Произведение «А.Посохов "И снова о кино"»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 4
Читатели: 355 +1
Дата:

А.Посохов "И снова о кино"

Александр Посохов



И СНОВА О КИНО



  Последние официальные сводки о нашем кино. Государственные средства на кинотеатры в регионах потрачены напрасно – залы пустуют. Финансовая господдержка десяткам фильмам оказана зря – затраты не окупились. Соперничество с зарубежными фильмами потерпело фиаско – американская продукция продолжает лидировать в прокате. И споры о том, почему это так, разгораются с новой силой. То материальная помощь, говорят, недостаточна. То билеты, говорят, дорогие. То защиты отечественного кино, говорят, нет. Ох, господа, говорю я, было бы что защищать! Уровень нашего кино окончательно стал заложником денег. Творческие задачи и великие идеи отошли на последний план. Вместо необходимой репетиции и детальной проработки каждой сцены – торопливая съёмка на целый день всего, что получится и как получится. Многие сериальные актёры мечутся из фильма в фильм  – ни переодеться, ни побриться не успевают. А некоторые, надо отметить, уважающие себя и свою профессию, даже в разгар съёмок отказываются работать в таком режиме. И  прямо заявляют, что это не производство кино, а халтура. В советское время день съёмок уходил на десять минут какой-нибудь сцены, а сейчас за десять дней готовы весь фильм снять. И производители такого зрелища думают ещё при этом, что зрители дураки и ничего не замечают. Ничто, даже самое фантастическое достижение компьютерной технологии, не способно выдать откровенную халтуру за подлинное киноискусство для людей. Короче, всё, о чём я высказался год назад в своей статье «Кино и мы», так и осталось актуальным, к сожалению. Поэтому я снова размещаю здесь эту статью из сборника «Они и мы». Уж то, что могу, как рядовой любитель кино.           

  2019 г.

КИНО И МЫ

Что за фильмы нынче в моде,
Удивляется народ.
Будто всех их производит
Мыловаренный завод.

  Верили до нас, остаётся и нам верить, что Ленин действительно сказал Луначарскому в 1922 году следующее: «Вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Ещё в той беседе Ленин вроде как говорил об «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места»). В последующие годы, вплоть до Горбачёва, понятие «контрреволюционные» означало уже «антигосударственные» и имело соответствующее применение. Сейчас же ни то ни другое понятие ничего не значат, как и понятие «безнравственные» – мы ведь умнее и свободнее. Правда, особо «умные и свободные» и тогда шутили: «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино». А я бы сейчас в этой фразе слово «кино» убрал, а «домино» заменил бы на «казино».

Посещаю казино,
Хаус, маркет и бутик.
Ибо я уже давно –
Не товарищ совьетик.

  А почему убрал бы? Да потому, что нет у нас сейчас никакого «кина»! На старом советском кино поколения выросли, во всех формирующе-воспитательных смыслах. Не знаю даже, что и важнее было тогда в СССР – танк новый сконструировать или фильм хороший снять. Государство обеспечивало, контролировало, принимало и само же прокатывало фильмы. При организации показов на местах учитывалось всё – официальная сопроводительная категория, ведомственные рекомендации, рекламная информация, выходные и праздничные дни. И вся колоссальная денежная выручка от такой работы шла в бюджет. Честное слово, иногда думаешь, а не вернуться ли нам снова к такой же системе в сфере кино. 

Прогресс – движение вперёд,
За что учёные и ратуют.
А в жизни всё наоборот –
И лучше б в сторону обратную.

  Ибо то, что творится сейчас у нас в этой, по-прежнему не менее важной, сфере – вообще непонятно. Киноведы-то почему молчат, если они есть ещё? Кто им сейчас-то мешает разносить в пух и прах всякую экранную чушь? Помню, задолго до «перестройки» ещё, абитуриентам по соответствующей специальности во ВГИКе показали только что отснятый художественный фильм про партизан. Представленное для оценки «произведение» было настолько беспомощным, что отзыв о нём ни в одной части не мог быть положительным по определению. Но допустили к дальнейшим экзаменам лишь того, кто эту халтуру похвалил. Кстати, прокатная судьба у этого фильма была потом весьма плачевной. Несмотря на то, что в нём снялся будущий «Народный артист СССР» со своим сыном.
  Но так тогда было принято отзываться в СМИ о фильмах: 95% – художественные достоинства, 5% – досадные просчёты. Нынче, если всем миром смело и честно обрушиться на то, что нам втюхивают под видом кино, то приведённое соотношение получилось бы ровным счётом наоборот. Что-то кто-то, как-то, когда-то, более-менее удачно сделал – и всё. Но это не российское кино, как передовое искусство и государственная политика. Обидно, чёрт возьми, с таким-то багажом, с такой-то школой, с такими-то традициями и такими-то деньгами!   

