Произведение « Уроки и перемены. Вопросы этики»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Темы: детство
Автор:
Баллы: 7
Читатели: 384 +1
Дата:
Предисловие:
           

Уроки и перемены. Вопросы этики

                 К Алешиной маме постоянно приходят гости: учителя-коллеги, ученики, соседи. Мама угощает их чаем и шоколадными конфетами, которые имеются в доме специально для гостей, потому что мама и Алеша не любят шоколад.
В этот вечер к маме забрела учительница истории Раиса Тимофеевна. Она очень молоденькая учительница. Только что из института. И еще она любит все время говорить. У нее всегда столько много новостей!
                Попили чай с конфетами и булочками, которые мама купила в школьном буфете. Немного поговорили про школу. Вернее, говорила Раиса Тимофеевна, а мама с Алешей слушали. Потом мама села проверять тетради. Она их каждый вечер проверяет. Потому что если не будет проверять, то ученики будут плохо учиться. Алеше очень хочется послушать перед сном пластинки. Но учительница Раиса Тимофеевна что-то рассказывает. Должен же ее кто-то слушать? Вот Алеша и слушает. И думает: «Что ли, ей не нужно домой, раз она так долго сидит? Верно, детки ее давно ждут».
Он живо представил себе, как в доме у Раисы Тимофеевны несчастные детки сидят на горшках возле своих кроваток, плачут  от страха и одиночества и зовут маму.
             - У тебя есть мальчик? – наконец, набравшись храбрости, спрашивает Алеша у Раисы Тимофеевны.
             - Что? Мальчик? – учительница сначала удивленно взирает на Алешу, потом беспечно взмахивает рукой. – Был мальчик да сплыл.
             - Как сплыл? – изумляется Алеша. – На лодке?
             - Гм, - жмет плечами гостья. – Лодка здесь ни при чем. Так угреб. Вплавь. Вольным стилем.
             - Куда?
             - Известно куда: в безвоздушное пространство. Растворился, так сказать, в тумане жизни.
Алешино воображение красочно рисует ужасную картину гибели несчастного ребенка, который сначала плывет по глубокой реке, захлебываясь в пучине вод, а затем исчезает в густом тумане. Но у Алеши еще теплится в душе надежда, что, возможно, Раиса Тимофеевна протянула бедному мальчику руку помощи, и он каким-то образом спасся.
               -А ты? – дрожащим голосом спрашивает Алеша.
               -Что я? Я еще не свихнулась окончательно, чтоб за ним бегать. Ушел, ну и скатертью дорога!
Такого чудовищного варварства Алеша не может вынести. Ему страшно сидеть рядом с этой женщиной. Он вскакивает с места и прыгает к маме на колени.
              -Уходи! – кричит он Раисе Тимофеевне. – И тут же заливается потоком  слез. – Уходи! Ты злая, нехорошая! Мама, пусть она скорее уходит!
Раиса Тимофеевна обалденно  смотрит на Алешу, потом на маму:
             - Что это с ним? Он что, больной?
             - Нет, Раиса Тимофеевна, с ним-то как раз все в порядке. Вы уж извините, пожалуйста, но вам, действительно, лучше сейчас уйти домой.
              Раиса Тимофеевна выскакивает в коридор и торопливо одевается. Мама провожает гостью и одновременно успокаивает сына. Алеша сразу же затихает, как только гостья исчезает за дверью. Мама идет на кухню и наливает в Алешину кружку молоко.
             - Вот, выпей молока, сынок, и успокойся, - тихо говорит она.
Алеша послушно пьет молоко, потом идет в большую комнату и забирается на стол, на котором стоит мамин проигрыватель. Тут же разные пластинки с музыкой, песнями и сказками. Алеша ставит пластинку и включает проигрыватель. А на другом краю стола – мамины тетради в две стопочки. Их сейчас мама и проверяет.
               В квартире устанавливается идиллическая атмосфера: на одной стороне стола мама склонилась над тетрадками, на другой – Алеша сидит, поджав ножки, в окружении пластинок. А из проигрывателя голос Валерия Леонтьева:
               « … А потому, потому, потому,
                Что был он в жизнь влюбленный…»
             - Мама, а влюбленный – это что?
             - Ну, это когда человек очень сильно кого-то любит.
             - А мы с тобой влюбленные, если мы любим?
             - Ну, конечно, влюбленные! – мама смеется, поднимается со стула, привлекает к себе сына и целует его в щечки, лобик, глазки и голову. Потом легонько отстраняется:
             - И все-таки ты не прав, сынок, за то, что так некрасиво набросился на Раису Тимофеевну.
             - Она злая! – моментально напрягается Алеша. – Злая и нехорошая! – Он готов снова расплакаться. Но мама ласково обнимает:
             - Понимаешь, сынок, ты сам все перепутал. Ты думаешь, что она говорила про маленького мальчика, а она имела в виду взрослого дядю, которого называет мальчиком.
             - Который сплыл?
             - Ну, это просто так говорят: «сплыл». А на самом деле просто ушел. Сказал: « До свидания!» - и далеко ушел. А она не пошла за ним следом.
             - А детки где?
             - Какие детки?
             - Ну, которые у нее дома плачут.
             - Да нет у нее никаких деток. И никогда не было. Она молодая еще и живет одна.
             - Совсем, совсем?
             - Да нет! Со своими родителями. И ей скучно. Поэтому она ходит по гостям. А ты ее так невежливо прогнал. По правилам этики гостей не прогоняют и не обижают. Что теперь про нас подумают люди? Что мы не умеем принимать гостей. И к нам теперь никто в гости не будет ходить.
            - А я хочу, чтоб к нам приходили гости, - сказал Алеша.
            - И поэтому совсем не нужно при гостях буянить, - подсказала мама и поцеловала Алешу в носик. Потом она сняла его со стола и понесла в спальню:
            - Сейчас тебе пора на горшок и спать.
            - Мама, а этика – это что? – спросил Алеша, положив голову на подушку.
            - Этика – это правила, как себя вести в обществе и дома.
            - А общество – что такое?
            - Ну, дорогой, - улыбнулась мама, - мы так с тобой до утра проговорим.
             Так с мыслями о каком-то непонятном обществе Алеша и заснул.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:58 25.10.2018
1
Очень теплая и трогательная повесть про мальчика Алешу.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама