Произведение «"Любовь" детей»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Конкурс: Где начинается Победа (посвящён 75-летию Победы)
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 14
Читатели: 743
Дата:
Предисловие:

"Любовь" детей

В плацкартном вагоне «Курган-Свердловск» было жарко и душно. Молодой из «ранних» , попутчик, открыл окно, около которого сидела старушка. Я обратила внимание на то, что одета она была более чем скромно, в руках держала узелок. Ветер всасывался в раскрытый проём и игриво шевелил ситцевые подвязки, коими был затянут крест-накрест платок. По всему вагону гулял сквозняк, так как не только в нашем на четырёх человек, отсеке, изнывали от духоты. Боясь, что бабушка может не переносить сквозняков, я ей предложила своё место, подальше от окна. Она согласно кивнула и пересела.
Подошёл час обеда. Пассажиры засуетились, достав из своих саквояжей снедь. И только бабушка ничего не достала, а безучастно сидела. Её потухшие глаза в сеточках морщинок вокруг глядели в пол. Старушка, казалось, не замечала жующих ртов, аромата свежих огурцов и каких-то там копчёностей. Я предложила ей свою скромную трапезу - подала бутерброд с колбасой, стакан горячего чая. Пассажирка словно очнулась от невесёлых дум, сухой, морщинистой рукой приняла еду, поблагодарила.
- Бабушка, куда в таком преклонном возрасте путь держите?
-До внуков, дочкА, до их, которы живут в большом городе.
- Встречать будут на вокзале?
- А хто их знат. Можа приедуть, а можа и нет.
- Так вы им сообщили, что едете?
- Не знаю, можа дочь и позвонила им, сказала…
Наступила длинная пауза. Попутчики нашего отделения плацкарта как-то притихли, перестали переговариваться, только изредка брякали стаканы на перегоне, стоящие на столике. А бабушка, как будто самой себе, глухо стала рассказывать свою историю.
- У меня сын и дочь, уже пензионеры. Родились перед войной. Родя – от мой, с первых дней на фронт призванный. Как в сорок первом забрали, так и с концом. Только одно письмо от его и получила, когда в запасном полку был. Как выживала я, один Бог ведат. С утра до поздней ночи в поле робила, детишки с моим родителям находились. Домой приду после пашни, руки и ноги едва отмою, сил даже шевелиться никаких нет, а оне ревут: «Мам, хлебца бы кусочек». А где я его возьму-от? На колхозном складе получали по кило жмыха, просяной муки и масла бутылку . На кажный месяц. Хлеб – от, по карточкам, в местном магазине, а то  прям из машины давали в руки. Много ли его?! Осенью, в сорок втором, робила на зернотоке, зерно веяли с бабами. По горсти его в карман сыпанули перед окончанием работы. Бригадир приметил, заставил вытряхнуть обратно. Вытряхнули - и под суд попали. Нас троих тыда судили за кражу государственного хлеба. Много не дали, но отправили на лесозаготовки. Куды своих детей- от?!!! Знамо дело, родителям опять на поруки.
Загнали в Североуральск, в тайгу. Землянки там были вырыты, конвой денно и нощно округ нас. Сучки рубили мы, руки обморозила там, до сих пор даже в жару стынут. Заработала болезнь женску, на лесоповале энтом треклятом…
Она отхлебнула глоток, ставшего уже тёплым, чая, и надолго замолчала.
Я представила, что её прожитая жизнь прокручивается в памяти, как лента старой кинохроники. И не было в этой ленте ни одного кадра светлого и радостного. Ни одной цветной картинки – заставки. Всё – чёрно-белое...
Бабушка снова встрепенулась:
- А опосля ужо войны получила гумагу из военкомата, что без вести пропавший мой Родя на Калининском фронте. Сгинул, не знамо как, словно и не жили мы с им, словно и детишков у нас с им не было… Пособий никаких по потере кормильца государство так и не дало, ведь мой муж вроде, как не знамо где. Мож, к немчуре подался… Так пояснили в совете. А я боле и не стала ходить никуда. Нет так нет. Пошла овечек пасти, так до пензии и дожила. Схоронила родителев своих. Дети закончили восьмилетки, ушли в город учиться. Корова помогла в те пятидесятые годы. Если б не она…
Бабушка горько вздохнула: - Творог и сметану от неё, кормилицы, получала, масло сбивала маленько, тож своё. Детишки разлетелись после окончания учёбы по направлению в разные края. Обженились, внуков вот мне нарожали. К пенсионному сроку – от, вертались до дома. Купили квартиры в области, живут неплохо щас. Всё есть. ДочкА приехала ко мне в деревню, посмотрела, что избушка совсем развалилась моя, уговорила к ней перебраться. Только прожила я там с год, да зятю не нужна стала. Нервничал, по неделям со мной и с дочкОй не разговаривал. Я вижу, что тяжело им,убоялась - как бы семью не порушить… Попросилась, якобы в гости к сыну. Он приехал за мной сразу, забрал в свою квартиру городску. Но и там я не долго прожила. Чую: недовольна сноха-от, моя. Выговариват сыну, мол, от мамы пахнет старческим духом, мол, неаккуратна она в ванной комнате. А кой будешь тут аккуратным, коль ноги совсем ужо не ходють. Где половичку собрала, где плеснула не туды…
- А внуки то примут вас, бабушка? Или так же?
- Дык я детей своих просила, шоб в старческий дом меня отдали. Не согласились, мол, шо соседи скажут. А шо они могут сказать, коль я только на балкон и выходила, из подъезда ихнего - ни-ни. Да и куды мне на пятый этаж да с пятого… Позвонила Варьке, внучке своей: мол, возьмёшь старуху на постой? На ноги их, внуков – от своих, я подымать помогала. Дети работали, а мне Варюньку да Бориску подкидывали, пока маленьки были, в деревню. А шо?! Им у меня было так хорошо!
Она вдруг оживилась, глаза её приобрели влажный блеск:
- Варька и на дойку со мной ходила, и огород полоть её научила. А Борька- так тот с озера воду всё таскал в бачок! Мы ж озёрной водой и чай заправляли, и похлёбку варганили… Хороши внуки у меня, - произнесла она с гордостью и быстро на нас глянула - верим, ли нет, её словам!?
Аккуратно завернув кусочек бутерброда, который  так и не одолела, положила в узелочек, снова вздохнула: - Ну, нежели не к месту окажусь, дык только путь один – на погост…
В купе долго еще стояла звенящая тишина, мы даже не замечали стука вагонных колёс, так потряс её рассказ….
Рано утром бабушка задолго до станции собрала свои немудрёные пожитки. С тревогой глядела в окошко. Состав медленно втянул своё тело на перрон. Мы прилипли носами к стеклу. Увидели, как молодая женщина с мужчиной радостно подхватили старушку с площадки вагона и бережно поставили её на асфальт. Как они её обнимали, осторожно вели сквозь гущу народа к выходу в город.
Я не знаю, то ли от того, что запотело от раннего утреннего воздуха окно, то ли от моих слёз, стекло в купе оставалось ещё долго мокрым…
Обсуждение
22:24 14.02.2020(1)
Магдалина Гросс
Рассказ потряс до глубины души...
21:10 22.02.2020
Самое страшное сегодня, что в домах престарелых у каждых 8-ми из 10, кто там находится, имеются дети и внуки. Это просто показатель нашего сегодняшнего отсутствия идеологического воспитания.
Гость21:48 12.02.2020(1)
Комментарий удален
21:08 22.02.2020
Я по поводу кражи зерен в то время. Бригадир не брал сам. Боялся за свое место. Другие были времена и нравы. Другая идеология и воспитание. В нашей истории было много страшных периодов, но два: в начале 30-х - коллективизация и пару лет после войны, самые страшные. Даже в сытых областях на Украине родители ели своих детей. Страшно даже сейчас об этом писать, но об этом я знаю от своей матери, которая говорила мне, уже офицеру, что в оккупацию детей не ели, а вот в эти года она слышала, тайком передаваемые слухи, что в соседних селах такое случалось. "Ходили в лаптях на ток молотить цепами зерно и бригадиры после работы сами у всех молотильщиков вытряхивали обувь" - дословно помню эти слова дедушки, который в 1933 году был в районе вет. врачем в конюшне районных начальников, видимо при райкоме партии. За жменю зерна в кармане отправляли на Колыму как "с добрым утром". При раскулачивании отправляли в Сибирь семьями, селами. Там грузили на баржи, довозили до определенного места и выгружали в тайге даже без топоров, с малыми детьми. До весны все вымирали поголовно.
16:21 06.02.2020
1
Пермяк
Ната! Меня Ваш рассказ потряс. Даже не хотел писать комментарий, чтобы не расплескать это чувство. Изумительно точно Вы простыми немудреными словами бабушки описали состояние военного поколения, пережившего эту страшную войну в глубоком тылу. Я сам с Урала. До нас война не докатилась. Но по маминым рассказам ясно представляю себе, как она девчонкой ходила по деревням менять довоенные запасы мыла, соли, спичек на картошку. Впроголодь жили. И верили в Победу. И ждали ее. А что до детей бабушки... Бог им судья. Вы своими рассказами не даете Памяти умереть. Спасибо Вам! И удачи в конкурсе! С уважением, Пермяк.
19:42 03.02.2020(2)
Татиана Северинова
Да, это то, что нужно... 
Только огрехи тоже есть... В 50-е ещё семилетки были... И так, ошибочки есть.

