Произведение «Подвижник» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 47
Читатели: 1329 +1
Дата:
Предисловие:
... я пылок, скор, кипуч, мятежен,
Порой уныл, порой речист;
Но сердцем радостен и нежен,
Но в чувствах искренен и чист.
Задорен, буен, своенравен, –
От дедов принял этот склад
      ***
Мои пороки – их пороки,
Большие ль, малые, – Бог весть;
Но жизнь дала-таки уроки... –
И можно смело все зачесть...



Иван Шмелев

Подвижник

Очень боюсь фанатиков. Этаких «юношей бледных со взором горящих», поглощенных своей идеей. Фанатики очень жестокие люди, фанатизм будто вводит в их кровь вакцину невосприимчивости к любой боли: своей и чужой.  Тот, кому себя не жаль, будет ли жалеть других?..За ярую приверженность своей идее, мечте, убеждениям ли, не остановится ни перед чем. Идея перемолотит и его самого, и окружение.

Потому, всякий раз, когда вижу «святую одержимость и пылающий блеск в глазах» сразу вспоминаю Мцыри «он знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» и скорей – ноги в руки – стараюсь убежать.

 Зацикленность на чем-либо одном никогда и ничем хорошим не заканчивалась. Правда, у некоторых такая «святая одержимость» вызывает умиление. Людское (особенно женское) сознание сразу производит фанатично одержимого в «херои». Мол, такую преданность идее ли, человеку ли, работе ли невозможно сымитировать, она безусловно, подлинна. И начинаются славословия и истерично-судорожные вздохи восхищения.

Мне отчего-то они напоминают сцену из «Золотого теленка», где Васисуалий Лоханкин объявляет голодовку, чтобы вернуть жену, и та уже начинает верить ему, уже колеблется между ним и Птибурдуковым, но как-то застает Васисуалия за поеданием мяса из борща. И все колебание и вера разбиваются об эту сцену.

Нечто подобное происходит и со мной. Не верю я фанатикам, или же очень жалею, ибо, если их фанатизм искренен, то уничтожают в первую очередь, самих  себя. Но, в любом случае – очень боюсь.

Иное дело – подвижники. В словаре о них сказано: «реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее
какие-либо подвиги или переносившее тяжелые испытания.» Или же в переносном смысле: самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу,преследующему высокие цели».

Второе определение мне ближе. И не потому что далека от религии (это каждый решает для себя), а потому, что самоотверженность, наверно, подразумевает, в первую очередь, не причинение зла окружающим.Ну, в самом деле, если ты целиком и полностью предан работе, а от этого страдает твоя семья, то вряд ли кому-то станет лучше. Истинно самоотверженным человеком, на мой взгляд, был доктор Дымов из чеховской «Попрыгуньи». Но, может, такие люди уже остались только на страницах классики?..

Признаюсь, приступала к нынешнему эссе долго и трудно. Мучили сомнения: имею ли право по этическим соображениям? И все потому, что герой его – Онегин Гаджикасимов. Человек, перекроивший не только судьбу, но и жизнь. Мой соотечественник,бакинец, автор стихов многих известных шлягеров 50-60-х годов, бесконечно любящий жизнь, эпикуреец, знающий толк в удовольствиях и заражавший любовью к ним и других. Его даже в шутку называли Портосом, настолько он походил на героя Дюма и по складу характера, и по комплекции. И, в одночасье изменивший судьбу, став монахом, а затем и иеросхимонахом в Оптиной пустыни.

Почему: имею ли право по этическим соображениям? Потому что писать о человеке искренне и сильно верующем, значит, так или иначе касаться того, что было для него свято и любимо, то есть веры. А как достичь этого, будучи самой нерелигиозной? Как сделать это не только с уважением, но и с благоговением?

Размышляла я долго, прочитала достаточное количество материала, по нескольку раз пересмотрела документальные фильмы о нем. Подсказка пришла неожиданно, и как мне кажется, оказалась верной.

Во всех материалах и интервью прихожан о нем ключевым словом являлось «самоотверженный». Само – отвержение, то есть нравственное перерождение до такой степени, когда кротко, без гордыни, черпаешь силы в том, что помогаешь другим и не причиняешь им зла. Поэтому не о религиозных исканиях буду писать, а о самоотверженном человеке, подвижнике.

