, но не дайте им над собою власти. А вот вам конец всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если начнете забывать это, то часто перечитывайте: и мне будет не стыдно, и вам будет добро.

Чего умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Как и отец мой, дома сидя, выучил пять языков — оттого и честь от иных земель. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что доброе, прежде всего к церкви: да не застанет вас солнце в постели. Так ведь поступал отец мой блаженный и все добрые мужи свершенные. На заутрене воздав Богу хвалу, и потом при восходе солнца, и увидев солнце, [надлежит] прославить Бога с радостью и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет Твой прекрасный» (ср. Пс. 12, 4). И еще: «Господи, приложи мне лето к лету, чтобы, в прочих грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою». Так я прославляю Бога, и когда сажусь думать с дружиною, или [собираюсь] творить суд людям, или на охоту ехать, или на сбор дани, или ложиться спать…»

(начало двенадцатого века)

Идея не может быть новой по определению, если только это Идея с большой буквы. Если её не подменяют идеологией.

Национальная Идея не имеет отношения к идеологии. Идеология преходяща и создаётся в интересах правящей элиты, либо тех, кто метит на её место.

Национальная Идея имеет отношение к Идеалу – тому условному Абсолюту к которому жизненно необходимо стремиться всякой Личности и всякому Сообществу в целях своего процветания.

ЧИТАТЬ ЭССЕ ПОЛНОСТЬЮ:



Реклама
Обсуждение
     18:16 16.12.2017 (1)
1
Мудры слова его - Владимира Мономаха, нашего... Да вот с Национальной идеей туговато.
Не готово общество наше  к формированию оной. Расколото общество.  Пока одна часть пытается хоть как-то выжить в сложившихся обстоятельствах, другая, попирая все нравственные законы денно и нощно набивает мошну.
Не вступая в полемику, можно сказать  - далек тот путь к идеалу личности, ну очень далек...

     06:02 17.12.2017
Здравствуйте, Иван! Большое спасибо за прочтение. Уж не знаю, прочитали ли вы только анонс или эссе полностью, но по крайней мере можете на это что-т о сказать. "Вступать в полемику" нужно предметно, хорошо зная, чему оппонировать, иначе это будет пустопорожний трёп.
Я с Вами согласен, что "путь к идеалу далёк", было бы наивно и глупо отрицать это. Мало того, не вступая тоже в полемику, беру на себя смелость утверждать, что Идеал вообще недостижим, в противном случае это был бы не Идеал, а Цель, которая тоже может быть велика и достойна человека, но которая ставится им или обществом исходя из реальных возможностей.
Подвох заключается в том, что признавая равенство всех людей Идеалом, к которому нужно стремиться, разумный человек должен понимать, что оно недостижимо в принципе и невозможно, ибо совершенно абстрактно для каждого отдельно взятого человека. Но это осознание ни в коем случае не отменяет необходимости установки общества стремиться к нему.
Поэтому, соглашаясь с Вами, что "общество расколото", считаю необходимым акцентировать внимание на том, что этот факт не может служить оправданием (для общества) отказа от своих идеалов и Идеала в целом. При всём том, что Идеал никогда не может быть достигнут, мы должны стремиться к нему, обеспечивая свою эволюцию. Когда же эволюция остановится (по причине нашей несостоятельности), тогда и умрёт "человек разумный", как вид. Самодебилизация неизбежно приведёт к тому, что, всегда "наступая на те же грабли" - повторяя почти под копирку революции и войны - мы лишим себя всякой возможности изменить что-либо к лучшему даже в теории. Но тогда глупо было бы и стенать по поводу нашего неравенства - на зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Реклама