Путёвки на теплоход всегда стараюсь купить к своему дню рождении в июле месяце, или, на худой конец, в августе. Поэтому их покупаю за год-полгода раньше – так дешевле. В 2018 году плавали с женой от Питера до Соловецких островов, а в этом году – от Москвы по Волге до Азова-Ростова. Хочу коротко описать оба путешествия, т. к. сервиз в них очень различался. Если буквально, то «небо и земля»!
В советское время плавал на теплоходах по всем великим рекам Союза - Лене, Амуру, Енисею, Иртышу, Северной Двине, Днепру, Дону, Шексне (до Питера из Москвы), а по Волге и Оби трижды. Также побывал на Байкале, Каспии, Селигере, Ладоге и Онеге (Валаам, Кижи трижды), на Чёрном и Белом море (Соловецкие острова - трижды). Все круизы вошли в мою книгу «Путешествия», которую можно прочитать в электронном виде, или выписать себе бумажный вариант в Литресе, Амазоне, Озоне и моб. прилож. тел. (Николай Углов) Отдельные рассказы есть и в других книгах там же (их у меня 13)
Так вот – о первом круизе. Теплоход старый – приобретён в Германии ещё в советское время. Кстати, и второе путешествие по Волге в этом году было на таком же старом теплоходе Германской постройки, но разница в обслуживании, сервизе, экскурсиях и, особенно, в питании, была колоссальная! И в этом заслуга замечательного коллектива теплохода «Солнечный город», на котором мы плавали по Волге.
Итак, повторяюсь, сначала прошлогодний круиз. Остановлюсь коротко только на главных экскурсиях.
Кижи – небольшой островок из 1369 островов Онежского озера, находящийся в 68 км. от Петрозаводска. Это - ЧУДО ИЗ ДЕРЕВА! На острове всего 76 построек из дерева. Две церкви, колокольня, мельница-восьмикрылка, деревянные дома крестьян, срубы, колодцы, пожарная часть, продуктовый магазин и кафе на пристани.
Ансамбль Кижского погоста входит в список ЮНЕСКО. Это музей-заповедник под открытым небом, жемчужина деревянного зодчества.
Ещё за несколько десятков километров от острова все туристы наблюдают удивительное зрелище – блестят на солнце многочисленные купола из серебристой осины церкви Преображения Господня высотой 37 метров и Покровской церкви – 27 м., а также колокольни. Говорят, срубил величественную церковь Преображения Господня в 1714 году плотник Нестор без единого гвоздя и бросил свой топор в озеро со словами: «Нет, и больше не будет на свете подобного чуда!» Оно так и есть! Я в третий раз на Кижах – и не перестаю удивляться русскому умельцу! В этот раз от пристани мы вдвоём с женой (без толпы экскурсантов) пошли влево по центральной дороге мимо кладбища до деревни Ямки в южной части острова. Разговорились с одним мужчиной. Оказывается, здесь летом проживает много жителей из Питера (прекрасные виды, рыбалка, ягоды, грибы вне заповедной части острова, купание в озере и пр.) Прошли вдоль моря к центральному ансамблю. Здесь сейчас ремонт – всё в лесах. Это для нас даже интереснее - «маковки» лежат на земле, и можно было даже потрогать серебристые осиновые пластины. Они довольно толстые – 30мм.
Много фотографируемся и идём назад по экологической тропе – деревянному тротуару. На острове много змей, и ходить по траве запрещается.
Валаам на Ладожском озере в Карелии. Самый красивый остров России имеет приблизительные габариты 10 на 8 км. Находится в 22 км. от ближайшего берега. Уголок земного рая, Северный Афон – так называют его многочисленные паломники. Музей-заповедник включает в себя огромный Спасо-Преображенский Монастырь и пять скитов – небольших «кусочков» монастыря, разбросанных в самых уединённых частях острова. В них живут 3-5 монахов и послушников. Остров находится на одной параллели с Аляской, но, благодаря его святости, на нём вызревают даже арбузы и дыни.
Монахи, опасаясь оскорбления святых преподобных Сергия и Германа Валаамских – основателей монастыря, иссекли глубоко в скале нишу в 1182 году в неизвестном месте острова и похоронили их мощи. В ней они пребывают и поныне «под спудом». Мощи продолжают свидетельствовать своим присутствием и показывают чудеса исцелений множества паломников.
Теплоход на этот раз остановился на пристани с противоположной части острова. Нам пришлось за дополнительную плату добираться на большом катере до пристани монастыря. Наверное, это и лучше, т.к. мы с огромным интересом рассматривали с воды изумительную береговую линию этого каменистого острова, поросшего хвойными деревьями. Посетили величественный монастырь, и далее туристы разбрелись по острову. Случайно узнали (и это больше всего злит на «топорную» информацию теплохода), что рядом находится прокат электрокар. Быстро организовали с супругой маленькую группу из восьми туристов и посетили все скиты (вся поездка – 24 км.). Это для нас было впервые, т.к. в прошлые разы удавалось посетить один-два скита. Непередаваемая по зрелищности поездка на острове!
Сандармах – место массовых расстрелов узников сталинских лагерей. Находится недалеко от Медвежьегорска в хвойном лесу. Его в 1997 году указал один умирающий НКВД-эшник (видно, раскаялся). Большевики во все времена тщательно скрывали места своих преступлений, зарывали общие могилы и сажали деревья. Это интернациональный Мемориал, где расстреляно более 8 тыс. человек. Русские, финны, карелы, украинцы, поляки, немцы, белорусы – здесь покоится прах представителей более 60 национальностей и 9 религиозных конфессий. Волосы шевелились на голове, когда мы уходили вглубь леса, и на каждом дереве была прикреплена табличка или фото, которые, видимо, устанавливали родственники. Были также и величественные памятники из базальта.
Линия Маннергейма – гигантский мощный оборонительный комплекс Его воздвигли перед финско-русской войной зимой 39-40 года. Маннергейм – финский главнокомандующий, бывший царский генерал России, впоследствии стал президентом Финляндии. Финский оборонительный комплекс протянулся поперёк Карельского перешейка, имел шесть полос обороны, протянулся от берега Финского залива до Ладожского озера. Надолбы, рвы, противотанковые укрепления, мины, 330 км. колючей проволоки, дзоты и доты, обтянутые специальной резиной, от которой отскакивали снаряды. Более двух месяцев несли колоссальные потери советские войска, штурмуя этот «финский орешек».
Мы побывали в огромной пещере глубоко в скале, где жили около тысячи финских военнослужащих в прекрасных условиях.
Соловецкие острова находятся в 165 км. от Полярного круга. Удивительное явление природы – посреди солёного моря находится более сотни красивейших островов с пресными озёрами! Здесь история морских кочевников, православных подвижников, концлагерей СЛОН, школы юнг и пр. Миллионы паломников со всего мира восхищаются этой святыней, с необыкновенно красивой природой.
В центре крепости – Кремле находится Свято-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, построенный монахами в 1430-40 г.г. Мы несколько раз заходили туда, молились (кругом идёт ремонт). Сходили на мыс лабиринтов, гребли на лодках по озёрно-канальной системе озёр, соединяющей более 50 водоёмов. Ботанический сад, рукотворная двухкилометровая дамба, построенная монахами к острову Большой Муксун, несколько скитов и др. – много интересного на островах! Остановлюсь на Секирной горе, на вершину которой нас привёз автобус.
Экскурсовод рассказывает:
- Перед вами на вершине этой горы находится 30-метровый Вознесенский скит с маяком. Здесь был штрафной изолятор лагеря особого назначения. После работ заключённых загоняли на первый и второй не отапливаемые этажи. Представляете, как это было в суровые зимы? Несчастные ложились друг на друга, чтобы согреться. Утром нижние ряды были уже покойниками. А строптивым устраивали казни ещё похлеще. Их привязывали верёвками к брёвнам, и те катились вниз с крутого склона, набирая скорость. Внизу на брёвнах уже были только кровавые лохмотья. Сейчас сооружена длинная деревянная лестница, по которой мы пройдём вниз к Поклонному кресту.
Очень мне хотелось попасть на мыс Печак – Белужий, но не удалось. В предыдущую поездку мы с одним москвичом-марафонцем бегали ночью туда (а это 20 км. туда-назад), чтобы увидеть беломорских белух со смотровой вышки. Ночи светлые – мы по пути ели морошку. Осталась на всю жизнь в памяти та замечательная поездка!
Ну, а в целом – как впечатление от той поездки? Все три недели была неимоверная жара – даже на Соловках за тридцать! Это невероятно для тех широт. Сервиз на теплоходе был плохой. Информация не полная, питание отвратительное, хотя все блюда носили французские названия. Экскурсии тоже заслуживают критики. Например, теплоход на Соловках стоял на рейде в двух километрах от Кремля. Идти приходилось в гору по пыльной дороге. Неужели нельзя благоустроить этот участок дороги, или подвозить туристов на автобусах к Кремлю? Иностранные туристы, думаю, были не в восторге, когда шли по этой песчаной дороге – даже тротуара нет. А десятки деревянных гаражей рядом с дорогой заросли высоченной травой. Кинь спичку – все сгорят вместе с машинами. Удивительная беспечность русских мужиков!
Полной противоположностью был круиз по Волге в августе с.г. Экипаж теплохода заслуживает высочайшей оценки. Матросы помогали внести и, после окончания круиза, вынести вещи. Вежливость, доброжелательность, желание во всём услужить туристам, сделать досуг приятным, полезным, учитывать интересы всех пассажиров – отличительная черта экипажа теплохода «Солнечный город». Перед завтраком вам предлагают в баре бесплатный кофе и кислородный коктейль. На каждой палубе приборы-дезинфекторы для рук, вам предлагают в каюте даже постелить кровать и включить свет (просто смешно!), три девушки приветливо – с улыбкой хором встречают каждого туриста у входа в ресторан: «Добрый день! Приятного аппетита!» Всё это поднимает настроение. А уж питание в ресторанах (шведский стол на завтрак, большой выбор блюд на обед и ужин – по записи), шампанское, фрукты – всё исключительно «на высоте». Никогда не встречал подобного во всех круизах! Ежедневно концерты на шлюпочной палубе, викторины, конкурсы, песни под аккордеон, дискотека.
Во всех городах большой выбор экскурсий, но мы всегда брали обзорную на автобусе, которая длилась обычно 2-3 часа. Ещё раз хочется отблагодарить весь обслуживающий персонал, начиная именно с главного шеф-повара (просто профи!). Для туриста отличное питание – одно из главнейших условий хорошего настроения! Два директора – ресторана и круиза, а также капитан теплохода, аккордеонист Виктор, и добросовестные уборщики (кстати, зарплата у них 27 тыс. – очень даже неплохо!) тоже заслуживают благодарности за свой высокопрофессиональный труд! С врачом не сталкивался, т.к. не было надобности – до подъёма утром бегал на главной палубе 2-2,5 километра, и делал 20-мин. зарядку.
Остановлюсь лишь на некоторых экскурсиях – и то вкратце, т.к. можно написать не только рассказ, а целую повесть (так много интересного мы увидели).
Древний город Углич остался прежним с советских времён. Сюда явно не «доходят деньги», хотя он рядом с Москвой. В городке 15 монастырей, соборов, церквей и… очень много китайских туристов. Городок живёт за счёт продажи
|