Не могу найти названия
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Линия жизни
Баллы: -1
Читатели: 324
Внесено на сайт:

Не могу найти названия

Да, много разночтений вызывает эта повесть. Не мог я определиться и на том, как же назвать рецензию. И рецензия ли это будет?
Дело в том, что  проиллюстрировать свои мысли и впечатления наскоком никак не получится, а обращаться к авторскому тексту - слишком много выдержек придётся приводить из повествования...
Поэтому, в отличие от Автора, который назвал свою повесть "Линия жизни" (сказать по правде, название не из лучших - есть в нём что-то незавершённое, рыхлое, но вполне многозначительное), у меня никакая линия не прочерчивалась.
А почему?.. Ведь единообразная авторская подача текста ничего не усложняет в восприятии, она не сложна, не перегружена композиционно, не выпячена в образах, не контрастна в изложении... Так почему я не увидел уже свою "линию" (жизни), а не авторскую?..
Но отвлекусь на другие сомнения в своём восприятии. Начну с оценки... Сначала мне хотелось выставить высшую оценку - все 10 баллов... Но, читая дальше, что-то в моём отношении пошатнулось - и мне пришлось вычесть один бал...
Второе сомнение, о котором я уже сказал, возникло в поиске названия... Всё плавало, ни на чём я остановиться не мог, не было за что зацепиться... Но первое название всё же пришло: "Сказка, в которую веришь"... Правда, очень быстро оно сменилось другим - "Эмоциональная сфера"... Однако, ни первое, ни второе название меня не устраивали... А почему?.. задаю во второй раз я один и тот же вопрос...
Повествование... Форма подачи... Это, скорее всего, пересказ... И в него веришь, будто в сказку, да простит мне Автор такое сопоставление... Дело всё в языке, который покорил меня насыщенностью, богатством своим - всё на месте, всё просто здорово... Но когда пошли диалоги, то меня удивило, что в словах Саши и Тамары-Алёнушки (и даже словах подруги, выслушавшей историю) всё те же авторские обороты, всё та же спокойная повествовательная интонация (вот почему "Эмоциональная сфера), что и у самого Автора. Отличия никакого нет...
(Известно, что даже у Достоевского все герои говорят одним и тем же языком, что совершенно оправдано, а потому и не вызывает возражения. Но то язык персонажей, и понятно, что никакой писатель не может избежать подобного).
Но в данном случае невольно подумаешь о форме, о манере, о почерке и даже стиле... Возможно было бы прибегнуть ко второму плану, чуть отдалив события, или даже третьему (общему как бы), но этого не происходит... Повествование течёт, заменяется продолжением (а как может продолжение заменить само повествование?..), но я ощущаю всё именно так...
И всё же, как я уже сказал, в это веришь, веришь как в сказку... Придумал ли здесь что Автор, сочинил ли или прожил?.. У меня нет ответа и на этот вопрос, хотя... Основания для написания повести понятны... Ведь начинает повесть взрослая женщина, она предваряет то, что хочет поведать читателю. Она даже (эта взрослая писательница) открывает кавычки (только как заметить, где она закрывает их?..), чтобы читатель понимал, что теперь обо всём нам будем рассказывать 15-тилетняя  школьница... Однако взрослые интонации, взрослые обороты этой школьницы, которые известны и у многих на слуху, как бы стирают грань между Автором зрелым и Автором-подростком... Единство текста сохранено, а вот целостность формы нарушена...