Всю Россию обглодал
Ненасытный Бог наживы.
Если б знал, что все так лживы,
Я б за правду не страдал.

  Уверен, что именно так могли бы сейчас выразиться многие корифеи нашего великого кино (в том числе анимации, хроники). За правду боролись неистово, теряли звания, шли наперекор идеологическим установкам, попадали в немилость к власти, терпели, отстаивали, учили – а невежественное и беспринципное стремление к деньгам всё равно победило. 
  Вот что у нас из нашего современного есть сейчас на экранах для широкой среднестатистической публики, если кратко и в кучу? Акции, лимузины, особняки, домработницы (как будто нас всех это касается), беременные провинциалки в исполнении неких участниц съёмок (сказать, актрис, совесть не позволяет), физиономии одних и тех же, в той же одежде и с той же слащавостью или козлиной небритостью персонажей (актёров, тоже не скажешь), убийства, кровь, оружие, деньги, секс, предательство, офисы, разборки, крутые ворюги, продажные полицейские и т.д. и т.п. И всё это отснято, как правило, по бабьим сценарным россказням. Вроде много чего на экране – и ничего! Ни уму, ни сердцу! Отходы какие-то, как на мусорном полигоне. Не то, что смотреть, подходить противно и опасно.

Как же я живу давно
И длинны мои лета,
Если помню я в кино
Образ честного мента.

  Для детей, кстати, вообще ничего нет, будто и детей у нас нет вовсе. Ни комедий, ни музыкальных лент, ни экранизаций, ни авторского кино, на худой конец. Мало того, и мастерство куда-то исчезло. Куда монтаж-то с композиционной выразительностью подевался, где студийное озвучивание, дикция, свет, музыка и прочие профессиональные составляющие нормального фильма? Для контраста и с ходу приведу лишь старенький чёрно-белый фильм «Дети капитана Гранта» аж 1936 года выпуска. Фильм, в общем, рядовой и без пафосных претензий для советского кино, но всё в нём сделано добротно, с должным уважением к своему делу и к нам, зрителям. Возьмите хотя бы гениальную музыку к этой картине Исаака Дунаевского. А уж незабвенную «Песенку о Капитане» до сих пор исполняют. Сейчас же вместо запоминающейся оригинальной мелодии (как, например, в фильмах «Родная кровь» или «Мой ласковый и нежный зверь») неуместное, надоедливое и однообразное звучание какого-то разъедающего мозг жуткого  инструмента…
  Прочёл вот сам с первой строчки то, что написал, и вижу – одно недовольное ворчание. Однако, другого отношения, на мой взгляд, пока наше кино не заслуживает. А, может, оно и не кино уже? Либо мы уже не зрители? Либо так у нас всё уже изменилось, что вообще ничего ни про чего не понять?!

Согласно сказочным законам
Поймал жар-птицу как-то я.
И зря:
Жар-птица оказалась просто дроном.

  Наш дом – не только наше кино. Но наше кино – точно наш дом: в царящей в нём нравственной и эстетической атмосфере мы проводим свои детские годы, взрослеем, общаемся, женимся, любим, растим детей, забавляемся с внуками и доживаем свои последние дни. Вспоминая переломное лихолетье в нашем недавнем прошлом, я и басню для этой статьи подобрал именно с такой аллегорией.   

ДОМА

Тили-тили-тили-бом,
Заселили новый дом.
Шум и гам стоит кругом.
Стуки, бряки будто гром.
Старый дом идёт на слом,
Поддаётся он с трудом.
И решили все при том:
Сам развалится потом.
И, действительно, потом
Развалился… новый дом.