Автор стихов к таким известным песням как «Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня», «Алешкина любовь», «Восточная песня», «Эти глаза напротив», и мн. Других родился в Баку 4 июня 1937 года в аристократической семье. Отец – Юсиф-бей Гаджикасимов был юристом, окончил Московский Университет. Мама – Махтабан-ханум, чьи предки восходили к княжескому иранскому роду, была филологом, знатоком русской литературы. И первенца своего, родившегося в год столетия со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, назвала в честь любимого литературного героя – Онегиным. А вот младший его, родившийся в год 800-летия Низами Гянджеви, был назван его именем.

Стихи Онегин писал с детства – сказывались природный талант и домашняя атмосфера.  В 17 лет приехал поступать в Литературный институт. Сдав экзамены, он стал лучшим на своем курсе. Издаются рассказы, стихи... Статный, спортивный, очень ладный (несмотря на полноту), красивый -  был любимцем богемы 60–80-х годов прошлого столетия. Очень перспективный, очень талантливый и невероятно обаятельный поэт, писал также и тексты к песням знаменитых эстрадных композиторов. Сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова...

Возьмите любую известную пластинку 70-х годов: автор текстов самых популярных шлягеров – поэт Онегин Гаджикасимов, или чаще О.Гаджикасимов.  Люди часами стояли в длинных очередях за пластинками. Тираж проданных пластинок с песнями Гаджикасимова однажды составил (вдумайтесь!) – 15 миллионов 795 тысяч! Немыслимая цифра!

Особенным успехом пользовалась «Восточная песня» в исполнении Ободзинского. Та самая, на которую в какое-то время был наложен запрет, потому что написана она была в преддверии столетия со дня рождения В.И.Ленина и худсовет усмотрел крамолу в строках «в каждой строчке только точки после буквы «л»/Ты поймешь наверно точно, что я сказать хотел/Но не сумел».  Песня не прошла худсовет, была запрещена для записи на пластинку и впоследствии была запрещена на телевидении и радио. Но в 1973 году запрет был снят, записана пластинка и… началось настоящее безумство. Ее раскупали мгновенно. Помню лично: в центральном бакинском музыкальном магазине «ТарАна» на дверях прикреплена была табличка с надписью: «Восточной песни в продаже нет!»

Песня на слова Гаджикасимова в те времена гарантировала сценический успех и карьерный взлет на эстраде. Его наперебой зовут к себе маститые композиторы. Более того, это он уже пишет слова на готовую музыку, а не музыку сочиняют на его стихи. Они звучат в исполнении всех известных мастеров советской сцены.

На одной из фотографий 70-х годов, Онегин в окружении коллег по творческому цеху слушает обсуждение песни. Поза его свободна, уже далеко не атлетическая, но массивная и ладная фигура подана вперед, а черные вьющиеся волосы спадают на плечи. Он весь - внимание, но сразу чувствуется это – лев. Если и не царь, то один из столпов эстрады, решающих судьбу песни.

В те же, 1970-е годы, на радио появляются иностранные песни, Онегин берется за их перевод на русский. Битлз, Джанни Моранди, Т.Кутуньо, Джо Дассен,... - эти переводы просты и в то же время изысканны.Вся страна подхватывает их.

Несметное количество зарубежных шлягеров стали достоянием культуры благодаря переводам Гаджикасимова. Оглушительный публичный успех, успех повсюду, баловень судьбы, обласканный славой, деньгами, вниманием, женской любовью (официально только был женат четыре раза). Его всегда ждали, ему радовались... Красавица жена, сын, названный в честь отца – Юсифом.

Но человеческая зависть, или глупость не имеет пределов, к сожалению. И, увы, даже очень талантливые люди не лишены их. В 1970-х годах выходит разгромная статья Льва Ошанина о том, как коверкается русский язык в песнях на примере текстов Онегина Гаджикасимова. «Что это за такое –«воле моей супротИв – эти глаза напрОтив? – возмущался автор, говоря о песне «Эти глаза напротив». Это же издевательство над русским языком». А то, что эту песню с удовольствием распевает весь Союз, то, что она легка и нежна, светла и пронзительна, в расчет не бралось.  

Тут же по приказу С.Лапина, возглавляющего Всесоюзное телерадиовещание, размагничиваются плёнки с песнями Гаджикасимова, на концертах автора слов не объявляют, его отлучают и от телерадиоэфира.
Чтобы отвлечься Онегин выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места кажутся чужими. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. И он принимает решение.

