Произведение «Творческие воспоминания»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Сборник: Миниатюры
Автор:
Баллы: 46
Читатели: 446 +1
Дата:

Творческие воспоминания




            Помню дядю Витю, высокого светловолосого человека меланхолического типа. У него были угрюмые складки по обе стороны носа, тяжёлая набрякшая нижняя губа, неопределённый взгляд белёсых глаз, постоянно устремлённых в точку перед собой. Он всё время был погружён в какие-то думы. Он терпеть не мог, когда кто-либо в его присутствии пытался острить. Сначала он какое-то время молчал, а потом с сарказмом произносил: "Ваши остроты уже всем надоели! Сделайте милость, пощадите наше эстетическое одиночество!" — и шутник, конечно же, сконфуженно замолкал. Днём дядя постоянно ворчал, всем и вся недовольный, по ночам же был тих, аки кот в засаде. У меня со временем возникло стойкое убеждение, что он, дядя, имеет странную, малопонятную привычку: он на ночь отстёгивает свой геморрой и хранит его в холодильнике, чтобы тот не испортился, чтобы, пристегнув его утром на прежнее место, охать и всем жаловаться, какая у него несчастная жизнь. Когда я приезжал к нему в деревню погостить, он клал мне на плечо свою тяжёлую сучковатую дубовую трость и, пристально заглянув в пространство над моей головой, скрипучим голосом объявлял, что очень рад, так как он стар, а теперь есть кому ходить в лес по грибы.
            У его соседей (через забор) была симпатичная дочка лет восемнадцати. Очень скромная по виду девушка — с нежным кротким лицом. Всегда в светлом сарафане, с русой косой через плечо, при виде меня всегда скромно опускавшая долу глаза. До сих пор помню, когда я, оседлав дядюшкиного жеребца, скакал по окрестным полям и рощам (а скакал-то я — о-го-го! — по 20-30 вёрст за раз), она постоянно попадалась мне на глаза — то под стройной берёзкой, то в поле у стога сена, то на жёлтой лесной дороге, всегда очень скромная, тихая, с опущенными долу глазами, русой косой через плечо, которую она тихонько теребила нежными тонкими пальцами. "Замуж, должно быть, хочет", — пояснил мне как-то пастух, лукаво подмигнув кривым глазом. Но я с негодованием отверг это пошлое предположение. Я верил, что такие девушки, как наша Настя, нежные, чистые, непорочные, живут исключительно небесным эфиром, питаются пыльцой и росой, как все птицы небесные, и никакая земная грязь их не касается. Это про них было сказано в Писании:  "...не сеют, не жнут, но Отец Небесный питает их..."
            Ходил я и по грибы — куда ж деваться, раз дядя просил. Однажды на лесной тропинке я повстречал самого Антона Павловича. Я так обрадовался, что, растроганный, долго тряс ему руку, а он, должно быть, пытался вспомнить, кто я такой. Он был в светлом летнем костюме и со светлой же шляпой в руке. Я восторженно признавался в любви к его творчеству, мысли путались при этом в моей голове, и я, что называется, лепил первую пришедшую мне на ум глупость, от чего сам же терялся. Например, вот эту: "Ах, какое у вас шикарное ироническое замечание: "Арррмейская острота!" Просто восторг! Это, кажется, из вашего рассказа "Дом с мезонином". Но, заметив у собеседника недоумевающий взгляд, тут же пытался отыграть эпизод обратно: "Ой, вы, наверное, это ещё не написали! Простите!" Потом я вспоминал, что не имел права об этом говорить вообще, так как тем самым мог нарушить упорядоченность бытия, которому стал бы грозить хаос, совсем запутывался, впадал в панику, торопливо жал классику руку и, одновременно кланяясь и приседая, устремлялся прочь, а он с недоумением глядел мне вслед и, наверное, всё пытался вспомнить, кто же я такой. Мне льстила мысль, что он мог бы и сам обратиться ко мне с вопросом. Например, поинтересоваться, какой же стала жизнь через сто лет? Стало ли человечество счастливее, исчезло ли горе и в алмазах ли теперь небо? Или, к примеру, читают ли ещё его произведения?.. Да, Антон Павлович, читают. В остальном же... Не уверен, что мои ответы ему понравились бы...
            Наверное, только в лесу днём или в поле под ночным русским небом так приятно размышлять о смысле человеческого существования. О том, к примеру, чем человек отличается от животного. Если бы я не боялся сморозить очередную глупость, то, наверное, предположил бы, что тем, что животное живёт в одном мире — только физическом, а человек сразу в двух — и физическом, и умозрительном, потому что у него (в отличие от животного) есть ещё и интеллект, при помощи которого он населяет своё умозрительное бытие различными образами: плохими и хорошими, добрыми и злыми, великими и ничтожными. В его власти расставить в своём мире приоритеты, и в этом он идентичен Богу.
            Скажу больше. Если человек в своём микрокосме приоритеты расставит одним определённым уникальным образом, то станет идентичным Богу абсолютно...

25.07.2019 г.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:14 06.01.2020 (1)
1
В миниатюре соединить два столетия - это не хухры-мухры...
     21:37 06.01.2020
Спасибо!
     04:14 19.11.2019 (1)
1
...с нежным кротким лицом...

Нежно, это не всегда кротко, и наоборот.

 Это я поумничал, типа.

 Кстати, заметь, что в наше молодое время этого слова-паразита не было.

  А также не было ещё одного "паразита" - словечко дивное "прикольно".

    Мабуть, мы уже старпёры...
     06:02 19.11.2019
Спасибо, Олег!
     08:18 15.09.2019 (1)
1
Хороший рассказ,
Наполненный умными размышлениями.
     21:23 15.09.2019 (1)
Спасибо, Серж!
     11:52 16.09.2019
:))
     20:29 02.09.2019 (1)
1
Шляпу Антон Павлович, небось, держал на отлете?  Отличная миниатюра.
     06:15 03.09.2019
Спасибо, Владимир!
     23:39 16.08.2019 (1)
1
Игорь, ты так глубоко "копаешь", что надо несколько раз перечитывать прочитанное.
И каждый раз открывать не открытое при предыдущем чтении...

Привет из Киева!
     19:41 17.08.2019 (1)
2
Спасибо на добром слове, Олег! Хотя я их, скорее всего, не заслуживаю. Рассказ на конкурс написал. У нас в Ростове проводится семинар раз в месяц, куда авторы съезжаются в живую. Как-то чувствуется, удался рассказ или нет. Как правило, если рассказ записывается сразу, то он получается. А если через какое-то время, то нет. Так, например, было с рассказиком "В гостях у солнца". Я его придумал ещё зимой, а записал только летом... Ну, естественно, он и не получился - по внутренним ощущениям... Привет из Новочеркасска!
     19:48 17.08.2019
1
У меня такая же история - прозка пишется влёт почти без исправлений. Потом уже, попозже, кое-какие места по мелочи могу переделать.
Всё-таки "второй" глаз часто вернее и точнее.

 с теплом, Олег

fabulae.ru/poems_b.php?id=342528
Реклама