Ю.Т.: Здравствуйте, Мария Петровна, что это вы сегодня приуныли? За сердце держитесь…
М.П. : Здравствуйте, молодой человек. Это я просто смеяться не могу уже. Сочинения учеников своих проверяла сегодня. Еле отошла. Соседка скорую вызывала, госпитализировать хотели.
Ю.Т.: Неужели все так запущено? Классиков не читают, что ли?
М.П.: Знаете, я иногда думаю, что уж лучше бы не читали вовсе. А то ведь как бывает: почитает мальчик Лермонтова, например, посмотрит по ТВ передачу о боях в Чечне, а потом напишет: «Умер М.Ю. Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому». А другой на уроке сегодня брякнул: «Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его у себя над кроватью». Но это еще не предел творчества молодых. Вот послушайте.
Мария Петровна порылась в стопке тетрадей, лежавших перед ней на столе, раскрыла одну из них и со слезой в голосе прочитала: «Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге». А вот это вообще за душу берет: «Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел».
Ю.Т. : Мария Петровна, пощадите, Христа ради. Я сейчас сам застрелюсь!
М.П.: Нет уж, молодой человек. Хотели интервью с учителем? Вот и наслаждайтесь теперь. Я же не виновата, что «у Онегина было тяжело внутри, и он пришел к Татьяне облегчиться»! А вы, кстати, в курсе, что «душа Татьяны полна любви и ждет не дождётся, как бы обдать ею кого-нибудь»?
Ю.Т. Помилуйте, Марья Петровна, я же хотел с вами серьезно поговорить. Может, оставим пока этих классиков в покое? Недавно ведь совсем лето закончилось. Дети-то хоть из города выезжали? Наверняка же позитив какой-то есть?
М.П. Еще какой позитив, любезнейший! Я от этого позитива второй день икаю. Собираюсь следующей весной всем родителям письмо разослать, чтобы детей в деревню ни под каким видом не пускали.
Ю.Т.: Господи, а там-то что не так, Марья Петровна?
М.П.: А там у них на полях зверски «раздаются стоны раненых и мертвых», а «председатель так взял доярок за живое, что надои молока увеличились в три раза». При этом, представьте себе, старенький колхозный трактор «мчался по полям, слегка попахивая». Даже не знаю, чего тут править. Вот вы как думаете, трактор там попахивал, или попыхивал? Кстати, вы же журналист. В деревне бывать наверняка приходилось. Не знаете, часом, где это у доярок так полюбившееся председателю «живое»?
Ю.Т.: Марья Петровна, вы меня, конечно, извините, но я для очень серьезной газеты интервью пришел брать. Давайте все же постараемся сосредоточиться и рассказать о детях что-нибудь положительно-увлекательное. Ну, например, в поход кто-нибудь из них летом ходил?
М.П.: Еще как ходили. Главное, – хорошо подготовились. Взяли детишки с собой все самое необходимое: «палатку, картошку и Марию Ивановну». Самой необходимой, наверное, Марь Иванна была, картошку им варила. Но больше всего повезло тем, кто ходил в конный поход. Везти начало уже прямо на конюшне, когда "во двор въехали две лошади - это были сыновья конюха». Сам же конюх был очень пожилой человек и его «приковало к постели раком». А еще у нас в классе есть мальчик, Андрюша. Откормленный такой мальчик. Так он когда на одного из коней забрался, конь «сначала согнулся, а потом рассмеялся».
А вот Лиза Заюшкина «рвала в лесу цветы и кормила этим потом свою бабушку». Заботливая девочка очень. Вечером Лиза пошла в клуб на дискотеку, но там случилась маленькая неприятность. Мальчик, с которым она хотела танцевать, «вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой».
Ю.Т.: Пожалуй, вы правы… Не стоит нашим детям в деревню ездить. Может быть, на экскурсию их в другой город отправить? В Петербург, например. Туда, где бессмертный Пушкин творил стихи и писал «Капитанскую дочку»? Где Петр I увековечен в «Медном всаднике»…
М.П. Ага… Только вот послушайте, – Мария Петровна достала из стопки другую тетрадку и зашелестела страницами – как этот ваш Петр «соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами». Пушкина наши дети вообще взахлеб читают. Особенно там, где про любовь. И отзываются тепло. Вот так, например: «Пугачев помогал Гриневу не только в работе, но и в любви к Маше». А когда я где-то увидела, что «Пугачеву особенно нравилось, когда её шелковистые, белокурые локоны выбивались из под кружевного фартука», я рыдала.
Ю.Т. Да уж, от такой картинки и я бы зарыдал, пожалуй. Не знаю, что и сказать… Пушкин, наверное уже раз десять в гробу перевернулся…
М.П. Про Пушкина ничего вам ответить не могу. А вот Лермонтов, узнав что «Печорин овладел Бэлой, а Казбич Карагезом», и все остались довольны, наверняка из могилы выскочил и побежал искать Герасима, который «бросил Татьяну и связался с Муму». За это Грушницкий «вызвал его на дуэль и целил в лоб». И даже попал – «выстрел оказался удачным – пуля оцарапала колено». И вообще, «русские поэты XIX века были легкоранимы. Их часто убивали на дуэлях». Как вам такое?
Ю.Т. Марья Петровна, а вот интересно, что они думают про «Войну и Мир». Эпохальная вещь ведь…
М.П.: Ничего эпохального в ней нет. Простой дворянский быт описан. Вот Наташа Ростова, например, «была истинно русской натурой, очень любила природу и часто ходила на двор». А вообще, «у Ростовых было три дочери: Наташа, Соня и Николай». Я сегодня, кстати, полночи «Войну и Мир» читала, все искала, за кого же Николай замуж вышел и много ли детей у них было.
Ю.Т. Все, Марья Петровна. Вызывайте мне скорую. Я больше не могу это слушать. А в заголовке интервью я напишу, что «Дантес и выеденного яйца Пушкина не стоил».
_____________
Впервые опубликовано на Проза.ру в марте 2012-го года.
Предисловие:
Интервью с учителем русского языка и литературы средней школы
Знаете, есть ещё автор Тиана Каракада. У неё серия по Сеньку и Филю. Я тогда только пришла на Фабулу и начала её читать. Обсмеялась.)))
Да, что про школьников говорить, если студенты педвузов и не такое говорят!
Смотрела я как-то передачу по ТВ. Показывали студентку, у которой спросили, кто сказал "не хочу учится, а хочу - женится!"
Я пришла к невестке, я в это "смотрела" внучку 4 лет. Рассказываю про передачу. Невестка собирается на работу. Внучка подбежала и говорит:"Бабушка, я знаю" и принесла мне книжку про недоросля.