Произведение «Линия жизни» (страница 1 из 10)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Оценка: 4.3
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 8
Читатели: 1952 +5
Дата:

Линия жизни

   После долгой затяжной зимы внезапно  наступила весна, разогнав на небе серые тучи. Март выдался холодным, ночные морозы сменялись дневной капелью. Небо стало прозрачным, мартовская голубизна его казалась необъятной, всходившее утром солнце купалось в нём, как в бездонном океане, омывая свои золотые лучи, стряхивая с них зимнюю тусклость, ледяную мглу и посылая на землю тепло и свет. Наметённые за зиму сугробы как-то сразу осели, потемнели и потекли-заплакали журчащими ручейками. Радостные взъерошенные воробьи купались в них, прочищая свои пёрышки, весело чирикали, сообщая о наступлении весны и тепла.
   Это была моя пятидесятая весна.   Каждый год в апреле, взяв отпуск,  я отправляюсь в родное село, где  родилась, где прошло моё детство, где ждёт меня всегда с нетерпением мой родной дом, где встречают меня папа и сестра, где я отдыхаю душой. Здесь легко дышится, воспоминания плывут неторопливо, как облака в небе. Всё до боли знакомое, родное, что окружало меня многие годы, постепенно преображалось, и с очередным  приездом я видела эти изменения.  Мне было больно расставаться с каждым деревом, помнившим меня непоседливой девчонкой, а теперь безжалостно спиленным на дрова,  с каждым зданием, которое так или иначе сыграло в моей жизни свою роль, пошатнувшимся забором с только нам, детям, известными лазейками, где не осталось необследованных  колышков… Изменилась сама жизнь: мы не представляем себя сейчас без мобильных телефонов, пишем смс-ки вместо душевных писем в почтовых конвертах с марками, научились кратко излагать свои мысли, потому что по телефону много не перешлёшь. Да и сами слова теперь в сокращённом варианте, догадывайся, о чём речь! Позвонить и выяснить отношения не составляет труда, стоит лишь нажать заветную кнопочку. Тогда, в моём времени,  было всё иначе, и дело даже не в телефонных звонках, а вообще жизнь была куда интересней, об  интернете мы даже не слышали, это было из ряда фантастики, ежедневное живое общение с друзьями приносило радость. Наши детские уличные игры немного наивные, немного смешные, но мы были счастливы от того, что можем играть после уроков все вместе, смеяться, кричать от избытка чувств, гоняться друг за другом, не замечая  времени. Домой возвращались в потёмках, запыхавшиеся, усталые, растрёпанные, голодные, иногда с изодранными коленками,  сбитыми в кровь локтями, но довольные собой, потому что эти игры на свежем воздухе наполняли наши детские души светом и теплом. В каждом времени свои нравы. Моё поколение отличается от нынешнего  чистотой чувств,  искренностью  отношений  в семье, где  в мире и согласии жили несколько поколений,  где уважение, добропорядочность и взаимопонимание  воспитывалось личным примером.  
   Рано или поздно мы  начинаем задумываться о прошедшей жизни, что успели сделать, а что ещё предстоит, анализировать прожитое, давать оценку своим поступкам. Память возвращает в прошлое, прокручивая события как кадры в старом добром кино. Мелькают кадры – воспоминания, разделяя жизнь на маленькие периоды, высвечивая лучшие моменты прожитой  жизни…
   Я очень дорожу этими воспоминаниями, наверное, потому, что они связаны с периодом моей первой любви. Говорят: «Первая любовь не забывается». Теперь, по прошествии многих лет я с уверенностью могу сказать, что это сущая правда! Я бе-режно храню в душе память того отрезка времени, когда я была по-настоящему счастлива. Этот короткий миг -  как яркая вспышка падающей звезды во Вселенной, сорвавшись и  падая,  она на доли секунды освещает темноту бездонного неба. Угаснув, оставляет только воспоминание об утраченном.
   Сидя в кресле-качалке, укрывшись теплым пледом, мне доставляет несказанное удовольствие наблюдать пробуждение природы, когда на ветках уже начинают ло-паться почки,  давая свободу молоденьким листочкам, солнце светит ярко, а навстречу ему пробивается  молоденькая травка, облака плывут величаво по ярко-голубому небу, создавая причудливые композиции. Внезапно набежала тёмная тучка,  и  пошёл мелкий дождь, под яркими лучами солнца падающие капли дождя искрились и сверкали, вся природа оживала. А память пролистывала свои страницы, возвращая меня в мою пятнадцатую весну…      
  И как когда-то я переживаю те же чувства, что и тогда…
                                                                                                                              * * *
  «Каждую субботу в сельском клубе звучала музыка, собирающая молодёжь на танцы. Это было событие, которого ждали все с нетерпением. Что такое танцы для девчонки-подростка,  страждущего попасть туда, в гущу событий? Это возможность приобщиться к миру взрослых, где витал дух взаимных привязанностей, симпатий, подмаргиваний и нежного шёпота, где глаза говорили о любви и желаниях. Все чувства обострялись от наступившего  тепла и весны, она пьянила и дурманила, заставляла сердца стучать чаще и  трепетней.  