Пожалуй, всем этим и объясняется то, что я не могу определить до конца, что же предложено мне. Но я читаю, потому что мне интересно, я не чувствую усталость, хотя ведь всем понятно, как нелегко воспринимать длинные тексты, а тем более, говорить о них, выражать аргументированное мнение... И я считаю, что это - одно из главных достоинств, когда Автор не скучен, когда он позволяет прочесть своё сочинение до конца... Несомненное достоинство и заслуга...
Перегружать же текст дополнительными сценами, утяжелять форму дополнительным конструкциями за счёт того же композиционного построения не просто кажется излишним - повесть достаточно завершена не только по замыслу, но и по реализации...
Так чего же мне ещё?.. Выставил приличную оценку - и забыл...
Не могу... Не могу, и всё!.. И не только вкусовое моё отношение заявляет об этом... Заявляет об этом суть, которую Автор так и не выразил... Да, он рассказал обо всём... Он вложил в одно повествование не просто историю любви собственного сердца - он подал и трагедии, хотя сделано это как бы бесстрастно, даже с эмоциональным самоотрешением...
И снова спрашиваешь: "Почему"?.. Почему ту Тамару, в честь которой названа героиня "похоронили на нашем кладбище", как свидетельствует Автор? У неё разве нет родных? Так ведь есть же!.. И разве не естественно то, что близкие просто не могут не посещать её могилку, не приносить цветы?..
Но, кажется, начинаешь догадываться, что Автор боится раздвинуть границы своего повествования, боится расширения, чтобы не заблудиться ни в чём параллельном, не утонуть в нём - ведь любое ответвление от главной и единственной линии потребует мастерства, умения не просто работать со словом или даже пусть целыми блоками текста. Каждая линия потребует не просто росчерка пера, а оправдания, завершения, будто притоки или рукава одной и то же реки... Понятно, что Автор должен просто этого избежать...
Допускаю даже и то, что если таким образом Автор убирает самого себя из повествования пусть даже на время, необходимое, чтобы высказаться, то и в это не очень верится. Потому что Автор, тем самым, прибегает к приёму, чтобы разнообразить своё сочинение, готовясь нам предложить (или уже предлагая) второй план... Но этого не происходит - мы не видим двойной экспозиции того, что уже запечатлелось в авторском сознании... Тоже ведь вопрос разветвления в повествовании...
И я утешаю, наконец, себя той мыслью, что это не я, не моя рецензия, так не определены... Я останавливаюсь на том, что Автор не дал мне оснований ни для какого конкретного определения... И подозреваю поэтому, что Автор проявил определённую стыдливость, неуверенность какую-то, а поэтому и не стал выпячивать ничего, чтобы не остаться и самому ни в чём уличённым. А почему?..
И это последнее, четвёртое "почему", наконец-то, позволяет мне поставить точку.
Я прихожу к заключению, что все авторские опасения такого рода напрасны... Прекрасный, чистый язык, понятная, привычная мораль... Ни одного, заметьте, даже намёка на отрицательные образы... Даже первая девушка Саши, предавшая и чувства, и того, к кому они были обращены поначалу, не вызывает читательского отторжения - читатель, скорее всего, не станет осуждать её...
И да, я уверился, авторские опасения совершенно напрасны...
Что же дальше? А дальше остаётся ждать, что Автор напишет смелее, и о другом... Только я отношусь с подозрением и к этому своему заключению. Похоже на то, что Автор высказался один раз и окончательно, проявился в одной теме... А поэтому я боюсь заглядывать на его личную страничку, чтобы убедиться, что это не так...
И всё же хочется, чтобы он писал вновь и вновь, так как его способности и возможности вполне позволяют написать новое и свежее произведение...

Оценка произведения: 8


Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     19:54 30.07.2013 (2)
Повествование... Форма подачи... Это, скорее всего, пересказ...

да уж...мемуарный пересказ  воспоминание, настолько скучное, что мне перелистывать уже не хотелось.
Сюжет - пресловутый , банальный. Сценария живого нет, а последовательное описательство. Много напыщенной игры...одномерность ощущений и прочие завитушки соц. реализма.
Даже предугадываю концовку, ради которой не хочется  перелопачивать тонну слов. Оценка может лишь оправдывать тяжкий труд печатания. Высоко же Вы оценили этот посредственный текст):
Самое первое предложение меня уже насторожило;
После долгой затяжной зимы внезапно  наступила весна, разогнав на небе серые тучи
 
А Вас нет?)))  Разве может быть ВНЕЗАПНО то, что так неистово ждёшь? Слово- ВНЕЗАПНО тут не уместно) Далее я уже не вникала в красивость предложений, а просто плыла по жиже...однотонно- монотонной)
Скучное чтиво, напичканное стандартно общепринятыми понятиями- даже не порассуждаешь)

Оценка моя за произведение- 3!
И вам тоже)))
     21:25 30.07.2013 (1)
Спасибо за  Ваше мнение, Мона Лиза!
     21:33 30.07.2013 (1)
Тамара,  по-моему я бы начала с танцплощадки...пересекая воспоминая с реалом- было бы интересней)
     21:46 30.07.2013
Спасибо за совет! Но я бы запуталась совсем, я не такой спец как Вы, поэтому боялась отходить от повествования, Геннадий правильно заметил, но ещё причина и в том, что у меня не было цели рассказать или распылить обо всём, только одна линия, только она важна, а все другие отходят как бы на второй план. Это моё второе "произведение", первым был рассказ "Первая любовь", теперь я думаю. что и он написан не так , не по правилам. Ну чтож, в любом случае я попыталась! Спасибо!
     21:09 30.07.2013 (2)
А Вам - спасибо! Но оценку не ставлю - выбирайте на свой вкус любую из десяти...

Если серьёзно, я бы не оценивал (не по баллам) так однозначно отрицательно этот текст. В любом случае, в нём есть мелодия, интонация... Наконец, устойчивое настроение и отношение... Пронесено чувство Автором через всю жизнь...
Да, образ Саши, поначалу очень даже... Но в итоге комкается, ломается, чем подпорчено всё повествование... Но авторское чувство симпатично, вызывает уважение в любом случае.
А уж соц. реализм это или что другое, не имеет решающего значения... Воспринимайте это, как пастораль души... И мир придёт в Ваше сердце.
     21:31 30.07.2013 (3)
Воспринимайте это, как пастораль души... И мир придёт в Ваше сердце.

Уух, а вот аннотации такой для себя не ожидала)))))
Какая пастораль ещё?))) Пресловутый треугольник настолько затёртый, что углы выпрямились.
Я бы ни за что не писала бы прои , как школьное сочинение. Даже в школе, в сочинениях, у меня всегда начало было неожиданным и не стандартным, чтоб преподаватель дочитал до конца мою мазню, а не ставил сразу кол!))) Мы даже порой с ним спорили по темам,  интересный был человече...правда мои сочинения мне не отдавал никогда и уговаривал не поступать на журналистику. Я так и сделала, но писанина из головы всё же не идёт)))
Автор , чтоб его дочитали, всё-таки должен увлечь читателя...но увы

Этот рассказ мне даже не хотелось читать дальше)
     09:39 02.08.2013 (1)
   Мона Лизе и рецензенту.

 Как же хочется с высоты самовозведенного литературного пьедестала пальнуть по начинающему автору, вздумавшему вдруг окунуть читателя в эпоху соцреализма, вспомнившему вдруг о нравственности и настоящих чувствах. Пальнешь, как из пушки по букашке, глядишь и твой пьедестал подрастет.

А по мне так. Хочется пальнуть-пали в большой литературе. Да, что там в большой. Палить, так палить сразу по классикам, вот там сразу все и почет и уважение. Что это они писали о всякой ерунде о реалиях жизни и человеческих чувствах.
Толи дело - наше время. Деньги, карты, два ствола, вот шаблон начинающим. И пиши в нем не высовывайся за границы установленных  временем рамок.  
     22:44 02.08.2013 (1)
1
Как же хочется с высоты самовозведенного литературного пьедестала пальнуть по начинающему автору,

какого ещё пьедестала,  товарищ моралист? вы то сами не на табуретке стоите?)))
     06:26 03.08.2013
Куда уж мне, из ямы, тягаться с "маститым литератором" так ловко верстающем стиши словоблудием!
     21:40 30.07.2013 (1)
Если читать не хочешь - никто никого не заставит! У каждого из нас своё мнение, сколько людей - столько и мнений. Во всяком случае, Вы высказали своё, я принимаю его, спасибо! Удачи Вам!
     21:48 30.07.2013 (1)
Если читать не хочешь - никто никого не заставит!

