Произведение «ВЕНЕРА ПО ИМЕНИ МАРИШКА...»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 364 +1
Дата:
Предисловие:
      Кто знает певицу Мэри Хопкинз? Уверен - только единицы. 
      А кто знает песню «Да, были деньки, мой друг» (у нас эта песня известна под названием «Дорогой длинною, да ночкой лунною…»)?  Я больше, чем уверен – почти все. Так вот, исполняет эту песню эта самая Мэри, протеже сэра Пола МакКартни.
      А какие песни она еще пела? Никто и не вспомнит. Даже те - «только единицы».
      А кто помнит такую группу «Кристи»? Кто помнит их нашумевшее выступление в 1971 году на музыкальном фестивале в Сопоте? Да почти никто. Я уже не говорю про «поколение next». Зато все прекрасно знают песенку «Yellow river» ( «Желтая река» - в исполнении «Поющих гитар» - «Толстый  Карлсон»).

ВЕНЕРА ПО ИМЕНИ МАРИШКА...

                                       
      Прочитал предисловие и... задумался...
      К чему я завел весь этот разговор?  Да к тому, что существуют музыкальные группы и певцы только одной песни. У них получается один прогремевший шлягер, а потом в творчестве наступает ступор – они пишут песни, гастролируют, но это уже все не то, ожидаемого  успеха уже нет. И исполнители постепенно забываются, хотя  нашумевшая песня продолжает свою жизнь сама по себе либо в исполнении более молодых исполнителей.
      Сегодня на наших телеэкранах основное время занимают рекламные ролики. В качестве музыкального фона одного из них звучит песня в исполнении команды «Bananarama»:  «Богиня на вершине горы сверкала серебряными отблесками огня… Я твоя Венера, я огонь в твоем воображении…»
      И мне захотелось рассказать Вам историю не этой песни, а историю ее создателей и историю ее исполнительницы.
      01 декабря 1947 года в семье Лайоша Вереша, венгра по национальности и известного в Нидерландах цыганского скрипача, родилась дочка.  Имя девочке дали Маришка. Надо отметить, что в крови  Маришки есть и русская кровь, так как ее мать была русско-французского происхождения, хотя и родилась в Германии.
      Девочка росла музыкальной и в 1964 году стала солисткой мало известной группы
«Ле Мистере». Группа просуществовала недолго и Маришка в 1966 году начала петь с довольно-таки известной в Голландии группой «Блу файтерз», а в 1967 году она становится свободным певцом – поет в таких группах, как «Бамбл Бииз», «Дэнни энд хиз фаворитс» и «Мотаун».  Одновременно она гастролирует со своим отцом, поражая слушателей мощность своего голоса.
      В это же время молодой 23-х летний музыкант неудачник Робби Ван Лиувен находит трех единомышленников басиста Классье Ван дер Вала, барабанщика Корнелиуса Ван дер Бика и гитариста-вокалиста Фреда де Вайлда. 
      Почему я назвал Робби неудачником? Очень просто.  Все его предыдущие проекты:
и замечательная группа «Рикошетс», и очень популярная в среде молодежи Голландии группа «Сикс Янг Райдерз», и громкая «Моушн» потерпели неудачи. Группы появлялись. Делали много шума. И… исчезали со сцены.
      Так вот, собрал Робби-неудачник  команду,  и придумали ребята себе очень хитрое название «SHOCKING  BLUE».  Точный перевод этому словосочетанию дать весьма трудновато. Его можно перевести и «ядовито голубой», и «темно-темно синий», и… как американское ругательство. Скорее всего, название группы является данью уважения творчеству Эрика Клэптона, а точнее его композиции «Strange Brew», в которой есть слова «…electric blue». Во всяком случае, название появилось, а с ним появилась и первая пластинка «Увлекайся битом вместе с нами». Пластинка записана в стиле ритм-энд-блюз, что, скорее всего, было ошибкой группы, так как в этом стиле работало 99% всех музыкальных команд. Популярности она не снискала.
      Ко всему прочему,  вокалиста группы Фреда голландская Родина призвала на военную службу.                                               
                                                             
