Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Камни на страже человека
Камни и мифология
"Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету"
(Джоан Роулинг)
Много бессмертных богов и богинь живёт на Олимпе. Есть среди них жестокие и злые, вот как Арес - бог несправедливой войны. Хотя он и был сыном громовержца Зевса, но не любит его отец за кровожадность и свирепость. Ничто так не радует сердце злого и грозного Ареса, как стоны воинов, погибающих в смертельной битве. Он всегда найдёт предлог нарушить мир.
Любимая утеха бога - смешаться с воинами во время битвы, при этом издавая неимоверно мощный вопль, подобный крику десятка тысяч воинов. Все услышавшие его, становились неистовыми убийцами, полными жестокости, беспощадно круша всё на своем пути.
Торжествует Арес, когда льётся на землю горячая кровь. Без разбора разит он и направо и налево, груда тел вокруг жестокого бога. Ничто не останавливает его, ни рыдания вдов, ни слёзы детей, оставшихся без родителей.
А есть и другие - светлые и добрые, как богиня счастливой судьбы Тюхэ. Ходит она по земле со своим рогом изобилия и осыпает счастьем всех, кто ей встречается на пути. Только ходит она почему-то тайными тропами, и никто не знает, где эти тропы находятся.
Но зато, если кто встретится с Тюхэ, тот навсегда станет самым счастливым человеком на свете. Хоть и редко бывают такие встречи, но каждый человек надеется, что когда-нибудь повстречает на своем пути Тюхэ, прекрасную богиню счастья. (1)
А праведных награда ждёт.
Богиня Тюхе им пошлёт,
Рог изобилия открыв -
Добра без меры, подарив
Удачу...
О, как счастлив тот,
К кому она лицом встаёт.
Но если отвернётся - плачь:
Ты в жизни не найдёшь удач.
(Семён Венцимеров "Ахейские сказания. Ио")
Тихе - греческая богиня судьбы, сопровождающая человека от рождения до смерти. Римляне отождествляли её с Фортуной. Культ Тихе особенно распространился тогда, когда вера в богов пошатнулась или вообще была утрачена. Людям стало казаться, что надо всем царит слепой рок. Многие города, в том числе Александрия и Антиохия, считали Тихе своей богиней-покровительницей. В Антиохии находится статуя Евтихида, изображающая Тихе. (2) В Ватикане - её копия.
(На ФОТО Тихе города Антиохии. Римская копия с греческого оригинала I в. н. э. Галерея канделябров, Ватикан.
Богиня увенчана крепостными стенами города, а у её ног плывёт юноша, символизирующий реку Оронт)
Особенно удачлив будет тот, кому Тихе вручит камни Богов.
- Камни, камни! Везде камни, - бурчала себе под нос Антропос. - Скоро всё заполонят...
- Что ты там бормочешь? - не отрываясь от прядения белоснежной нити жизни праведного человека, откликнулась Клото. Одновременно она разглядывала свою коллекцию камней. Их, действительно, набралось много. Одни сияли под яркими лучами солнца, другие оставались тусклыми, но, тем не менее, были такими же красивыми. Невзрачных не было, словно камни чувствовали, что их ценят.
- Не бурчи, Антропа! Места у нас много! - Лахесис всплеснула руками. - Как ты не понимаешь! Посмотри, с какой любовью смотрит на свои камешки наша сестра Клото.
- Фр...Играет камешками, как малыш в песочнице, - фыркнула Антропос.
- Малыш? В песочнице? Как ты можешь такое говорить? - возмутилась Лахесис.
Клото только мрачно посмотрела на Антропос, не стала отвечать, хотя слова сестры задели за живое, обидело явное проявление невнимания, пренебрежительное отношение к её увлечению камнями. Клото, как и все мойры была самолюбива. Слова о малыше в песочнице, сказанные с пренебрежением, причинили душевную боль. Но Клото только повела плечами, она научилась отгонять от себя насмешки старшей сестры.
"Так много камней брошено в меня, что ни один из них уже не страшен"
(Анна Ахматова)
Анна Перенна выступила в защиту Лахесис и Клото.
- Девочки! Не ссорьтесь! Я принесла ещё несколько камней и многое хочу вам рассказать. Камней действительно много, если их собрать, не одна гора будет.
- Даже такой как Олимп? - встрепенулась Лахесис.
- Не одна гора? - удивилась Антропос. Ей уже не хотелось насмехаться над сёстрами.
- Но горы часто возвышаются над морем, - это факт! - задумчиво произнесла Клото. - Вода и камень...
Вода и камень. Минералогия и мифология
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
(А.С.Пушкин "Евгений Онегин")
14-15 мая 2015 года в Посольстве Литовской Республики в Российской Федерации прошла международная научная конференция "Вода и камень: поэтика и мифология". Конференция проводилась в рамках исследовательского проекта "Живой камень: от минералогии к мифопоэтике". Представил проект куратор - доктор филологических наук Института мировой культуры МГУ имени М. В. Ломоносова Вячеслав Всеволодович Иванов. (3)
**мифопоэтика - исследование "проекции" мифа (мифологического сюжета, образа, мотива и т. д.) на произведение.
Камень изучается одновременно как материальный объект в рамках естественных наук, и камень как символ духовной культуры, как первоначало, образец модели мира.
Такого рода комплексные исследования позволят освоить пространство бытия камня от минералогии до мифопоэтики*, иными словами от природы до культуры, а также раскрыть загадку его .
