Не знаю, кому как... а мне лично подфартило жить в интереснейшее время. Имею
честь и счастье обретаться в краю, где, что ни хата - то крайняя, что ни Пэтя-еврей, то
щирый бандэривець, что ни Машка, то на заробитках в Италии.
И всем всего хватает. Этим - времени для поскакать на майдане, тем (по итогу скачек) -
депутатских полномочий. Вон те... по горло сыты байками пана гетьмана о светлом
будущем (его семьи), а те вон полны "исторической ненависти" к москалям и
москальской мове... Всем поровну и хватает, и не хватает чего-то сугубо личного,
типа миллиона долларов для раскрутки на Калиновском рынке или для постройки
самого высокого особняка в родном селе. "А шоб у сусидив очи повылазылы вид
заздрощив"! Все ездят на иномарках с иностранными номерными бляхами и чают
чуда - растаможки за 100 евро. Это на данный момент - украинская национальная
идея, сплотившая самые разные слои населения. Что делать - какое население,
такие у него идеи!
За всем этим с неослабевающим интересом следят комиссары ОБСЕ, Международный
Вафельный Фонд и... бывшие граждане Союза, которым, по их словам, небезразлично,
что деется в доме, где некогда они жили.
И ладно бы просто наблюдали. Так нет же, у них всегда наготове "три копейки собст-
венного мнения" - и то у вас не так, и это не туда. И, чтоб их все всегда слышали и
внимали, они приходят на литературные сайты, где ненавязчиво (изначально) обра-
стают друзьями, единомышленниками, сомневающимися из числа местных авторов.
Тихой сапой роют ямки в неокрепших умах и закидывают в них зёрна, так скажем,
антипатриотизма. К чести многих сетературных творцов слова, забугорные
доморощенные идеологи (по-интернетному - тролли), как правило, находят отклик в
сердцах небольшой кучки откровенных идиотов, которые до сих не в курсе, что в Тель-
Авиве (к примеру) славян и полукровок живёт куда больше, чем титульных носато-
пейсато-обрезанных адептов Торы. А в Украине, тоже к примеру, вся власть принадле-
жит тем, кто воспитывался в детстве на еврейских народных сказках, а в зрелом
(комсомольском) возрасте проштудировал протоколы сионских мудрецов. Чтоб стать
элитой страны, необязательно учиться в Гарварде. Достаточно вовремя влиться в
какой-нибудь кружок мелких клептоманов и показать им ксиву от меламеда еврей-
ской воскресной школы. Светлое будущее, таким образом, тебе автоматически обес-
печат агенты доверия, опекаемые кураторами из ЦРУ и главного раввината иудеев.
Кое-кто из тех, кому сюжет моего опуса покажется юдофобским, могут мне попенять -
мол, хватит фантазировать! Что ты знаешь о евреях?
Отвечу. как есть и как было. Я живу в городе, где евреев проживало по совку более
половины городского населения. Кем они были в местном социуме? Парикмахерами,
завскладами, завмагами, товароведами, адвокатами, гинекологами, провизорами,
нотариусами, дантистами, буфетчиками в забегаловках... С их детьми я учился в одной
школе - номер 34. Ныне - еврейская школа №41. В классе нас было 36 учеников,
пятеро из которых, в том числе и я, были не евреями. Остальные, и такая пропорция
касалась всей школы, естественно - дальние родственники библейских персонажей.
О статусах их родителей я чуть выше уже сказал.
А кем были наши папы и мамы? С точки зрения классного большинства - никем.
Гоями. Гои возводили новые дома, асфальтировали улицы, стояли у станков на
заводах и фабриках, сажали деревья, убирали улицы. Обслуживали, короче говоря,
дантистов и товароведов... Делали всё, чтоб тем жилось припеваючи в нашем городе.
Но им всё равно было плохо в родных пенатах. Они сидели на чемоданах, ожидая -
когда из ОВиРа придёт добро на эмиграцию. Даже в квартирах своих никто из них
никогда не делал ремонтов. А зачем? Ведь придётся всё бросить, как есть.
Из всего нашего класса в городе остался я один. Остальные ныне живут в Израиле,
Штатах, Австралии, Испании, России(!). Это я к сведению Хали Недорусиной поставил
восклицательный знак после России. Со многими поддерживаю связь. Люди приез-
жают, как люди, в родной город. Восхищаются изменениями в лучшую сторону,
понимая, что это заслуга частного капитала, возмущаются тем, как упал уровень жизни
благодаря новой нэзалэжной власти, сожалеют откровенно о том, что пенсионеры
живут за чертой бедности и удивляются, как тем выживать удаётся?..
За все годы только парочку идиотов видел, которые сказали, как мы тут классно
живём - всё такое дешёвое, за 100 баксов нехило в кабаке оттянулись...
Я не стал им говорить, что пенсия у моего дяди на то время (1995 год) была 6,5 $.
Всё равно не поверили бы. Да и сегодня, когда пенсион составляет 50 долларов,
разве можно говорить о какой-то жизненной перспективе?
Некогда мой земляк Семён Цидельковский, ныне покойный, в своей книге
"Печаль прозрения" большую часть стихотворений посвятил теме нашего города.
Ностальгии по тем временам, когда на улицах звучали разговоры на идиш...
Когда, по его мнению, евреи составляли лицо города, и он становился красивее
и культурнее исключительно благодаря их стараниям...
"Уходит мой народ из Черновиц..." - так называлось одно из его ностальгических
стихотворений. Я, естественно, не смог смолчать после прочтения. И в одной из
областных газет вскоре вышел мой поэтический ответ. Естественно, с эпиграфом.
Куда я вписал печальный геволт Семёна:
"Уходит мой народ из Черновиц..."
С.Цидельковский
* * * * *
...а мой народ
всё так же в Черновцах
живёт, как жил,
в краю своих истоков
без пафоса,
без
страха и упрёка,
без песен о прощальных бубенцах!
В его деяньях мало суеты,
зато
в людей,
в их счастье много веры!..
Он подметает площади и скверы
торгует,
строит новые мосты.
В том Роль его,
Призвание и Суть -
чтоб молодело города обличье,
при этом
"украинское величье"
над кем-то
он не тщится подчеркнуть.
Каков удел - такой менталитет -
в сердцах лелеять древнее поверье:
кто строил дом,
сажал окрест деревья -
оставит для сынов
бессмертный след!
У С.Цидельковского были причины "ронять слезу" - он никуда не уехал, будучи преданным
родному городу до самой смерти. И, что скрывать правду, много сделал для земляков
как директор районного дома культуры. Как импрессарио. Кто только ни приезжал
за счёт спонсоров в наш город - артисты мирового уровня, поэты известные...
Лину Костенко, Евгения Евтушенко я лично слушал и лицезрел на сцене "осэрэдка
культуры" под руководством Семёна. Мы с ним по-разному воспринимали свой
город и его жителей. Но любили его и всё, что с ним связано, всей душой.
Потому и спорили, и порой не понимали своего визави, что искренне желали Черновцам
добра и процветания.
Даже не представляю себе, что Сеня мог бы уехать куда-нибудь (а ведь мог!), и оттуда
на каком-то из литсайтов лил бы грязь на улицы, по которым бегал в детстве,
испражнялся бы на людей, с которыми делил школьные утренники, плевал бы в души
своих соплеменников, оставшихся верными родному краю и могилам предков на
Еврейском кладбище Черновцов...
| Помогли сайту Реклама Праздники |
С теплом