Осенью 85-го он, никому ничего не говоря, садится в поезд и едет из Москвы. Выходит на отдаленной белорусской станции, идёт в православную церковь и принимает крещение. Был крещён с именем Олег. Незадолго до этого побывал в Баку, навестил родственников.

Здесь хочу остановиться особо. Как человек, родившийся и выросший в Азербайджане, где исповедуется мусульманская религия, должна заметить: (это очень важно!) – для восточного человека связь с родственным кланом имеет огромное значение.На мусульманском Востоке этническая принадлежность  автоматически определяет и религиозную (пусть человек за всю жизнь и в мечеть никогда не войдет), а это означает и соответствующее отношение окружающих.

Когда человек решается на такой серьезный шаг как перемена религии, и, более того, принимает новую веру во  всех ее тонкостях, то, увы, зачастую, это означает и разрыв с многочисленными родственниками, Пойти на этот шаг может действительно сильный и принявший  бесповоротное  решение человек. 

В 87 году Онегин сделал выбор: сжег все свои записи, избавился от всех ценных вещей, отказался от семьи, дружеских застолий и прочих радостей мирской жизни. 

Писательница Ольга Щелокова писала: «Уже после смерти Гаджикасимова мне довелось общаться с его племянницей Нигяр, дочерью его брата Низами.

«Ничего не объяснив, дядя вдруг порвал со всеми всякие отношения и исчез, - рассказывала та. - Его жена рыдала: «Он ушел, все бросил». - «Как мне жаль тебя», - сказала ему она. А он взглянул на нее и сказал: «Это мне вас жаль, вы ничего не поняли и не понимаете».

- О своем обращении к Богу Олег никогда подробно не говорил, - вспоминала Щелокова. - Рассказывал только, что это ощущение приходило к нему постепенно.»

Около года он прожил в уединении на заброшенной даче, чтобы подготовить себя к монашескому постригу. В декабре 88-го он жертвует все свои сбережения монастырю и приезжает послушником в одну из главных религиозных святынь – в Оптину Пустынь.

Онегину Гаджикасимову 51 год. Нёс послушание привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимов», скрывая от всех свою прежнюю славу. 3 декабря 1989 года, накануне престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, был принят в число братии Оптиной пустыни и  назначен комендантом монастыря.

Из письма Онегина Гаджикасимова:

«…[i]вот и истекли 3 месяца со дня моего появления в Богоизбранной Оптине. Месяц стояния суточного на вратах, месяц отдохновения и ещё один месяц различных послушаний. Хорошо, что ещё до монастыря начал готовиться – не спать ночью, ограничивать себя в еде, всё теперь пригодилось. Службы здесь длительные,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:30 14.10.2018 (1)
1
Дорогая ,Ляман!!!
Прими мои восхищения!!!
Все это,что ты пишешь и как пишешь!!!
Очень,очень  нужно людям!!!

С теплом и восхищением,Ольга
     00:32 14.10.2018 (1)
1
Спасибо, родная моя!
     00:41 14.10.2018 (1)
1

Человеку необходимо, чтобы кто-то его обнадеживал.
Главное – он всегда отдавал сердце людям, неважно в песнях ли, в проповедях

"Темная" я совсем... ничего о нем не знала...

Тебе спасибо!!!
     00:43 14.10.2018
1
     19:27 29.09.2018 (1)
1
Дорогая Ляман!

Очень просто мастерский! Блестящий, сильный, заставляющий задуматься о судьбах наших в этом бренном мире.
Рад за Вас.
Вы стали  БОЛЬШИМ АВТОРОМ, Ляман!
И Вам пора давать уроки мастерства!
     19:39 29.09.2018
Спасибо Вам огромное, дорогой Готтлиб!
Я так Вам рада здесь.
Вы такой редкий и дорогой гость!
Спасибо!
     13:29 26.09.2018 (1)
1
Очень потрясающе здорово написано. Ты открыла мне совсем нового человека. Раньше я о нем только слышал, а теперь узнал. Спасибо. 
     19:05 26.09.2018
1
Спасибо огромное, дорогой Виктор! Ваши слова очень дороги!
     20:35 25.09.2018 (1)
2


С большим интересом прочитала эссе, Ляман!