Но рассказик хороший!!! Правда, ЧУТЬ от темы отходит, но ПУСТЬ БУДЕТ!!!
21:37 03.02.2020
Ната Черная
Укажите, пожалуйста, огрехи. Я исправлю. 
21:37 03.02.2020(1)
1
Ната Черная
Да не только семилетки, вы не правы. Моя мама в 47 году закончила уже 10 классов и уехала поступать в институт из деревни в Уфу... Укажите мне, пожалуйста, огрехи, по возможности, исправлю.
22:09 03.02.2020
Татиана Северинова
Было 7 и 10 классов) Мама в 52-м году окончила 7 классов, а свекровь 10.
В 1958 Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962.
Так что если дети родились до войны, они вряд ли кончали 8-ми летки.

На счёт ошибок... Вижу пунктуацию... Диалоги не везде с красной строки.
Или вот, например:
" Молодой, из «ранних» , попутчик открыл окно, около которого сидела старушка." Ведь так надо?

Вместо дефисов тире кое-где. Не знаю, может, сайт так печатает? "Хлеб - от" вместо "хлеб-от"... Смотреть надо, корректировать...)
10:58 11.05.2019(1)
Андрей Штин
Замечательный рассказ. Присоединяюсь к словам Виктора! 

С уважением, Андрей. 
06:08 12.05.2019
Ната Черная
Благодарю, Андрей!
06:33 18.04.2019(1)
Очень трогательная история. А подобных историй и сейчас много. Часто доживание стариков наталкивается на безразличие детей и внуков. С чего это? Вроде и воспитывали-растили  как все, но получается не как у всех. А так вот-подленько, крохоборски. Молодец, хорошо написала. Виктор.
06:08 12.05.2019
Ната Черная
Спасибо, Виктор!