Тамара,  если Вы заказали Геннадию рецензию, то хочешь- не хочешь, а читать приходится))
А я по свежим следам...так сказать))) Знаете сколько у меня в помойке рассказов с более интересными сюжетами, но с плохой техникой осталось? Но я не теряю пути...и жду полного растворения в работе.  Вот и шастаю порой по страничкам, ища вдохновения...потерянные мысли)

     21:57 30.07.2013 (1)
Да, согласна, заказала рецензию Геннадию, но Вам мою писанину  читать не обязательно, или Вы как  у Войнич "Овод" работаете в паре? Не подумайте, я не хочу Вас обидеть, но создаётся такое впечатление, что в высказываниях вашего мнения есть такие моменты.
     22:28 30.07.2013 (2)
Лично меня бы не удовлетворило одно мнение. Все рецензоры субъективны))
А читаю, что под нос попадается...иногда и прохожу мимо, но рецензии трудно обойти...
Они на главной!!!!))
     22:57 30.07.2013
Спасибо за Ваше мнение! Удачи!
     22:41 30.07.2013 (1)
1
Пожалуйста, пусть будут мнения, и побольше. Рецензент, не думаю, что претендует на какую бы то ни было единственную и неоспоримую правоту. К тому же, в литературных опытах наших Авторов так много всего намешано, что можно говорить часами - и каждый, в частности, может оказаться прав.
Я уже писал о том, что пытаюсь высказываться концептуально, вычленяя, на мой взгляд, основное... Но порой оно настолько спрятано или даже попросту отсутствует, что разгадать, что же хотел сказать Автор, подчас не так просто. Вот и пытаешься найти ту "лампочку", от которой и льётся свет. Если это удалось рецензенту, то это, в любом случае, его победа... Если же нет, то и нет рецензии. Я именно с такой меркой подхожу, говоря о том или ином в авторском сочинении.
Некоторые соглашаются и даже благодарят - некоторые бурно не приемлют...
А это - уже другая и отдельная тема... Так вот я считаю, что начинать нужно не со второго, а с первого - с самого произведения, и стараться не быть чрезмерно эмоциональным, тем более, в отрицательном значении... Иначе зачем, чему мы научимся, если будем заниматься злопыхательством?.. Вот почему я и не приемлю некоторые мнения и отзывы.
     23:01 30.07.2013
Я ни в коем случае никого не хотела обидеть! И спорить не хочу, потому что знаю: всему нужно учиться! И принимаю все отзывы! Спасибо за них!
     21:37 30.07.2013
Не спорю с Вашим вкусом, Мона Лиза, даже не прочь разделить его с Вами. Но, понимаете ли, во второй раз замечаю, что Ваши замечания не конструктивны. Такая манера сразу бросается в глаза... Здесь Вы много высказали человеческого - и это мне нравится...
Я вообще считаю: прежде, чем о чём-то судить (не во вкусовом значении), всё же не лишне задать себе несколько вопросов... Тогда течение Вашей мысли станет заметным и интересным... Чего с удовольствием и буду от Вас ожидать.
     21:24 30.07.2013 (1)
Спасибо, Геннадий, за Ваш отзыв, в любом случае Ваше мнение важно! Я действительно многого не знаю в стилистике и литературоведении, но я попыталась...Спасибо!
     21:29 30.07.2013 (1)
Из Вашего текста может получиться очень даже стоящее произведение... Поначалу бы я Вам советовал слова персонажей подработать, прописать ещё раз - убрать штампы, трафареты, привычные, но чисто "литературные" обороты - нужно пытаться сделать их речь звучащей, эмоциональной... чтобы на придыхании, что ли, на внутреннем междометии...
     21:37 30.07.2013
Я думаю, что так всё и оставлю, возможно напишу что-то другое, а может это и точка!.. Спасибо за советы!
Реклама