Вот ещё одно подтверждение слов великого Арсения Тарковского «Поэзия меньше всего - литература; это способ жить и умирать». И слова Новеллы Матвеевой: «Поэты, если они настоящие поэты, - они близки к священникам. Они торопят нас к добру. Помню, у отца на столе, под стеклом, были разные изречения на маленьких листочках, и на одном из них я, тогда ребенок, прочитала слова доктора Гааза: «Спешите делать добро!». Другие изречения не запомнились, а это попало в сердце…»


     09:28 26.09.2018
1
Наташенька, спасибо!
 Настоящее всегда западает в сердце.
А доктор Гааз, сколько я читала о нем был действительно великим человеком. Святым. И завет его такой простой - совершенно точно  выразил его жизнь. Сделал столько добра, что его в последний путь провожало 200 тыс. человек, а строгий ревнитель Православия митрополит Московский Филарет (Дроздов) сам отслужил за него молебен и разрешил служить заупокойные службы, несмотря на каноническое «препятствие» поминать католика. 

     01:40 25.09.2018 (1)
2
Ляман, примите мою искреннюю благодарность за такой ценный материал. Я знал об этом поэте лишь косвенно, настолько, насколько популярны были песни на его стихи, и конечно, его судьба, о которой Вы рассказали, потрясла меня. Непременно посмотрю в Ютубе видеоматериалы.
Читать Ваши работы - одно удовольствие! Где Вы черпаете силы так много и хорошо писать?
     08:43 25.09.2018 (1)
2
Ну, что Вы, дорогой Вячеслав. Всякий раз, когда я пишу эссе о ком-то, то мучительно краснею, потому что хочется написать полностью оригинальную статью, с привлечением новых данных, а их нет, потому что найти не могу. Вот, и в Оптину пустынь писала в пресс-службу монастыря - не ответили. Пишу в организации, стараюсь найти каких-то знакомых, которые могли бы сообщить новые факты, или вообще ищу новый материал. Но, увы, это получается далеко не всегда. Поэтому пользуюсь уже готовыми материалами из книг и интернета, но естественно, стараюсь пропустить их через призму собственных переживаний и раздумий.
Спасибо Вам, дорогой за высокую оценку.
А пишу я мало, увы. Максимум один рассказ, или эссе в месяц. Настолько замотана на работе и дома, что не всегда удается уделить время и сосредоточиться на письме.
Вячеслав посмотрите непременно два документальных фильма о нем Один называется "Онегин: Жизнь после славы", а второй: "Храм для Онегина". Мне кажется, снято о нем с большой любовью и уважением.
     20:13 25.09.2018 (1)
Ляман, спасибо за обстоятельный ответ! Непременно посмотрю фильмы.
Ваши эссе имеют успех именно потому, что Вы пропускаете их "через призму собственных переживаний и раздумий". Это чувствуется при чтении: читателю передаются переживания автора. Но Вы ещё умеете чётко и ясно донести свою мысль. Это, безусловно, талант, которым наделён даже не всякий пишущий человек.
     20:16 25.09.2018
1
Спасибо Вам огромное, сердечное!
     12:24 25.09.2018 (1)
1
И вот очередная жемчужинка упала в сокровищницу Фабулы. И снова ее сотворила Ляман. 
Видимо, у тебя, как и у героя твоего повествования дУши ищущие, мятущиеся.. Им хочется многое познать, понять, и принять... Спасибо, дорогая. Спасибо, что просветляешь умы наши серые...
     18:38 25.09.2018 (1)
2
Таня, нет, нет! Какие умы серые? Столько хороших, грамотных авторов на Фабуле. За эти три года я уже называю ее не иначе, как наша Фабула. Уже близкая. Сроднились!
Спасибо тебе, дорогая за светлые слова! А Онегин - личность действительно многоранная, очень глубокая. Жаль, что из монастыря так и не ответили, очень хотелось бы собрать больше материала.
     18:40 25.09.2018 (1)
1
Я читала о нем раньше И так здОрово было прочесть о нем у тебя!
     19:35 25.09.2018 (1)
1
Спасибо, дорогая Танечка!
     19:39 25.09.2018
     09:34 25.09.2018 (1)
2
Настоящий подарок с утра - пища для ума и сердца от Вас, Ляман.
Как по-разному складываются человеческие жизни! Поэта уже давно нет, а песни на его стихи, лёгкие, оптимистичные, звучат до сих пор.
Кто знает, почему О.Гаджикасимов избрал путь монашества. Не верится, что из-за разгромной статьи и "затирания". Наверно, были какие-то
другие, глубинные причины. Бог позвал!
Спасибо Вам огромное за пропущенный через своё сердце рассказ об этом человеке!

