История еврейской общины Кёнигсберга восходит к 1671 г., когда толерантный по отношению к другим религиозным конфессиям Великий курфюрст Фридрих Вильгельм I впустил в Бранденбург-Пруссию евреев-беженцев из Вены. Специальный указ правителя защитил беженцев от притеснений и преследований, а состоятельные иммигранты приняли участие в восстановлении разоренной Тридцатилетней войной (1618-1648) страны, которая понесла большие человеческие и имущественные потери. Толерантное и гуманное отношение правителей ко всем своим подданным, в том числе и к евреям, вызвало патриотические устремления и даже ассимиляцию еврейского населения. Периоды реакции чередовались с периодами либерализации, но только революция 1848 года принесла евреям Пруссии долгожданное политическое равноправие.
В середине XIX века Кёнигсберг являлся одним из форпостов германского либерализма , был одним из самых передовых городов. Кстати, первым председателем немецкого рейхстага и фактическим автором германской конституции стал крещёный еврей из Кёнигсберга Эдуард Симсон. К концу XIX в. в Кёнигсберге была крепкая еврейская община и её население, видимо, чувствовало себя комфортно, было образованным и состоятельным и лояльным. Евреи играли ключевую роль в экономической, культурной жизни и общественной жизни своей страны. В Кёнигсберге действовало 6 синагог. Самая большая из них, Новая синагога, располагалась напротив Кафедрального собора. Она считалась одной из красивейших в Германии и достигала в высоту 46 м. Эта синагога была построена из красного кирпича, была богато отделана, оборудована электрическим освещением, удобным отоплением. Под звёздным сводом возвышался мощный орган! * (Кстати, установка в синагоге органа в 1870 г. не понравилось ортодоксальным иудеям, которые выделились в отдельную общину и построили свой молельный дом). К синагоге примыкал детский приют.
Но в 1933 г. после прихода к власти нацистов, евреи Кёнигсберга разделили трагическую судьбу своих соплеменников во всей Германии. Многие эмигрировали, а те, кто не успел, были отправлены в концлагеря. Во время «Хрустальной ночи» 9-10 ноября 1938 года были разгромлены все синагоги, в том числе и Новая синагога, которую осквернили и подожгли нацисты, а потом взорвали руины. Уцелела тогда только одна синагога, которая ещё функционировала до 1942 г. На месте Новой синагоги были выстроены бараки для переправленных сюда на работы евреев из Польши. А в уцелевшем здании детского приюта расположилось гестапо. К 1944 г. в городе оставалось всего несколько десятков евреев, ожидавших со дня на день отправки в концлагерь. В августе 1944 г. во время массированного налёта британской авиации был разрушен весь центр Кёнигсберга и последняя его синагога.
Восстановление главной городской синагоги стало возможным благодаря вложениям членов еврейских общин, в основном бизнесмена и филантропа Владимира Кацмана (он же принимал участие в установке монумента жертвам Холокоста в посёлке Янтарном). В 2011 г. был заложен первый её камень, а работы по восстановлению были завершены в 2018 г. и открытие состоялось через 80 лет после Хрустальной ночи, которая считается началом Холокоста. Воссоздание синагоги шло под девизом «Здесь все началось, здесь все должно закончиться». Синагога возведена на том же месте, где находилась Кёнигсбергская синагога. Она примыкает к уцелевшему зданию детского приюта. Посмотреть её внутри нам не удалось, не оказалось на месте человека, который мог бы нас впустить. Нам объяснили, что внутренняя отделка и благоустройство ещё не завершены. На первом этаже действует кошерная столовая, в которой было довольно много посетителей. Новая калининградская синагога сохранила исторические очертания кёнигсбергской предшественницы, но она меньше и ниже её на 6 метров. Это не восстановленная, а возрождённая синагога, которая должна стать общинным центром. На это возрождение было собрано порядка 7 млн. евро.
Когда я готовила этот материал, с огорчением узнала из информации в интернете, что, несмотря на то, что открытие возрождённой синагоги стало символом восстановления справедливости и событием всероссийского масштаба, в котором участвовал Главный раввин России Берл Лазар, российские и зарубежные политики, в том числе послы Израиля и Германии в России, губернатор области и глава Калининграда на этом мероприятии не присутствовали. Что это – перестраховка или, возможно, какие-то личные разногласия властей и конкретных частных лиц, остаётся только гадать, об этом знают только в определенных кругах на месте. Из информации в интернете узнала и о том, что городские власти якобы долго ставили палки в колёса этому проекту. А ведь возрождённый молельный дом, помимо всего, является и объектом притяжения туристов в Калининграде. Хочется верить, что прекрасный город Калининград будет дружественным и безопасным для всех его граждан, независимо от их конфессий , религиозных и иных убеждений, а также для гостей города.
Поскольку объём материала об этом объекте оказался довольно большим, то рассказ о готическом архитектурном наследии города я продолжу в следующей части.
* Примечание
Синагогальная органная музыка это часть традиции немецко- еврейской культуры 19-20 веков. После реформистского синода в Лейпциге в 1869 г. органы были установлены почти во всех синагогах в Германии.
Продолжение следует
Даже чем обычные евреи отличались от ортодоксальных - и то не знаю.
Чувствую, что статья хорошая, но многое просто не поняла...