.Новизна представленного проекта состоит в объединении методов разных наук для описания объекта, принадлежащего одновременно и материальному миру, и миру духовной культуры, где он выступает одним из основополагающих символов. Оксюморон ** "живой камень" показывает зыбкость границы между живой и неживой природой и одновременно широту и изобретательность человеческой мысли, постоянно уходящей от плоского одностороннего восприятия к осознанию единства окружающего нас мира.(4)
**оксюморон - до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс; стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением. Примеры: каменная вата, стальные нервы, жидкие гвозди, глупая мудрость.
В естественных науках свойства камня описаны подробно, притом что камень не раскрыл всех своих загадок и продолжает быть актуальным предметом исследования. В гуманитарных же науках и, прежде всего, в фольклоре и мифологии собрано громадное количество материала по камню, но преимущественно в плане описания того, какую роль играл камень в духовной культуре человека.
Следует подчеркнуть, что мифологема, то есть мифологический образ, имеющий широкое распространение в культурах народов мира, "камень = смерть", как противоположность жизни, символика "мертвого камня" описаны весьма основательно, а представления же о камне как о живом существе только начинают разрабатываться. Мощным стимулом к этому являются все более набирающие силу исследования на стыке естественных и гуманитарных наук.
К некоторым "амплуа" живого камня относятся:
- камни "говорящие", т.е. камни-тексты: надгробные камни, каменная эпиграфика города, памятники и т. п.;
- камень в современном городском фольклоре;
- камень и каменная символика в молодежных субкультурах;
- игральные камни и игры с камнями (камни/кости, прыгающие камни-"блинчики", ревущие камни/кёрлинг);
- камни-украшения;
- камни-обереги, "режиссирующие" жизнь человека;
- окаменевшие живые существа и оживающие камни (статуи и т. п.).
Балансирующий камень – это имеющееся в природе геологическое образование, когда большой камень, иногда огромного размера, лежит на других камнях, скалах или ледниковых отложениях. Некоторые такие камни лишь кажутся балансирующими, но на самом деле они соединены с основанием скалы с помощью пьедестала или стержня.
Раскрашенные камни
На расположенном в Балтийском море острове Готланд было найдено уникальное скопление камней с вырезанными на них изображениями. Некоторые из них огромны. Изображения и символы, помещенные на них, датируются периодом от Великого переселения народов до XI века. Фигуры целиком вырезаны на поверхности камня, в отличие от более ранних эпох, когда вырезался только контур. Вероятно, камни были своеобразными памятниками умершим. Судя по сохранившимся следам краски, изначально изображения были раскрашены. (5)
Оживающие камни
Камни, которые оживают - удивительное творчество японской художницы Аки Наката. Талантливая художница из Японии известна своими необычными работами. Девушка рисует на поверхности камней разных животных, которые выглядят настолько реалистично, что кажется будто они живые.
Этому искусству Аки Наката обучилась сама. Камни для своих работ она собирает на берегу реки, выбирая только те, которые по форме напоминают животных. Для рисунков использует акриловую краску. Живопись художницы - это диалог с камнем. Как говорит сама Аки Наката:
"Мне нравится рисовать жизнь в камне. Мое искусство - это работа двух частей одной сферы. Мы все находимся на одной Земле и из одной Земли".(6)
Мы с вами живые люди, и поэтому мир вещей для нас тоже живой: не только деревья, но и камни живые. Прошлое пропало, и мы понимаем, что его не восстановить. Если у кого-то ушли родные, мы знаем, что их нет. Они не вернутся. Но они - с нами, и это наш личный миф. Наше личное повествование о своей судьбе - это тоже миф.
Когда в семье живут старики, они все время вспоминают историю не только из своей жизни, но и из жизни своих бабушек и дедушек. Эти истории обрастают какими-то новыми подробностями. То, что рассказывает бабушка о жизни нескольких поколений одной семьи становится семейным мифом, объяснением, почему в этой семье происходит что-то: бабушка рассказывала, что ее дедушка сделал то-то и то-то. И поэтому какая-нибудь семейная безделушка, например, статуэтка, становится для человека вещью, разглядывая которую, он передает семейный миф дальше.
Следовательно, миф - это не только универсальное и общее, но еще и частное. Это то, что присуще каждому человеку с его личной биографией, которая растянута между прошлым и будущим. С этой точки зрения, миф – это способ выживания во времени. Если бы он не сворачивал, не подчинял себе потоки времени, то мы бы жили страшно нервозно, все время боялись бы ежесекундного исчезновения текущего момента. Будущего еще нет, прошлого уже нет, а настоящее время постоянно пропадает. Мы бы не знали, на что опереться. Мы опираемся на представление о вечности, а представление о вечности целиком мифично.(7)
Время -
С кем тебя только не сравнивали!
Время -
Может быть, Хронос и вправду велик?!
Время -
Что для тебя люди, боги, миры?
Вредно
Знать до начала исходы игры.
На вечном, до скуки привычном пути
Сизиф рядом с камнем не виден почти.
Эпохи внушительное колесо
Толкает секундная стрелка часов.
Время -
В вечном параде шагают века.
Бренность -
Не оправдание для слизняка.
Бремя
Экклезиаста в руинах утрат.
Вредно
[i]Камни разбрасывать и
| Помогли сайту Реклама Праздники |