     10:09 25.09.2018 (1)
1
Спасибо Вам от всего сердца, Галина.
Да!
Вот и я так думаю!
Поэтому и тщетно пыталась найти какие-то данные, писала в разные инстанции.
Но, в одних мне ответили, что ничего не знают, а в иных и вовсе не ответили.
Может быть, церковная обитель предпочитает не распространять информации...
     10:23 25.09.2018 (1)
1
А церковь ничего и не может сказать...Такое решение человек принимает наедине с высшими силами.
Неподалёку от меня находится Екатерининский монастырь. Так там уже около 20 лет служит один иеромонах, в прошлом успешный
программист, человек очень обширных и глубоких знаний. (Когда читаю некоторые его статьи, мои мозги от усилий издают скрежет...).
Никто не знает, почему он покинул мирскую жизнь.
     19:25 25.09.2018
Да, это такая тайна. И никто полностью всех причин не знает. Кроме самого человека, принимающего окончательное решение.
     11:44 25.09.2018 (1)
1
Ничего себе - поворот судьбы! Добровольно отказаться от славы со всем тем, что она несёт с собой - это не каждый сможет. Вернее, это НЕ КАЖДОМУ ДАНО.
Оптина Пустынь - место удивительное, мне в таких местах больше бывать не приходилось. Мы попали туда случайно 9 лет назад, настоятелем тогда ещё был о. Венедикт (не знаю, жив он сейчас или нет - годы-то преклонные). Очень часто приходится слышать такое: "Вот побывал(а)  я в монастыре, и такая благодать на меня снизошла..."
Это не так. Не в каждом случае на прихожанина "сходит благодать". Всё зависит от того, с какими мыслями ты туда явился. В Оптиной действительно есть какой-то особый дух. Задай проходящему мимо монаху вопрос - он будет говорить долго... (или мне так повезло).
Я не случайно написала про о. Венедикта. У него был какой-то особый дар: увидит человека - любого, хоть верующего, хоть неверующего - глаза словно насквозь тебя увидят. Он кого попало бы не взял, конечно. Раз взял человека в монастырь - значит что-то внутри увидел.
Спасибо тебе, Ляман.
     18:45 25.09.2018
1
Спасибо, Магдалина, огромное! Если бы я только знала тебя 9 лет назад, я непременно попросила задать несколько вопросов о.Венедикту об Онегине. Ведь именно отец Венедикт постриг его в монахи с именем Силуан.
     11:59 25.09.2018 (1)
1
Ляман, большущее спасибо за эссе о замечательном человеке, на песнях которого мы выросли!
Ты так интересно и талантливо рассказала о человеке, "который знал одной лишь думы власть", найдя столько информации о человеке, который ушел из мирской жизни и посвятил себя служению Богу!
     18:43 25.09.2018
1
Анночка, спасибо тебе огромное. Это действительно очень интересныйчеловек,жаль, что информации новой не удалось найти Но все, с кем я говорила о нем, и кто хотябы косвенно его знал, говорили одно: "Он закрылся и не хотел, чтобы его тревожили" .
А вот что действительно подтолкнуло его к такому решению, трудно сказать. Может, это решение в нем зрело, а может, ему просто надоела прежняя жизнь. И плюс еще, конечно, удар от статьи О.Ошанина. Кстати, тоже очень хорошего поэта-песенника, его же собрата по творческому цеху.
Но не зря говорят: чужой промахнется, а свой в своего всегда попадет.
     09:05 25.09.2018 (1)
2
Уважаемая Ляман! Спасибо вам за литературное подвижничество. Имена интересных "малоизвестных" людей, которых вы
показываете читателю открываются заново. С уважением, Игорь
     09:14 25.09.2018
1
Спасибо Вам огромное, Игорь! Как я рада видеть Вас здесь! Наконец-то!
Спасибо!
Я Вам отправила письмо по почте на прошлой неделе. Если можно, посмотрите. Хочу еще об одном человеке написать, о нем и прошу совета в письме к Вам.
Реклама