- Ну, вы девчонки, даёте, - беззлобно упрекнула меня свекровь, деловито нахмурив брови, - вот и доверь вам такое важное дело, так вы всю посевную сразу же и завалите!
-Упс! – вжав голову в плечи, я виновато улыбнулась и беспомощно развела руками.
Всё началось с того, что года два назад я ненавязчиво попросила вторую маму научить меня печь такие же восхитительные пироги и куличи, какие умеет выпекать только она одна в нашей большой и дружной семье. Ни её дочь, ни тем более я, невестка, по всяко-разным причинам так и не удосужились овладеть этим искусством. И поэтому на протяжении двадцати с лишним лет тяжелый труд производства всех пасхальных куличей лежал лишь только на её хрупких плечах. Мы восторгались вкусом и пышностью пирогов, хвалили и благодарили за старания, но всё как-то не получалось ей помочь. Работа волком вгрызалась нам в плечи и в нужный день никак от себя не отпускала.
Мы с золовкой погодки. Обе с высшим образованием и неплохо выстроенной карьерой. Наградой за такое удовольствие нам достался график с ненормированным рабочим днём. Так сказать: ни выходных, ни проходных. Внучки тоже все в делах и учёбах. Поэтому постижение таинства творения дрожжевого теста бесконечно откладывалось то на время планируемого нашего совместного отпуска, то на очередной выходной день. И в итоге свекровь как-то посетовала, что она уже далеко не молодая женщина, и что если с ней что-нибудь однажды случится, то мы будем сами магазинными булками давиться и свои семьи той же ерундой кормить.
- На эту предпасхальную пятницу уж точно возьму выходной и проведу его в молитвах и куличах! – окончательно решила я для себя, о чем и объявила коллегам по работе.
В четверг вечером отправились с мужем по необходимые закупки. Яйца куриные домашние свекровь пообещала сама привезти из деревни, за неделю насобирав их для нас.
- Будем куличи выпекать на твоей кухне, - предложила мама, - ты там хозяйка – вот и начнёшь сама всё делать. А я приеду и буду тебе подсказывать. По-другому ты ничего не поймёшь, даже если станешь за мной наблюдать. Руки должны почувствовать и запомнить дрожжевое тесто. Только так ты с ним подружишься. Кстати, у тебя месячных-то не будет в этот день?
Я отрицательно покачала головой.
- Вот и славно! – продолжила свекровь. – Позвонишь Алёне и спросишь рецепт. Пусть тебе продиктует, ибо я не помню его точно. А я приеду из деревни часам к десяти. Ты рано утром опару по этому рецепту поставишь сама. Иначе мы с тобой ничего не успеем сделать. Только звони сейчас, а то она ляжет спать, а завтра утром сбежит на работу. Всё поняла?
- Есть, мой генерал! – бодро уверила я старушку, и свекровь засмеялась.
Алёнка подняла трубку не сразу, а с третьей попытки дозвона.
- Ты что, дрыхнешь уже? – лихо наскочила я на неё. – Давай книжку доставай, рецепт диктуй, опару завтра утром ставить буду.
- Да ты что?! Никак куличи собралась сама делать? – весело съязвила золовка.
- Вот-вот. Пока тут некоторые на работу свою жопу понесут и станут там прохлаждаться, я аки пчёлка на своей кухоньке трудиться буду.
Минуты три я через трубку мобильного слушала возню и перелистывание страниц и, наконец, на листок бумаги записала диктуемый мне рецепт опары.
- А сахару точно не надо? – настороженно переспросила я, - что-то помнится мне, что дрожжи сахар любят?
- Не надо! – со знанием дела отрезала Алёнка. – Не написано.
- Всё равно. Как-то мало. Чего-то не хватает. Да и что такое 60 граммов дрожжей? С гулькин нос. Это ж совсем ничего! – продолжила я канючить. - А ты внимательно посмотрела?
- Блиииин! Хорошо, что ты переспросила, а то мать завтра бы нас с тобой двоих зашибла. Умножай всё на два. Нужно в двойном размере всё делать. В общем, когда замесишь всё, то оставишь на какое-то время, а там и мама подъедет. Держись! Я морально с тобой. Давай, пока.
Отче наш, иже еси на небесех…
Утром от волнения не спалось. Выпроводив всех домочадцев на работу и в школу, я заплела свои волосы в косу и спрятала их под косынку, обрезала ногти на руках под самый корень, тщательно по локоть вымыла руки, и помчалась на кухню приуготовляться к таинству выпекания куличей.
- Вот же ж чёрт! Скоро мой пятый десяток подойдет к концу, а я всё никак с дрожжевым тестом не справлюсь. Чем хочешь могу кировать и командовать, а с куличами не в ладах! Стыдоба! Впрочем, учиться никогда не поздно, Господи Иисусе Христе…, - прочитав молитву на большом восторженном эмоциональном подъеме, я принялась за работу.
Ответственное дело – выпекать куличи на несколько семей. Скажу честно: я старалась. Через час опара стала приподымать белоснежную льняную салфетку, покрывающую кастрюльку, и выползать за её края. Капец! Не рассчитала объемы! Пришлось залезть в шкафчик, и, покопавшись в нем, достать из дальнего угла самую большую кастрюлю. Осторожно перекинув в неё замешенное тесто, я стала поглядывать на часы и втихаря заглядывать за уголок салфетки в беспокойном ожидании, чтобы к приходу свекрови опара вновь поднялась.
- Ну, хорошо. Молодец, – похвалила меня свекровь, тщательно разглядев опару, – давай рецепт, будем двигаться дальше.
- Ааааа… у меня его нету!
- Как нету? – всплеснула руками гостья.
- Ну, мне Алёнка вчера продиктовала только рецепт опары, а дальше мы решили, что вы, мама, всё сами помните. И не стали записывать продолжение, – мои уши и щёки со стыда мгновенно вспыхнули.
- Ну, вы девчонки, даёте, - беззлобно упрекнула меня свекровь, деловито нахмурив брови, - вот и доверь вам такое важное дело, так вы всю посевную сразу же и завалите!
-Упс! – вжав голову в плечи, я виновато улыбнулась и беспомощно развела руками.
- Где же нам его сейчас взять? Не ехать же мне за рецептом домой к Алёне? Ладно. Буду сейчас вспоминать.
- Мамочка, ну не сердитесь на нас! Вы же сами понимаете, какие могут быть из нас с Алёнкой исполнители, если мы с ней уже больше пятнадцати лет руководители? Проблемы в задачи переводить и ставить перед другими – это не самому, понимаешь ли, их исполнять! А может быть можно ещё кому-нибудь позвонить. Такой вот сделать «звонок другу»? Может ещё кто-то знает ваш рецепт? – осторожно и с надеждой закинула я предложение.
Угадала. Подруга свекрови аккурат в этот же самый день занималась своими пирогами и быстренько по громкой связи продиктовала нужный рецепт. Услыхав про сахар в опаре, я по стене так и осела на табурет.
- Теперь уж точно забьет нас двоих, меня и Алёну, - мелькнуло в моей голове, но всё же переживания за исход дела взяли надо мной верх, и я тихонько вслух произнесла, - ээээээ…, а мы про сахар в опару забыли…
- Раз тесто поднялось каким-то чудом, то уже и неважно, клала ли ты туда сахар или нет. Поднимайся и давай работай дальше, - скомандовала свекровь.
- Слава Тебе, Господи, что сотворил чудо! – вознесла я свои зрачки кверху.
Тяжелый это труд, надо признаться, месить тесто с двумя килограммами муки. Глядя как я пыхчу над большим тазом, пуская в ход кулаки и неловко размахивая плечами, свекровь довольная улыбалась и посмеивалась. Когда вся сложная работа была выполнена, она засобиралась в деревню:
- В духовку куличи сама поставишь и испечёшь. Тут я тебе уже не нужна. Послезавтра и отведаем, что у тебя получилось.
Провозилась до темноты. За три раза пришлось выпекать. Уже и домочадцы вернулись. А я всё крутилась на кухне, так и не притронувшись за день к питью и еде. Шчирый пост – он вон какой! И, даже если бы очень захотел, то – некогда.
Яркое апрельское солнышко жаркими лучами заглядывало в мою нарядную корзинку, когда батюшка с песнопениями окропил её содержимое святой водой, а заодно и всех нас, стоящих после службы плотными рядами.
В последний раз мы приложились к плащанице, чтобы уже ночью услышать радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Куличи получились. Не стыдно было за них. Спасибо тебе, мамочка, моя золотая и любимая свекровь! Слава Тебе, Господи, Слава!
| Помогли сайту Реклама Праздники |