Произведение «По проволоке дама идёт, как телеграмма»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Сборник: Конспекты книжного жучка
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 636 +1
Дата:

По проволоке дама идёт, как телеграмма

Обожаю Фаину Раневскую всеми фибрами души! Может быть, отчасти это обожание связано с тем, что она дружила с Ахматовой…Но, скорее всего, если и связано, то в небольшой степени, потому что  сама Фаина Григорьевна (которую звали Георгиевной почему-то!) настоящий кладезь.

Сейчас по вечерам  читаю книгу Глеба Скороходова «Разговоры с Раневской». Ещё и половины книги не  проглотила, но всё равно уже хочется кое-чем поделиться, например, конспектом  главки «Маршак – поэт»:

«— Вот мы с вами говорили о Маяковском. А знаете, кого из своих современников-поэтов он ценил? — спросила Ф. Г. — При том, что знал цену поэзии и высший балл ставил прежде всего самому себе?

Восторг у него вызывали стихи Маршака. Маяковский нараспев — сама слышала, — рубя строки, будто Маршак писал, как он, ступеньками, произносил своим бархатным голосом:
По проволоке дама
Идет, как телеграмма.

….. Горький, которого вы не цените, призывал сочинять для детей, как для взрослых, но лучше. Так писал у нас только Маршак.

— А Агния Барто, Михалков? — спросил я.

— Вы говорите о хорошем виршеплетении, а я о поэзии, — пояснила Ф. Г.
— Маршак приучал детей к ней, Михалков — к рифмованным строчкам. И получал награды. Вы знаете, что ему дали Сталинскую премию за «Дядю Степу»?! Михаил Ильич Ромм после этого сказал, что ему стыдно надевать лауреатский значок.

Про Михалкова и говорить не хочу. Тут случай особый. Язвительный Катаев как изобразил его в «Святом колодце»! Придумал ему псевдоним — Осетрина, — он действительно похож на длинного осетра. И живописал его способность, нет, особый нюх, позволяющий всегда оказаться среди видных людей или правительственных чиновников в момент, когда те фотографируются.

Маршак — человек другой породы. Поэт. Переводы сонетов Шекспира — шедевр, хоть ему и пришлось ломать голову, как превратить героя в героиню: стихи, воспевающие мужскую любовь, не пропустили бы ни в одном издательстве.

Я была у него в гостях, в новом доме на Садовом кольце — ужасное сооружение! Это возле Курского. На проезжую часть Самуил Яковлевич окна не открывал — там шум, как в ткацком цеху, днем и ночью. Машины, трамваи — гудки, звонки. Никто еще не додумался запретить сигналы, и все с восторгом распевали песни о «звенящей и гулящей красавице-Москве». Кошмар!

Маршак в этом доме встретил войну. И когда начались бомбежки, рассказывал мне, всегда стучал в стенку своей экономке-немке:

— Амалия Фридриховна, ваши прилетели!
— Доннер ветр! — ругалась она.

Самуил Яковлевич читал мне и переводы из Бернса — он тогда увлекся английской поэзией. Это — до войны, по-моему, после «Подкидыша», потому что он начал хвалить мою Лялю и я с ужасом подумала: «Сейчас вспомнит Мулю!» А он только сказал:
— Вы сыграли трагическую женщину.
И все. Не стал объяснять, и я была благодарна ему.

А потом мне как вожжа под хвост попала, и я начала обличать уровень нашей массовой поэзии, особенно песенной. Радио всю жизнь преследовало меня своим идиотизмом. Смотрите, я и сегодня записала несколько перлов, что выдали радиосолисты: «Я бесконечно верю милым, задумчивым глазам». Или: «И звезды сыплятся вокруг». А хор русской песни старательно выводил: «Все соловьи и все жаворонки — это все коммунисты мои».( Тут я ржала минут десять! - Г.З.)

