Я вернусь
"Я вернусь" - обещает лирический герой. Неизвестно, удастся ли ему выполнить своё обещание. Но само стихотворение с таким названием обещало быть интересным - и это обещание полностью выполнено. Перед нами - настоящая баллада, которая вполне может звучать где-нибудь в середине истории в стиле фэнтези. Мрачноватая романтика, красивые образы и завораживающий ритм делают стихотворение особенно интересным. Можно даже представить себе жизненное кредо лирического героя и смоделировать его личность - в общем, выстроить вокруг этого стихотворения какой-нибудь приключенческий сюжет. И это при том, что "приключенческим" стихотворение не воспринимается - впрочем, чисто философским тоже. Мрачноватая романтика...
Наверное, это одно из самых сильных стихотворений у Автора.
Много говорить не хочется, хочется читать и отмечать удачные образы, переплетения смыслов и всевозможные аллюзии. Например, к восточным мотивам перерождения: "я вернусь... чтобы вновь умереть самому"... Или к культуре танца: "танцевать на судьбою заточенном лезвии". Или к традициям кровной мести: "чтобы сталью... горло им щекотать". В смысле, врагам. Нет-нет, не рецензентам, я не поэтому так нахваливаю! Чувствую себя в абсолютной безопасности, пишу не под влиянием какого бы то ни было намёка))) "
Но, как бы мне ни нравилось стихотворение - ложка дёгтя. Без неё нельзя, а то скажут - рецензент мышей не ловит, "судью на мыло". Ну, не поэтому, конечно - я не специально придиралась, вот прямо сидела с мелкоскопом и выискивала. Но вот самая неудобочитаемая строчка:
Для того, чтоб враги не смогли по ночам сладко спать
(если изобразить её графически, с ударениями в словах, то получается сразу же два столкновения: "для тогО, чтОб" - рядом два ударных слога. И "по ночаАм слАдко спать" - ещё одна встреча двух ударных. Конечно же, при пении и декламации это скрадывается)
В остальном хочется, конечно же, только хвалить, отмечая антураж. Лирический герой этого стихотворения мне рисуется эдаким "циничным романтиком", даже немножко в модернистском стиле: он по-средневековому непримирим и чётко делит мир на "чёрное" и "белое", не признавая полутонов, но вполне современен - явно в курсе, что полутона могут быть. Правда, они не для него. Ему очень дорого и близко много чего земного, а наличие врагов поневоле делает немножко циничным.
Ему, безусловно, дороги друзья, родные улицы, понятия достоинства и чести, но это совершенно не помешает ему прийти на финальный поединок, элегантно задрапировавшись в саван, и выкурить перед выходом сигаретку где-нибудь в уютном уголке этих самых улиц. Почему уютном? А где ещё под сигаретный дым будешь декламировать свои стихи? Лирический герой не сомневается, что свой поэтический дар он пронесёт через все "возвращения"... Но поэт с кинжалом - безусловно, больше, чем поэт!
В этом стихотворении много ярких и красивых образов: тут и зеркальный лабиринт, и танец на лезвии. В одной из грузинских сказок я читала о таком интересном испытании для жениха, как станцевать на острие кинжала. Уж не знаю, как технически это выглядело, но "настоящий" жених станцевал, а "ненастоящий" только ногу поранил и упустил невесту.
От романтизма здесь много, даже образ пиратских гаваней - ну какой же романтизм без пиратов? Правда, они здесь вскользь, однако присутствуют. Но и от современности - не меньше. Это, безусловно, "герой нашего времени", который, как и Высоцкий, считает, что "зло называется злом", а "добро остаётся добром" во все времена:
Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом.
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Сколь хулиганским ни представлялся бы лирический герой, а в душе он верит в добро и в некие идеалы, которые современный циничный век утрачивает. Но наивность ему не свойственна, он просто собирается навести порядок на вверенном ему "куске земли", и неважно, когда и как: он рано или поздно объяснит не усвоившим урок, что почём. Он, безусловно, готов к бою за свои идеалы. Поэтому мы не будем интересоваться, что там враги и мерзавцы натворили (
Я не знаю, конечно, когда предсказание сбудется,
Но свое обещанье могу повторить наизусть:
Я вернусь к незнакомо-родным черно-огненным улицам,
Я вернусь для врагов и друзей, непременно вернусь...
(вот этот оборот в предпоследней стране особенно понравился. С одной стороны, рядом два "дефисных" прилагательных, и кажется, что конструкция усложнена. Но, с другой стороны, ни одного слова не выкинешь из этой песни, они создают именно тот точный образ, которого наверняка добивался Автор: сочетают притяжение знакомого и с детства родного и угрозу "черноты" и "огненности". А вот такое оно - возвращение! Опасное и непредсказуемое)
У стихотворения нет рефрена, хотя мотив "Я вернусь" повторяется несколько раз. Начинается оно немножко даже повествовательно. Но это впечатление обманчиво: очень быстро страсти и эмоции начинают накаляться, и это достигается в том числе и за счёт рефрена, который на самом деле не рефрен, а последовательное утверждение одной и той же мысли в разных формах: "я вернусь", "я приду". В заключительном четверостишии энтузиазм сталкивается с реальностью (наш лирический герой весьма правдив и не обманывает ни себя, ни окружающих): "Я не знаю, конечно, когда предсказание сбудется". Действительно, как можно утверждать? Но завершающее обещание сделать для этого всё возможное - это уже спокойный взгляд человека, уверенного в своей правоте: друзья, дождитесь, враги, берегитесь.
Я вернусь (с)
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь:
10
- за образность,
- за мастерство.
Мне вот очень интересно ознакомиться с мнением
стороннего, тем более из РК человека.
С "Разбором полёта" данного произведения "Я вернусь"
я согласилась бы. Вопрос... Отчего сам автор молчит-то?
Ведь это труд! Очень большой труд.
С благодарностью, обоим.