      Однако ребята не расстроились. Робби даже разродился тирадой, напоминающей знаменитую фразу лисы о винограде из басни Эзопа. Он заявил следующее: «Ритм-энд-блюз. Ну, и что? Этот стиль мне не очень-то и нравится». Вот так – простенько и со вкусом.
      Все это привело к тому, что в 1968 году на свет появляется всего лишь одна песня группы - «Люси Браун возвращается в город», которая, правда, попала на 21 место в голландском ТОП-40. Ах, Робби! Опять неудача?  Ан,  нет.
        Робби на помощь пришел Всевышний.  В одном из клубов, на сцене которого выступала группа «Бамбл Бииз», Робби обратил внимание на солистку и манеру ее пения, которая отличалась от всего и всех, что он слышал ранее, и он понял: «Вот оно! Вот новое лицо группы! Без этой певицы моя, т.е. жизнь группы, ничто».
        Он знакомится с солисткой «Бамбл Бииз». Ею оказалась Маришка Вереш.  Робби предлагает Маришке контракт без прослушивания. Маришка, вот уж воистину цыганская душа, соглашается с одним условием – «… в течение первого года ее участия в группе «Shocking Blue» ни один из членов группы за ней не ухаживает и группа записывает альбом…» 
        К этому моменту  Маришка была уже «закаленным эстрадным бойцом», у нее была даже записана сольная пластинка «Топкапи».
        Маришка заменила в группе вокалиста Фреда де Вайлда и стала лицом группы. Ее мощный звенящий голос придал музыке, которую стали играть «SB», новый, неповторимый колорит и глубину.
        Уже один из первых синглов группы «VENUS» («Венера», у нас известна,
как «Шизгара») сразу же возглавил чарты в таких странах, как Голландия, Бельгия, Франция, Италия и множестве других стран, включая Австралию!
        В 1970 году мне довелось быть во французском городе Шербур. К этому можно добавить, что еще мне повезло попасть на «джем сейшн» таких групп, как «Роллинг Стоунз», «Титаник», «Афродит чайлд» с молодым и еще худым Демисом Руссосом, «Прокол Харум», «Мартин Циркус» и еще кучей модных в то время команд.
      Сидя в зале с открытым ртом,  я смотрел на слушателей и поражался – они раскачивались из стороны в сторону, они кричали и визжали так, что не было слышно выступающих. Ко всему прочему, они горланили вместе с певцами их песни. Падавших  в экстазе  в обморок на пол, тут же выносили из зала.
      Но вот на сцене появилась невысокая, затянутая в кожу певица. Первое что поразило меня – это огромные, в половину лица,  широко открытые глаза. По плечам спадала копна волос. И мгновенно зал затих. Первые аккорды, честно говоря, мне напомнили вступление к песне группы «The Who» «Пинболл визард» («Однорукий бандит»). Однако  это было первое и обманчивое впечатление. Зал заполнился «Венерой»: «Ее оружием были кристально чистые глаза,  сводившие каждого мужчину с ума.  Она  была рождена Богом. Я твоя Венера! Я огонь твоего воображения!»  Внезапно зал взорвался непонятно чем – не то визгом, не то грохотом ног, не то. …  В общем, у меня нет слов,  как это назвать.
Это была она – Маришка Вереш и «SHOCKING  BLUE».  Зал сходил с ума.
      Группа была востребована. На нее «ложили глаз» многие продюсеры. Опередил всех глава фирмы «Колоссус» Джеральд (Джерри) Росс. Он сумел убедить музыкантов подписать контракт именно с его фирмой, и не прогадал.  Взлетали на вершину чартов и расходились большими тиражами песни группы «Могучий Джо», «Длинная и унылая дорога», «Не выходи замуж за железнодорожника», «Привет сумерки», «Горячий песок», «Мы Вас шокируем», «Чернильница». Музыканты снова записали свою песню «Люси Браун возвращается в город». Очень популярны были инструментальные пьесы «SB» - «Играй, как умеешь», «Ака Рага», «Танец скорпиона».
                                                               
      Самое главное, что группа нашла свой, ни с кем несравнимый стиль – смесь бита, ритм-энд-блюза и индийского ситарного звучания. Сейчас это называется, по-моему, глэм-рок. Тогда это называлось «SHOCKING  BLUE».
      Группа много гастролировала. Южная Америка, Япония, Индонезия, Сингапур, страны Европы. И везде они собирали полные залы. И везде визитной карточкой группы были Маришка и «Венера».
      Но наступил момент, когда Робби, лидер группы, ее композитор и поэт, остановился: «Мы все делали сами. А ведущие музыкальных программ радиостанций требовали от нас чего-то нового. Мол,  радиослушатели хотели бы услышать новую композицию. Мне очень сложно одному писать и музыку и слова. Нам приходится дополнять новый альбом вновь записанными старыми песнями».
        Три года, которые Робби, Маришка, Корнелиус и Классье провели вместе, записывая великолепные альбомы (к слову сказать - мой любимый альбом «Танец скорпиона», наверное,  потому, что я сам Скорпион) и гастролируя по миру,  привели Робина Ван Лиувена к жестокой депрессии.  Ему казалось, что группа затормозилась в своем развитии, что ее успех, такой великолепный в начале, вдруг ограничился узким кругом слушателей. Внутри «SB» начались ссоры. Кризис привел к тому, что в 1971 году ушел Классье. Ему на смену пригласили Хэнкома Смитскампа. Но в 1973 году группу покидает уже сам Робби. Хорошо, что не на совсем. Пока Робби приходил в чувство, его место занимал толковый гитарист Мартин Ван Вийк. Но, как говорят в России: « Пришла беда – отворяй ворота», и беда пришла. В 1974 году группа записывает один из своих лучших альбомов «Прекрасные времена». Он отличается от всего, что создали музыканты, доведенным до совершенства (по тем временам) глэм-роковым звучанием. На этом альбоме очень выделяются песни «Приди и спой мне песню» и «Добейся успеха». 
      После выхода этого альбома группу покидает Маришка. Она вдруг решает увлечься джазом. Появляется «Шокинг Джаз Квинтет», который исполняет репертуар «Shocking Blue» в джазовых обработках. Вы можете себе представить «Венеру» в стиле «свинг» или синкопированного «Железнодорожника»?  Ужас. Мне довелось послушать этот «Квинтет». Меня хватило на пару композиций. Интересно, но…
      Казалось, что «Shocking Blue» уйдут навсегда в историю. Замены Маришке не было.
      В 1984 году состоялся музыкальный фестиваль «Возвращение в шестидесятые», в рамках которого собрался звездный состав «SB» и дал два концерта, на которых снова звучали старые песни «Венера», «Страна Аляска», «Дьявольский любовник», «Дикая роза», «Цветущая женщина» и многие другие.
      В 1986 году на первое место американских чартов взошла песня «Венера». Правда, в исполнении группы «Звезды сорокапяток», а не в исполнении авторов.
      В 1988 году  выходит первый релиз группы «Нирвана» - сорокапятка «Любовный роман/ Большая шишка». На стороне А – кавер-версия песни «Shocking Blue».  Вот так. 
      В 1993 году Маришка снова заявила о себе – она собрала новый состав «SHOCKING  BLUE». Группа много гастролировала и записывала песни. Но это была все-таки не та группа.
      А в 2003 году Маришка совместно с цыганским ансамблем Андрея Сербана записала... последний свой альбом «Цыганское сердце».
     




                                                       

   

   
Послесловие:
      Последние годы своей жизни Маришка Вереш боролась с болезнью. У нее нашли рак.
      02 декабря 2006 года сердце «Венеры двадцатого века» остановилось.
      А музыка «SHOCKING BLUE» продолжает звучать и сегодня, хотя  группа так и остается группой, которая сочинила «Венеру» («шизгару»). Вот такая метаморфоза.

И в заключение мой перевод песни "VENUS" с небольшими примечаниями:
"ВЕНЕРА
На вершине горы, пламенея серебристым сиянием,
Жила дочь Бога.
И соединились в ней красота и любовь,
А имя ее было Венера.

Да, все это о ней,
Конечно, о ней, мой дорогой!
Но я твоя Венера, я тот самый огонь в твоих мыслях.

Кристально чистые глаза были ее оружием,
Они сводили с ума любого мужчину,
И была она чернее ночи,
И никто не мог сравниться с ней.

Мои примечания: 1. Дочь Бога можно перевести и как Богиня. Я же перевожу, как Дочь Бога.
2. В припеве, обратите внимание на некоторые исполнения Маришкой этой песни, она поет не '' she's got it", а "she's Goddess"."

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама