Произведение «Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 13 ч.118» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 640 +1
Дата:
«Колизей»

Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 13 ч.118

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Игры Богов

Боги на все случаи жизни

"Непостижимо, что Бог есть, непостижимо, что Его нет; что у нас есть душа, что её нет; что мир сотворён, что он нерукотворен..."
(Блез Паскаль)

    В Древнем Риме, как и в Древней Греции, религия состояла из культов разных богов. При этом римский пантеон был заимствован у греков. Произошло это потому, что греческая мифология более древняя,  чем римская. Греки создали колонии на территории Италии, когда Рим ещё и не помышлял о величии. Жители  колоний  распространили греческую культуру и религию на близлежащие земли, а поэтому римляне стали продолжателями греческих традиций, но  с учётом местных условий. (1)
  Римский автор III века до н. э. Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь "Одиссею" Гомера, активно использовал в своих текстах греческих  богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги, аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критического подхода к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других божеств, стараясь таким образом привлечь на свою сторону как самих богов, так и поклонявшиеся им народы. (2)
  Мифов о богах у римлян не сохранилось, но
За что утратил ты величье прежних дней?
За что, державный Рим, тебя забыли боги?
Град пышный, где твои чертоги?
Где сильные твои, о родина мужей?
(Евгений Баратынский)
    Более того, считалось также, что даже немногочисленные боги-личности, не имели антропоморфного* воплощения, а лишь символы: например, Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь.
*Антропоморфизм (от др.-греч. "человек" + "вид, образ; форма") - перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественных существ, на абстрактные понятия и др.
Рим - это мира единство: в республике древней - свободы
Строгий языческий дух объединял племена...
Ныне в развалинах древних мы, полные скорби, блуждаем.
О, неужель не найдём веры такой, чтобы вновь
Объединить на земле все племена и народы?
Где ты, неведомый Бог, где ты, о, будущий Рим?
(Д.С.Мережковский)

  Если у греков царь богов, бог неба и грома  - Зевс,  у римлян -  Юпитер. Его олицетворяли с законом, порядком и справедливостью. Правители Рима приносили клятву Юпитеру и почитали его ежегодно в сентябре месяце на Капитолийском холме.
    Жена и родная сестра Юпитера, - Юнона (Гера у греков) -  царица богов,  защитница брака, материнства, семейных традиций. В её честь назван месяц июнь. В Ватикане есть статуя этой богини в шлеме и панцире. Не только простые смертные, но и все боги Древнего Рима почитали и уважали Юнону.
      Нептун (Посейдон) – бог моря и пресной воды. Брат Юпитера и Плутона.  Бог лошадей и покровитель конных скачек.  Нептун - чрезвычайно древнее божество. Он был домашним богом ещё у этрусков, а затем перекочевал к римлянам.
    Плутон (Аид) - бог подземного царства и смерти. Внушал всем людям непреодолимый ужас, так как он появлялся на поверхности земли только для того, чтобы выбрать себе очередную жертву и утащить её в своё мрачное жилище.
    Церера (Деметра) -  богиня урожая, плодородия, сельского хозяйства.  Считалось, что Церера не могла видеть голодных детей. Это приводило её в состояние горя. Поэтому она всегда заботилась о сиротах, окружала их заботой и вниманием. Её также упоминали во время браков и ритуальных обрядов, связанных с жатвой.
    Минерва (Афина) - богиня мудрости, покровительница искусства, медицины, торговли, военной стратегии. Нередко в её честь проводились битвы гладиаторов. Задолго до римлян этой богине поклонялись этруски.
    Диана (Артемида) - богиня охоты, луны и растительной жизни,  природы и плодородия, носила короткую тунику и охотничьи сапоги. При ней всегда был лук, колчан и диадема в виде полумесяца. Сопровождали богиню олени или охотничьи собаки.
    Марс (Арес) - бог войны, а также защитник сельскохозяйственных полей в период раннего Рима. Считался вторым по важности богом (после Юпитера) в римской армии. В отличии от Ареса, к которому относились с отвращением, Марс пользовался уважением и любовью.
  Венера (Афродита) -  богиня красоты, любви, процветания, победы, плодородия и желаний.  Её олицетворяли с сексуальностью и любовью. Символами Венеры были голубь и заяц, а из растений роза и мак.
Юлий Цезарь утверждал, что является предком богини Венеры.
В честь этой богини названа планета Венера.
    Вулкан (Гефест) - бог огня и покровитель кузнецов.  Вулкан один из самых древних римских божеств.  Именно Вулкан выковал Юпитеру молнии. Он также изготавливал доспехи и оружие для других небожителей. Свою кузницу Вулкан оборудовал в жерле вулкана Этна на Сицилии. А помогали ему в работе золотые женщины, которых бог сам и создал.
      Меркурий (Гермес) - покровитель торговли, финансов, красноречия, путешествий, удачи. Он также исполнял обязанности проводника душ в подземный мир. В его честь назвали планету Меркурий.
      Аполлон – один из главных богов греческой и римской мифологий. Бог солнца, света, музыки, пророчества, исцеления, искусства, поэзии. Римляне в отношении этого бога взяли за основу предания древних греков и, практически, их не изменили.
  Также у  римлян были и свои, только им присущие божества,  огромное количество более мелких, каждый из которых покровительствовал одному какому-нибудь делу. Этих божеств насчитывалось так много, что римляне даже не знали точно, кому молиться в том или ином случае. Поэтому часто житель Рима начинал молитву с таких слов:
"Бог ты или богиня, этим или каким-нибудь другим именем следует тебя называть..."
  Если бы потребовалось записать имена богов и богинь, список составил бы целую книгу!  Ведь даже ребенку, только что родившемуся, покровительствовали несколько десятков богов. Один давал ребенку жизнь, другой учил его видеть свет, третий - чувствовать.
  Бог Вагитан присутствовал при рождении ребенка и  помогал ему издать первый крик.(3) Были богини, учившие ребенка сосать молоко, есть и пить, ходить вперёд и назад, выходить из дома и возвращаться обратно...
    Держаться ребенку на ногах помогали сразу три бога: Статин, Статина и Статилин! Ого! Сколько богов-помощников было у ребёнка, поэтому он быстро рос, осваивая окружающий мир. Буквально водили за руку или под руку, только невидимые...
  А вообще, каждый римлянин имел своего особого, личного бога. Он назывался Гением и сопровождал человека от колыбели до могилы, побуждая ко всему, что человек совершал на своём жизненном пути. Иногда считали, что человек имеет двух Гениев, доброго и злого. Первый побуждает его к хорошим поступкам, а второй - к дурным.
  Похоже, что сидят они на плечах, один на левом, другой на правом и нашёптывают на ушко, вернее, науськивают:
"Поступай так..."
"Нет, поступай так..."
  И человек сам выбирает, что ему делать, иногда выбор бывает верным, а в другой раз - ошибочным. В смысле - кому-то добро, иной раз и зло, увы...
"Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть  о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра"
(Л.Н.Толстой)
  Как думали римляне, Гений наблюдал за человеком,  помогал ему в жизни, насколько умел. В  тяжелую минуту было полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику.
  Поэтому римляне приносили  Гению дары в день своего рождения и отмечали жертвоприношениями все важные события своей жизни.
  Гении вдохновляли  человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных.  Отсюда происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство доброго духа-гения.
"Таланту только в счастливые минуты удаётся составить из точек линию, проводимую гением одним росчерком пера"
(М. Эбнер Эшенбах)
  Гений также защищает человека от воздействия злых духов, несущих болезни и неудачи.
  У женщин подобное божество называлось Юноной, как и главная покровительница женщин на небе. (4)
  Если Гении были воплощением мужской силы, то Юноны являлись воплощением женственности.
"К настоящему мы относимся с завистью, перед прошлым же преклоняемся, считая, что одно нас затмевает, а другое учит"
(Веллей Патеркул)
  Были свои боги и в каждой римской семье, в каждом доме. Добрых домашних богов, охранявших единство и благополучие, римляне называли Пенатами. Им приносили жертвы при каждом радостном событии в семье, а изображения этих богов помещались в закрытом шкафчике рядом с очагом, у которого собирались все домочадцы.
  В современном языке пенатами также называются родные места, родной дом, родной кров.
  Хранителями жилища были Лары, добрые духи, никогда не покидавшие дом. Этим они отличались от Пенатов, которых можно было взять с собой при переселении в другое место. 
  Изображения Ларов также хранились в особом шкафчике, который назывался ларарий. В дни рождения членов семьи перед ним ставили пищу и питье, его украшали цветами. Когда мальчик первый раз надевал мужскую одежду, он приносил в жертву Ларам медальон, предохранявший его от действия злых сил, который он носил в детстве на шее.
  Ларам приносила жертву и молодая жена, входя первый раз в дом мужа. Римляне очень почитали Ларов, которые не только берегли дом, но и охраняли каждого члена семьи во время путешествий и военных походов.
"Путешествия помогают нам быть скромнее. Каждый из нас лишь крохотная песчинка в этой пустыне людей"
(Гюстав Флобер)
После смерти человека его Гений оставался на земле и пребывал рядом с могилой. Что будет с ними после смерти римлян не очень интересовало. Они долго не боялись смерти и не задумывались о ней. Когда человек умирал, его душа попадала в мир Орка, повелителя подземного мира, иногда его называли греческим именем Плутон.  Похороны были в ведении богини Либитины, чьи жрецы занимались погребальными обрядами.
  Покойников обычно сжигали, а затем урну с прахом помещали в фамильную гробницу. К месту погребального костра тело сопровождали друзья, родственники, и предки.
  В доме каждого знатного римлянина хранились восковые бюсты или маски предков. В день похорон их доставали и несли вслед за умершим до самого костра. После совершения погребальных обрядов долг был выполнен. Умерших поминали раз в год, в Паренталии - годовщину смерти, украшали их могилы и приносили жертвы богам.
"Конечная ценность человека не в том, каким он является во время благополучия и успеха, а в том, каким он есть во времена испытаний и скорби"
(Мартин Лютер Кинг)
  Души людей после смерти становились манами - духами предков. Маны были добрыми покровителями людей, а чтобы они не сменили свою милость на гнев, трижды в году справляли посвященный им праздник Фералии. В эти дни открывали находящуюся на Палатине (5) глубокую яму, закрытую камнем, которая называлась мундус и считалась входом в подземный мир. Это  было священное обиталище

Реклама
Обсуждение
     11:35 11.02.2019 (1)
Да, судя по всему, римляне были практичны и хладнокровны.. Спасибо,Анечка, за новую информацию.
     12:51 11.02.2019
1
Вот и я о том же... Как же не быть хладнокровными, если их с младенчества вели духи...
Реклама