Это я сама записала, отвечаю за каждое слово. Мне кажется, глупость, которую стыдно произнести, можно спеть. Моя тирада была об этом.
— Ну почему, когда есть поэзия, людей пичкают бредом на уровне «Кирпичиков»?! — возопила я.
И тут произошло неожиданное: я получила отпор, потому и запомнила его.

— Вы не совсем правы, дорогая, — сказал Самуил Яковлевич своим воркующим, сиплым голосом. — У нас много песен, к которым пишут не стихи, а тексты, но с «Кирпичиками» не стоит быть столь категоричной. Английская поэзия убедила меня, что и наши «Кирпичики» —типичная народная баллада. Они содержат все ее признаки: сюжет, что разворачивается от четверостишья к четверостишью, жизнь героя от рождения до завершения. Если вспомните, это и в «Маруся отравилась» и в «Раскинулось море широко» — балладе, которую недавно вспомнил Утесов. Что у нас, что в Англии люди любили такие песни, пели их вечерами в кругу друзей и родных, каждый мог поставить себя на место героя баллады, и это помогало жить. Зачем же отказывать такой поэзии?..»


И я влюбилась в Маршака.


Реклама
Обсуждение
     18:45 26.03.2019 (1)
Спасибо Вам за то, что напомнили о замечательной книге Глеба Анатольевича. Читала ее еще в 2009 году, когда она появилась в нашем городе. 
Раневская, конечно, это великая актриса...
 Полностью согласна с высказыванием Маршака о "Кирпичиках". Он очень мягко и деликатно заметил Фаине Григорьевне, что не стоит быть столь категоричной. 

Еще раз спасибо Вам огромное.
     04:36 27.03.2019 (1)
1
Вам спасибо! Но это ещё не все публикации об этой книге. Если вам интересно, почитайте дальше.
     09:44 27.03.2019
Спасибо вам большое. Я эту книгу читала еще в 2009 году. Практически все новинки тогда проходили через мои руки, в отдел поступала новая литература, а я ее оформляла и регистрировала и, само собой, читала.  
Но, с удовольствием, освежу в памяти полюбившиеся страницы. Спасибо Вам за память.
А еще одной из запомнившихся мне книг, прочитанных в тот период были "Заметки на полях шляпы" Н.Богословского, книги В.Вульфа из серии "Мой серебряный шар", и еще одна довольно старая книга, попавшая к нам в те годы как раритет - Луначарская-Розенeль "Память сердца".
Гость      18:41 26.03.2019 (1)
Комментарий удален
     04:37 27.03.2019
Она бы сказала! Да так, что слово её любимое "жопа" было бы самым безобидным)))
     09:22 26.03.2019 (2)
Мы с Маршаком взрослели. До сих пор помню наизусть "Рассказ о неизвестном герое". И внучка удивляется: бабушка. как ты могла такой большой стих запомнить? А Раневская...ведь не красавица, да? Но как обаятельна, как умна и тонка в наблюдениях, как мудра в афоризмах. Благодарю за интересный очерк.
     15:25 26.03.2019 (1)
1
Анна, я буду каждый день пубиковать по эссе, их будем четыре штуки, не поленитесь почитать, многое встанет на свои места...или наоборот)))
     16:28 26.03.2019
Спасибо за приглашение! Обязательно.
     11:25 26.03.2019 (1)
А Глеб Скороходов? Что же Вы не сказали о нём? Если  не он, кто бы всё это записал-сохранил? Разве Вы его не помните?
     15:23 26.03.2019 (1)
Александр, это только первое эссе по этой книге, дальше, если не поленитесь прочесть, будет что представить)))
     16:37 26.03.2019 (1)
У меня есть книга А. Щеглова о Раневской. Есть и ещё книги о ней. 
Глеба Скороходова я знаю очень хорошо и по ТВ-программам и по его аннотациям к записям на виниловых пластинках. И может быть, даже и видел в своё время эту его книгу о Раневской, но вот как-то так вышло, что не случилось купить! Теперь, если увижу, обязательно приобрету!
     18:30 26.03.2019
Щеглов у меня тоже есть! Там гораздо приглаженее текст, чем у Скороходова.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама