«Монах. Глава 2» | |
Глава 2
– Глядите, здесь похоронены настоятельницы монастыря, всего три, – Лена первая подошла к захоронениям.
– Матушка игуменья Мария… какой молодой она умерла, сорока лет не исполнилось, – Света указала на надпись на одном из деревянных крестов.
– Люди раньше долго не жили, – вступил в диалог Алексей.
– Ничего подобного, здесь же рай на земле. Другие-то вон прожили сколько. Сейчас точно подсчитаем, – Света принялась делать в уме вычисления. – Восемьдесят три, семьдесят два…
– Я проголодался, – вдруг заявил Роман. – Давайте сядем на скамеечку и перекусим.
В рюкзаке у него лежало несколько бутербродов, пачка чипсов и полуторалитровая бутылка минеральной воды.
– Неудобно как-то, – Лена помялась.
– Каждому своё, а живому подрастающему организму кушать хочется. Не желаете ко мне присоединиться, я один погрызу, а то голова с голодухи кругом идёт.
Тем не менее, все единодушно решили присесть и отдохнуть. С самого утра – на ногах без маковой росинки во рту, так спешили в монастырь.
Пока они жевали нехитрую трапезу, к церкви подошёл мужчина в рясе и принялся отпирать навесной замок. Перестав греметь ключами, он оглянулся и громким голосом поприветствовал ребят:
– Здравствуйте, заходите в храм Божий, не стесняйтесь, – и исчез за дверью.
– Пойдёмте, ребята, интересно же, вежливо так пригласили ведь, – Лена указала головой в направлении церкви.
– А женскому полу с непокрытой головой нельзя, – Роман снял с себя кепку и нахлобучил на девушку задом наперёд.
– Ой, будет вам, он же замечания нам не сделал, поэтому я ничего надевать на себя не стану. Бродили же по монастырю и ничего, гром не грянул. – Света протестовала по малейшему поводу.
– В чужой монастырь со своим указом не ходят, – Алёша проделал то же самое со своей кепкой. – Вот теперь мы экипированы так, как надо, пошли, братва.
Внутри церкви почему-то пахло жареной рыбой, перебивающей запах ладана. Батюшка, круглый и краснощёкий, сидел за столиком, на котором были разложены предназначенные для продажи свечи, нательные крестики и книги.
– Проходите. Проходите, Меня зовут отец Василий, – пространство церкви наполнилось густым баритоном, – а вы с каким попутным ветром здесь. Водички попить? Целебная здесь водица, да спускаться за ней мне тяжеловато. В следующий раз будете подниматься, захватите бутылочку.
– У меня в здешних краях родственники жили. Я наполовину – грек, – поторопился с ответом Роман, раздумывая, осенить себя крестом или же нет, и решил, что кривляться не стоит.
– Правда ваша, молодые люди. Потомков греков тут предостаточно. Прибыли они сюда давно и повод был: многодетные семьи искали свободные земли, где можно было бы обосноваться. Но первыми прибыли греческие монахи. Если вы ещё не спускались вниз за церковью, – при этих словах ребята как по команде дружно отрицательно закивали головами, – то я вам скажу, что поселились они в тамошних пещерах. Обязательно наведайтесь.
Отец Василий был словоохотлив.
– Небось, в Бога-то не верите? Ну да ладно, подрастёте, повзрослеете – может и поверите.
– А почему одна настоятельница, Марией звать, умерла так рано, – у Светы от нахлынувших вопросов чесался язык, – и что вы нам посоветовали бы ещё посмотреть? А в постройке церкви вы лично принимали участие?
– Да, она была достроена год назад. Меня сюда епархия направила надзирать и пособлять. Ещё строительный мусор весь вывезти не успели. Но вот незадача, метрополит сюда не едет церковь освящать. Говорит, переименуете место, тогда ждите в гости. Бесово * оно бесово и есть.
Батюшка почесал затылок и нахмурился:
– А без освящения разве можно службу править…Не по-христиански как-то оно получается…
– Кто такое название селению дал? – Лена подошла поближе к столу, за которым сидел батюшка.
– Греки и дали. * Оно у них обозначает не чертей, а что-то другое. Есть у меня догадки. Но нужно их окончательно проверить. А версий не счесть.
– Почему вы назвали это место бесовым? – решился вставить пару слов Алёша. – Что в нём такого дьявольского?
Света зыркнула на юношу – на её вопрос о монахине она ещё не получила ответа.
– Садитесь, – отец Василий кивнул в сторону табуретов, нагромождённых в углу. – Думаю, вам будет интересно услышать то немногое, что я знаю.
За неплотно прикрытой дверью раздались громовые раскаты. Молодые люди переглянулись. Света сделала шумный вдох и выдох, давай понять, что она, как всегда, права.
– Здесь грозы часты. И с фотографированием оказия случается. Положим, ясный день, туристы понащёлкают затворами. А когда дома начнут просматривать негативы или фотографии, то завсегда пасмурно на них. Звонница ли цепляет тучи, вершины гор или ещё какая причина…
Послышались торопливые звуки проливного дождя и продолжительное эхо от череды ударов грома.
– Да не переживайте, дожди здесь частые, но недолгие. Посидите, послушаете побасенки, да и закончится непогода. Ну, так вот, на чём я остановился? Только, чур, девушкам не бояться.
Ребята насторожились. Дело принимало непредвиденный оборот.
Отец Василий, понизив тон, загадочно продолжал:
– В каком же месте, связанном со стариной, нет легенд и привидений. Сам свидетель, ей богу, видятся людям частенько в наших местах монах с монахиней. То на горе, то внизу – у реки. А вокруг них – всегда туман клубится. Значит вот, идут они себе, взявшись за руки. А у принявших постриг так не принято. Обет безбрачия дают. Сам свидетель, идут живые-живёхоньки, а туман гуще и гуще, да и скрывает их вовсе из виду.
– А может, они только ходят так, а в связь… не вступают. – Света замялась и покраснела.
– Ох, девушка, всё может быть. Вы недавно меня о Марии спросили. Никто её мёртвой не видел, и праха её в могиле под крестом нет. А дело обстояло так. Устное народное творчество лучше всяких книг донесло. От отца к сыну, а от того – к своему сыну. Видели в ту далёкую пору настоятельницу несколько раз с мужчиной, – отец Василий троекратно перекрестился. – Одет он был монахом, да разве одеждой кого обманешь? Может, притворился, что монах. А потом Мария внезапно исчезла. В книгах монастырских, чтобы умолчать о таком факте, через год запись сделали: так мол и так, померла настоятельница от болезни, и захоронение учинили. Мария-то первой настоятельницей этого монастыря была. Негоже разные сплетни распускать о священнослужителях.
– Ой, как интересно, – Роман неосознанно присвистнул, – чего только в жизни не бывает.
– А что было дальше? – Лена нетерпеливо теребила снятую кепку.
– Да ничего не было. Только они это или не они появляются в здешних местах, кто их разберёт. А вот и дождь перестал, – по полу от входной двери поползла солнечная дорожка. – Идите. Идите. Туда вниз я лестницу деревянную сделал. Только крепко за поручни держитесь. А мне пора за дела богоугодные приниматься. Заболтался я совсем с вами, – как-то совсем странным образом и недружелюбно закончил беседу отец Василий.
После того, как ребята гуськом покинули церковь, батюшка упал на колени перед иконой Спасителя и пробурчал себе под нос:
– Снова я разболтался. Что за чертовщина постоянно меня с пути праведного сбивает. Не замолить мне нынче греха, ох, не замолить…– и начал быстро креститься.
Автор: Ольга Валентиновна Крюкова
Все права на произведение защищены.
Произведение предназначено для личного прочтения.
Все иные действия с текстом произведения только с разрешения и по согласованию с Автором или законными наследниками.
Цитирование в допустимом Законом объёме, в том числе в вольном пересказе и иной интерпретации – с указанием Автора.
Fabulae.ru © Copyright: Ольга Валентиновна Крюкова 2018
|