   Я никогда не была на танцах, только вздыхала от желания побывать там. До моего дома доносилась весёлая музыка, мимо по дорожке пробегали девчата и парни, спешили туда, где музыка, где  веселье, где витает дух любви и амуры разбрасывают  свои стрелы. А я сидела на лавочке у дома и с завистью провожала взглядом убегающих девчат и парней. Моя строгая мама была неумолима:
-Вечера в школе проводятся – вот и ходи, а на взрослые танцы ещё мала, успеешь натанцеваться. Надо ещё восьмой  класс  хорошо закончить, а потом посмотрим.
    И хоть плачь, хоть уговаривай - ничего не получалось,  приходилось ждать и мечтать!
   Подходил  день моего пятнадцатилетия. За день до этого замечательного долгожданного события мама неожиданно смягчилась и сделала мне подарок: она разрешила пойти с подругами на танцы. Я была вне себя от радости, договорилась с подругами встретиться в семь часов, и начала готовиться к своему первому балу  взрослой жизни, до этого были только вечера в школе с их подготовкой к разным знаменательным датам, юбилеям писателей и поэтов, затянувшаяся торжественная часть – и на танцы уже и времени оставалось мало. А тут - настоящие «взрослые» танцы! Наконец-то моя мечта сбылась! Я надела своё самое нарядное платье, гладко зачесала длинные волосы и заплела их в тугую косу, перехватив внизу шёлковой лентой, мои любимые туфли с пряжкой поджидали меня в прихожей, я быстро обулась и с замиранием сердца пошла к девчонкам, которые меня уже ждали.
   Музыка зазвучала внезапно и разнеслась по всему  селу, известив о том, что пришло время для танцев и веселья.
   Мы вошли в распахнутую дверь сельского клуба  и, пройдя налево, очутились в большом фойе, где обычно проходят торжества бракосочетания, новогодний бал-маскарад для взрослых, разные праздничные мероприятия. Зал казался огромным от множества больших окон, высоких потолков, отсвечивающих своей белизной,  от света старинных люстр, висящих на крепких подвесках; в глубине на небольшой сцене расположились музыканты – ребята – старшеклассники со своим руководителем, они играли, как бы настраивая инструменты. Сцену отделяли четыре величественные колонны, уходящие высоко вверх и  их резные  стволы замыкали округлые, сделанные под античность, завитушки. Постепенно зал стал заполняться парнями и девчатами, они оттеснили нас к окну.
   Для меня это всё было впервые: и настоящие «живые» музыканты, и   танцующие пары, и сама музыка, то быстрая, задорная, то медленная, отдыхающая. Стоя в сторонке, я наблюдала, слушала музыку и робко танцевала с подругами с самого краешка, неумело и застенчиво двигалась в такт, всё время думая о том, что совсем не умею танцевать. В какой-то момент меня привлёк разговор подруг о вошедшей в зал девушке, она была на пять  лет старше и казалась такой взрослой. Закончившие школу все были для меня самостоятельными, окунувшимися во взрослую жизнь. Это был приглушённый  разговор о том, что Татьяна проводила в Армию Сашку, с которым у неё был бурный роман ещё со школы. Вот он три дня назад  приехал, а она его не дождалась, написала, что нашла себе уже другого парня, любит его, прямо жить без него не может и собирается за него замуж. Эта история взбудоражила село, новость разнеслась быстрее ветра.  Как и в любом  маленьком селении, где все друг друга знают, нелегко утаить такое! Судачили и перетирали, смакуя каждое слово, тётушки и соседки и, казалось, что под таким осуждением нелегко было жить и не согнуться. Татьяна держалась стойко, не подавая виду. Они вошли в зал с подругой, огляделись  и подошли к стайке одноклассников, совсем недалеко от нас, так что я могла её рассмотреть.  
         Это была высокая кареглазая девушка с чёрными, как смоль, волосами, с модной стрижкой, сняв плащ, она оказалась  в  лёгком  цветастом  платье с пышной оборкой по низу, а на ногах у неё были светлые туфельки-лодочки, и вся она была лёгкой и красивой.  Через несколько минут в толпе прошёл шёпот: «Сашка пришёл!» и внимание всех привлёк паренёк, на которого были обращены взоры  присутствующих: всем было интересно узнать, как встретятся бывшие влюблённые через столько времени. Я выглянула из-за плеча подруги и увидела  в луче света высокого светловолосого парня, он стоял и смотрел перед собой в толпу танцующих. Ни один мускул не дрогнул  у него на лице при виде бывшей возлюбленной. Ни единым жестом, ни взглядом не выдал он своей боли.  Казалось, что ему было всё равно, таким равнодушием веяло от всего его существа. Тут подошли его друзья и, похлопывая по плечу, стали выражать радость от встречи,  рассказывать деревенские новости и расспрашивать о службе. Он отвечал с охотой, видно было, что он рад друзьям, и мне было интересно наблюдать за ним, как он общается и ведёт себя с друзьями. Гул в толпе прошёл снова: замечено было, что Татьяна, увидев Сашу, побледнела и не смогла сдержать слёз,  непрошенная слезинка выкатилась из глаз и застыла на щеке. Ах, эти кумушки, всё замечающие и подмечающие! Им всё равно, что чувствуют те, кого обсуждают,  они судачат и моют косточки без зазрения совести!.. И горе тем, кто попадёт на их колючий язычок!
  Я впервые была в водовороте таких событий! Обсуждать или осуждать людей я не имела права – такое у меня было правило, так воспитывали меня родители. А поэтому перевела взгляд на музыкантов и стояла в ожидании музыки, не поддерживая шушукания подруг. Ансамбль проиграл наигрыш и по залу разлилась  живая ритмическая музыка, от которой никто не остался равнодушным, все пустились в пляс, пританцовывая кто как может. Лишь смолкли аккорды, разгорячённые танцем, мы с девчонками вернулись к окну, чтобы перевести дыхание и немного остыть. Зазвучала медленная музыка и редкие пары стали танцевать. Не танцующие отошли к окошкам и прилепились у стен.
   И тут от угла отделилась фигура: это через весь зал шёл Сашка. Шёл красивый, высокий, стройный, белокурые волосы его, ещё не совсем отросшие, отсвечивали от бегущих огоньков. Он шёл по направлению к Тане!  Сейчас многие девчонки завидовали ей, а она стояла, подняв голову, смотрела прямо на него, глаза её жадно ловили его взгляд, она ждала этой встречи и боялась её. Таня не могла оторвать взгляда от парня.
      Но Сашка  шёл не к ней! Своей твёрдой походкой он подошёл ко мне и, даже не взглянув в сторону Тани,

Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Да, много разночтений вызывает эта повесть. Не мог я определиться и на том, как же назвать рецензию. И рецензия ли это будет?
Дело в том, что  проиллюстрировать свои мысли и впечатления наскоком никак не получится, а обращаться к авторскому тексту - слишком много выдержек придётся приводить из повествования...
Поэтому, в отличие от Автора, который назвал свою повесть "Линия жизни" (сказать по правде, название не из лучших - есть в нём что-то незавершённое, рыхлое, но вполне многозначительное), у меня никакая линия не прочерчивалась.
А почему?.. Ведь единообразная авторская подача текста ничего не усложняет в восприятии, она не сложна, не перегружена композиционно, не выпячена в образах, не контрастна в изложении... Так почему я не увидел уже свою "линию" (жизни), а не авторскую?..
Но отвлекусь на другие сомнения в своём восприятии. Начну с оценки... Сначала мне хотелось выставить высшую оценку - все 10 баллов... Но, читая дальше, что-то в моём отношении пошатнулось - и мне пришлось вычесть один бал...
Второе сомнение, о котором я уже сказал, возникло в поиске названия... Всё плавало, ни на чём я остановиться не мог, не было за что зацепиться... Но первое название всё же пришло: "Сказка, в которую веришь"... Правда, очень быстро оно сменилось другим - "Эмоциональная сфера"... Однако, ни первое, ни второе название меня не устраивали... А почему?.. задаю во второй раз я один и тот же вопрос...
Повествование... Форма подачи... Это, скорее всего, пересказ... И в него веришь, будто в сказку, да простит мне Автор такое сопоставление... Дело всё в языке, который покорил меня насыщенностью, богатством своим - всё на месте, всё просто здорово... Но когда пошли диалоги, то меня удивило, что в словах Саши и Тамары-Алёнушки (и даже словах подруги, выслушавшей историю) всё те же авторские обороты, всё та же спокойная повествовательная интонация (вот почему "Эмоциональная сфера), что и у самого Автора. Отличия никакого нет...
(Известно, что даже у Достоевского все герои говорят одним и тем же языком, что совершенно оправдано, а потому и не вызывает возражения. Но то язык персонажей, и понятно, что никакой писатель не может избежать подобного).
Но в данном случае невольно подумаешь о форме, о манере, о почерке и даже стиле... Возможно было бы прибегнуть ко второму плану, чуть отдалив события, или даже третьему (общему как бы), но этого не происходит... Повествование течёт, заменяется продолжением (а как может продолжение заменить само повествование?..), но я ощущаю всё именно так...
И всё же, как я уже сказал, в это веришь, веришь как в сказку... Придумал ли здесь что Автор, сочинил ли или прожил?.. У меня нет ответа и на этот вопрос, хотя... Основания для написания повести понятны... Ведь начинает повесть взрослая женщина, она предваряет то, что хочет поведать читателю. Она даже (эта взрослая писательница) открывает кавычки (только как заметить, где она закрывает их?..), чтобы читатель понимал, что теперь обо всём нам будем рассказывать 15-тилетняя  школьница... Однако взрослые интонации, взрослые обороты этой школьницы, которые известны и у многих на слуху, как бы стирают грань между Автором зрелым и Автором-подростком... Единство текста сохранено, а вот целостность формы нарушена...
Пожалуй, всем этим и объясняется то, что я не могу определить до конца, что же предложено мне. Но я читаю, потому что мне интересно, я не чувствую усталость, хотя ведь всем понятно, как нелегко воспринимать длинные тексты, а тем более, говорить о них, выражать аргументированное мнение... И я считаю, что это - одно из главных достоинств, когда Автор не скучен, когда он позволяет прочесть своё сочинение до конца... Несомненное достоинство и заслуга...
Перегружать же текст дополнительными сценами, утяжелять форму дополнительным конструкциями за счёт того же композиционного построения не просто кажется излишним - повесть достаточно завершена не только по замыслу, но и по реализации...
Так чего же мне ещё?.. Выставил приличную оценку - и забыл...
Не могу... Не могу, и всё!.. И не только вкусовое моё отношение заявляет об этом... Заявляет об этом суть, которую Автор так и не выразил... Да, он рассказал обо всём... Он вложил в одно повествование не просто историю любви собственного сердца - он подал и трагедии, хотя сделано это как бы бесстрастно, даже с эмоциональным самоотрешением...
И снова спрашиваешь: "Почему"?.. Почему ту Тамару, в честь которой названа героиня "похоронили на нашем кладбище", как свидетельствует Автор? У неё разве нет родных? Так ведь есть же!.. И разве не естественно то, что близкие просто не могут не посещать её могилку, не приносить цветы?..
Но, кажется, начинаешь догадываться, что Автор боится раздвинуть границы своего повествования, боится расширения, чтобы не заблудиться ни в чём параллельном, не утонуть в нём - ведь любое ответвление от главной и единственной линии потребует мастерства, умения не просто работать со словом или даже пусть целыми блоками текста. Каждая линия потребует не просто росчерка пера, а оправдания, завершения, будто притоки или рукава одной и то же реки... Понятно, что Автор должен просто этого избежать...
Допускаю даже и то, что если таким образом Автор убирает самого себя из повествования пусть даже на время, необходимое, чтобы высказаться, то и в это не очень верится. Потому что Автор, тем самым, прибегает к приёму, чтобы разнообразить своё сочинение, готовясь нам предложить (или уже предлагая) второй план... Но этого не происходит - мы не видим двойной экспозиции того, что уже запечатлелось в авторском сознании... Тоже ведь вопрос разветвления в повествовании...
И я утешаю, наконец, себя той мыслью, что это не я, не моя рецензия, так не определены... Я останавливаюсь на том, что Автор не дал мне оснований ни для какого конкретного определения... И подозреваю поэтому, что Автор проявил определённую стыдливость, неуверенность какую-то, а поэтому и не стал выпячивать ничего, чтобы не остаться и самому ни в чём уличённым. А почему?..
И это последнее, четвёртое "почему", наконец-то, позволяет мне поставить точку.
Я прихожу к заключению, что все авторские опасения такого рода напрасны... Прекрасный, чистый язык, понятная, привычная мораль... Ни одного, заметьте, даже намёка на отрицательные образы... Даже первая девушка Саши, предавшая и чувства, и того, к кому они были обращены поначалу, не вызывает читательского отторжения - читатель, скорее всего, не станет осуждать её...
И да, я уверился, авторские опасения совершенно напрасны...
Что же дальше? А дальше остаётся ждать, что Автор напишет смелее, и о другом... Только я отношусь с подозрением и к этому своему заключению. Похоже на то, что Автор высказался один раз и окончательно, проявился в одной теме... А поэтому я боюсь заглядывать на его личную страничку, чтобы убедиться, что это не так...
И всё же хочется, чтобы он писал вновь и вновь, так как его способности и возможности вполне позволяют написать новое и свежее произведение...
Оценка произведения: 8
Геннадий Катеринин 29.07.2013
Комментариев нет
Реклама