  2018 г.

* * *



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=97556

Говорить на такие темы, как «съёмка кино» и «кинопоказ» в наше время, наверно, спокойно нельзя. Пишу «наверно», потому что есть люди, которые к процессу создания кино совершенно равнодушны. Их интересует только конечный результат, да это, в общем-то, и правильно. Мало кто, приобретая автомобиль, задумывается над заводским процессом разработки, сборки, обточки деталей и соединения их воедино. То же самое касается и фильмов, которые нам приходится смотреть с экранов.

Автор статьи сетует на уменьшение хороших фильмов в российском кинопрокате. Это позволяет говорить о том, что он неравнодушен к этой теме. Уже хорошо. То, что статья написана далеко не безразличным человеком – безусловно радует. Значит, есть, о чём задуматься.
Разбирать данную статью с языковых точек зрения я в данном случае не буду. Скорее всего, отдельно пройдусь по каждому абзацу, попытаюсь найти положительные и отрицательные стороны. Правда, учитывая то, что статья написана в 2019 году, многое, конечно, изменилось. Так, например, санкций на тот момент не было, и американский кинопрокат ещё не был закрыт. А вот дальнейшие события 2020-2023 года никак не повлияли в лучшую сторону на киноиндустрию вообще. Так что здесь надо постараться быть максимально справедливыми.

На предмет пустующих залов. Увы, эта тенденция не нова, и началась она ещё в 90-е годы. Люди, которым не на что купить продукты, в кино не пойдут. Им просто не до этого. Да и те, кто работает в трех местах, пытаясь заткнуть дыры семейного бюджета, предпочтёт отдохнуть дома, выспаться, а не сидеть в кинозале.
То, что артисты мечутся от одной площадки к другой – увы, это правда. Но не в артистах дело. Всех их учили, кого во ВГИКЕ, кого в ГИТИСЕ, кто-то закончил «Щуку» (Щепкинское училище не знаю, выдержало ли это испытание деньгами или нет) – все они хорошо играют. Все молодые артисты способные, трудолюбивые. А вот то, что государственная машина разрушила три основных «кита» -  медицину и образование и культуру – это вопрос другого плана.
Когда в 2017 году вышел фильм «Движение вверх» и вслед за ним «Лёд» ‒ в залах приходилось устанавливать дополнительные места. Это коснулось и государственных, и частных кинотеатров. Фильм «Движение вверх» 4 (!!!) месяца – неслыханная цифра со времён 1991 года – держал планку лидерства. «Лёд», конечно, поменьше, но тоже долго. В то же время как на американские «Джунгли», где играл известный по съёмкам «Гарри Поттера» Дэниэл Редклифф, народ шёл не очень охотно.
Например, в нашем местном кинотеатре зал был заполнен меньше, чем на четверть. И это учитывая то, что фильм «Джунгли» очень красочный, и компьютерная графика там на высшем уровне! Так в производителе ли дело?

Откровенная халтура. Увы, есть такое. Когда в 2019 году демонстрировалась лента «Т-34», даже не особо сведущие в процессе съёмок люди обращали внимание на то, что вроде бы фильм о войне, показывают окопы, грязных изможденных солдат. И в следующем кадре – идеально подшитые подворотнички, чуть ли не накрахмаленные. Вот это – однозначный минус. Лексика тоже не соответствовала той, которой пользовались во время войны. Фразы: «Я, типа, этого не видел» и «Да он по ходу прав!» - не могли быть произнесены в те времена. Это относительно новые разговорные формы, коих в 40-е года не было. Лексическую составляющую фильма, однозначно, надо было проработать более детально.
Но то, что (в переводе, конечно) предлагает нам американская киноиндустрия, порой достойно не меньшей критики. Например, фильм «Русалочка» 2023 года вроде бы и снят хорошо, и спецэффектов в нем немало, откровенные «косяки» есть. Это и неудачно подобранный на роль принца актер, который двух слов связать не мог (конечно, это можно списать на любовь и робость «принца», но как-то уж очень сильно эта робость проявляла себя). И видный даже с экрана плохой грим главной героини (видимо, тоже торопились со съёмками). Так что следует ли ругать наш российский кинематограф и смотреть с открытым от восторга ртом на американские фильмы?
Кстати, во Франции, где фильмы тоже снимать умеют, количество американских лент, составляет не более 25 процентов. Как бы хорошо ни был снят фильм в США, французы  предпочтут демонстрировать в кинотеатрах «свои» ленты.

У нас совсем фильмы для детей не снимают!
Не соглашусь. Анимации снимают достаточно – одни только «Богатыри» в разных интерпретациях сколько показов выдержали! Палочка-выручалочка хоть в будни, хоть в праздники! Как «Ну, погоди!» в свое время. «Чебурашка», который был снят в  этом году, в последней версии имел бешеную популярность, его смотрели даже взрослые. Фильм «Баба Яга. Спасает мир.» (название, конечно, оригинальное, но это уже дело режиссера, как свое детище назвать) тоже полюбился маленьким зрителям. Как итог - месяц бесперебойного показа.
Киноведы, конечно, могут сказать свое слово как профессионалы, но в любом случае, самым веским словом всегда будет оставаться слово кинозрителей.

Что за фильмы нынче в моде,
Удивляется народ.
Будто всех их производит
Мыловаренный завод.

Доля правды в этих стихах есть. Когда Америка и Запад объявили санкции и фильмы из-за рубежа в Российский прокат перестали поступать – было принято решение срочно возрождать отечественную киноиндустрию. Давайте оттолкнемся от того, что всё, что скрывается за словом «срочно» не всегда «есть хорошо». Но уж совсем плохо в России фильмы не снимали никогда. И то, что фильмы лишены патриотической направленности, тоже не соответствует действительности. Фильм «Батя» сложно воспринять без улыбки, но к пустопорожним, ничего не значащим лентам его не отнесешь. Искренне порадовало то, что на этот фильм приходило много молодых людей 16-20 лет. Значит, ребят что-то «зацепило» в этой киноленте.
То, что во времена Советского Союза основную роль играла идеологическая составляющая – это да. Но времена меняются. И то, что можно было увидеть с экранов раньше, в наши дни уже не покажут.
Кино как может, «подстраивается» под реалии современной жизни. Ему приходится просто выживать, как любой другой отрасли, о которой бы сейчас не зашла речь. Но, увы, это уже совершенно другая тема для разговора.


Только за то, что человек неравнодушен к киноискусству и за то, что не побоялся высказать своё мнение - оценка 8. 

Оценка произведения: 8
Магдалина Гросс 04.10.2023
     08:29 05.10.2023
 Старый дом  развалили ещё в 1917-ом до основания, вот только новый построить не вышло. Остаётся подражать тем, кто умеет строить ...
     15:45 13.01.2020 (2)
Я тоже думал над деградацией современного кино. Оно везде деградирует, даже в распухшем от денег как суперпиявка Голливуде. А это именно деградация, тут особо не поспоришь. Нет ни французского, ни итальянского, ни английского, ни индийского кино. А прочих практически и не было. Видимо, золотой век кино остался позади, волна времени и духа пошла вниз, и ныне мы, те кто постарше, в кино не ходим. Нашему уму и душе там скучно, а глаза ложью спецэффектов особо не обманешь. Да и цены... Это совсем не то, что было в Союзе, в котором цензура была, но она же тормозила вдобавок к некоторым достойным фильмам, которых было немного в числе положенных на полку, и всякую творческую дрянь, это бесспорно. Теперь цензурирует продукцию господинчик Золотой Телёнок. А что в таком тонком деле может понимать рогатая скотина? То-то и оно - ни черта. Вот и результат...
     08:26 05.10.2023
Золотой телец в потребностях публики разбирается в 1000 раз точнее и конкретнее, чем миллионы совковых цензоров с их туземными представлениями о плохом и хорошем. Именно поэтому мы предпочитаем одеваться  американские джинсы, европейские костюмы, жить среди цивилизованного комфорта в современной архитектуре, ездить в японских и немецких, французских автомобилях и т.д.
     16:00 03.10.2023
Хоть и с опозданием, но всё равно - спасибо Вам за такой неравнодушный комментарий!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама