Рецензия «ВЫСШИЙ БАЛЛ СО МНОЖЕСТВОМ ПЛЮСОВ. Рецензия»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Исповедь
Баллы: 14
Читатели: 572 +1
Дата:

ВЫСШИЙ БАЛЛ СО МНОЖЕСТВОМ ПЛЮСОВ. Рецензия

Итак, о чем это произведение («Исповедь», рассказ, автор Олег Синицкий), что в его основе? Да исповедь главного героя о том, как сладок первый невинный поцелуй с девушкой; о том, что Таня, та самая девчонка, ему «открыла целый мир».

Цитата из рассказа:

«Мне, раз вкусившему сладость девчачьих губ, хотелось делать это снова. И снова. И снова...»

А аппетит в молодые лета, как ни банально прозвучит, приходит во время еды.

Автор пишет:

«Помню сентябрьский дождь, дискотеку на площадке возле местного ДК. Кажется, был день города, или что-то в этом роде. Очередное культурно-массовое мероприятие. Светка шептала мне, что это очень романтично - целоваться под дождем, прижавшись друг к другу, покачиваясь в ритме «медляка».

Кто такая Светка? Очередная девчонка главного героя, потеснившая Татьяну.

Признаюсь: рассказ настолько хорош, что мне хочется цитировать и цитировать.

Признаюсь еще в одном: читал и ловил себя на мысли, что главный герой списан с меня, я – прототип, возможно, по этой причине мне рассказ особенно близок и дорог.

Смотрите:

«Ты всегда считала меня абсолютно неромантичным человеком, прагматиком, даже иногда обижалась из-за того, что я смеялся над какими-нибудь душещипательными сценами фильмов, или историями, которые ты любила вычитывать в пабликах…»

Но это же, один в один, обо мне!

Далее…

«А ведь это была только защитная реакция, кокон, панцирь что ли, под которым, как черепаха, пряталась моя другая, ранимая и чувствительная натура».
Опять-таки узнаю себя в том возрасте. И это именно мое внутреннее, глубокое мое «Я».

Мда… Автор никогда со мной не встречался, и видеть мои переживания или слышать мои «исповеди» не мог, однако написал обо мне, только обо мне и ни о ком другом. Это, наверное, и отличает настоящую литературу от подделки.

Автор пишет (повествование, напомню, идет от первого лица):

«Факт остается фактом - во мне все время уживались два человека: жесткий расчетливый циник и трогательный романтик, оба настоящие, оба реальные, две половины одного целого».

По-настоящему глубокая философская мысль, а в контексте звучит вообще необыкновенно.

Еще одна цитата:

«Я очень скучал по тем годам, по запаху парного молока и скошенного сена, по прозрачному утреннему воздуху и матовой росе на изумрудной траве…»

Какой язык?! Какие тонкие сравнения?!

Не буду дальше цитировать и что-то говорить еще об этом авторском произведении, написанном, как выражается современная молодежь, классно, суперски, коли вызывает даже во мне такие глубокие эмоции.

Всё так, но как обойти стороной нечто, которое хочется (это, уж простите, моя обязанность) заметить и на что-то указать.

Автор пишет:

«Конечно, тяжело было разглядеть за этим забралом цинизма и жесткости, порой даже – жестокости…»

Слово «жестокость» в первом случает стоит вообще убрать или заменить каким-то другим.

Автор пишет:

«Варя её звали, Варюшка».

Мне почему-то кажется, что эта фраза зазвучит несколько лучше, если ее написать так:

«Её звали Варя… Варюшка».

Автор пишет:

«Она появилась в моей жизни ураганом, вихрем, торнадо!»

Уважаемый автор, тут стоит разобраться, что есть что.

В словаре, которым я пользуюсь, написано: торнадо – название разрушительного смерча над сушей; вихрь – это  смерч. Следовательно, одно из сравнений лучше убрать. А лучше всего оставить лишь торнадо, ибо это обозначает наивысшую силу природного явления, которого вполне достаточно для определения испытанных героем чувств.

Вот и все, что я хотел написать в рецензии.

Оценка? Ну, естественно «десятка»... со множеством плюсов.

Оценка произведения: 10


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:07 28.09.2014 (1)
7
Если речь заходит об оценке, то 6-7 баллов - вполне приемлемая оценка

Ты че, в натуре, Егор?  
делай, как предписывает Красилов
и не упирайся рогом, как баран.
     18:10 28.09.2014 (1)
5
и не упирайся рогом


Хочу и упираюсь. Не могу?
     18:13 28.09.2014 (1)
6
Не могу?

Не можешь и.... не уговаривай.
     18:15 28.09.2014 (1)
5
Не можешь


Отсюда поподробнее: это еще почему?
     18:17 28.09.2014 (1)
6
это еще почему

Не валяй Ваньку, Егорушка.
     18:19 28.09.2014 (1)
5
Не я, а ты тут мутишь воду.
     18:27 28.09.2014 (1)
6
Кто ты и кто он, КРАСИЛОВ?
Че, чуешь или
все ишшо не догоняешь?
     18:29 28.09.2014 (1)
5
все ишшо не догоняешь


Нет, Барон, не догоняю.
     18:30 28.09.2014 (1)
6
не догоняю

Ну ваще!
Полный отстой.
Ты в его глазах всего-то пешка,
а он в своих же глазах ладья,
везде и всюду свободно
плавающая.
     18:40 28.09.2014 (1)
5
всего-то пешка


Имеющая явно цель стать ладьей.
     18:43 28.09.2014 (1)
6
стать ладьей

Не будешь!
Бараны выше  не поднимаются,
вот че напоследок тебе, братан, скажу.
     18:48 28.09.2014
5
Что называется, поговорили.
     01:39 28.09.2014 (1)
Вот и все, что я хотел написать в рецензии.
Жаль, что это всё.

         Егор! К сожалению, рецензия не состоялась. Между тем, автор сам обратился к своим читателям с просьбой о предложениях по улучшению качества его текста. А Вы вместо разумной критики, написали невесть что.
         Вы умудрились увидеть достоинства там, где следовало сказать о недостатках, которыми богат текст. Прежде всего - речевые штампы.
         Вы пишете (я исправил Вашу ошибочную пунктуацию):
Еще одна цитата:
«Я очень скучал по тем годам, по запаху парного молока и скошенного сена, по прозрачному утреннему воздуху и матовой росе на изумрудной траве…»
Какой язык! Какие тонкие сравнения!

         Это не тонкие сравнения, Егор. (Впрочем, и не сравнения вообще). Это они и есть - штампы. И их довольно много у автора:
         влажные мягкие губы  
         грозя разорваться от бешеного выброса адреналина
         сердце продолжало выбивать бешеную дробь
         шорох листопада
         насквозь пропитанные ложью
         жесткий расчетливый циник и трогательный романтик
         плакать над страницей книги
         огромные черные глаза, чувственные полные губки, стройная фигурка...
         вкусившему сладость ... губ
         пролегла трещиной
         школа жизни
         седина посеребрила мои виски
         отгораживался ото всех глухой стеной
         маска срослась с кожей
         на корню пресекал любые попытки

и так далее и так далее.
         В самом использовании штампов и устойчивых эпитетов большой беды нет. Порою без них не обойтись. Главное, их должно быть в меру. Вот о чём нужно было сказать автору.
         
         Но был повод и для похвалы. Однако Вы прошли мимо именно там, где автору улдалось сказать что-то новое и яркое:
         Жёлтый дым листопада
         красота радужных капель на ресницах девушки
         солнце заливает расплавленным золотом и раскаленной медью осенний лес

и ещё кое-какие места.
     
         Прошли Вы и мимо удачного пассажа, за который именно и стоило похвалить:

        Что я помню о своем детстве? Очень немного, как, наверное, и все люди. Помню нашу квартирку в пятиэтажке на окраине города. Окна выходили на тайгу; сразу за автострадой, меньше километра от дома, стеной стоял вековой лес. Помню озеро, куда мы с мамой ходили купаться коротким северным летом. Я порезал ногу осколком бутылки, мне больно, но я не плачу и прошу маму не уводить меня домой, ведь лето уже кончается, и вряд ли мы еще раз искупаемся в этом году.
         Почти не помню детский сад, зато память прекрасно сохранила огромный магазин игрушек, куда мы с папой часто заходили по дороге домой. Какое прекрасное двуствольное ружье он мне купил! Оно стреляло присосками, и мы с папой устроили дома тир, соревновались в меткости, и он поддавался, конечно…
         Помню дядю Алика, который приезжал забирать маму на дежурство на санитарной машине, и каждый раз, стоя под нашими окнами, специально для меня включал синюю мигалку.
         Очень ярко запечатлелось в памяти россыпь ярко-желтых одуванчиков на ковре из зеленой молодой травы теплым майским днем, когда мы прилетели из заснеженного северного города сюда, на Большую землю.

         Ибо - тут есть детали, есть запахи и точности детства. Это и ценно.  
         Хорошо и это:        
...даже спустя много лет я часто уходил в парк в одиночестве, послушать листопад, погрустить, как может грустить осенью только русский человек. Я уезжал на пустынный октябрьский пляж, с фляжкой коньяка и пачкой сигарет, сидел один на берегу, смотрел на свинцовые волны, пил, пел и плакал...

         Почему хорошо? Потому что описана единичность жизни, а не её стандартность.
         И это удачно:

         Рыбалка с отцом, дедом, дядей и братом. Сенокос. Пруд. Мотоциклы. Именно там я раз и навсегда влюбился в мотоциклы. Ночь, трасса, скорость. Ветер выжимает слезы из глаз, пятно фары на белом асфальте жадно поглощает километры дороги. Девушка на заднем сиденье прижимается к тебе всем телом, и от этого хочется еще больше довернуть ручку газа, выжать её до упора, взлететь над дорогой! Ночь...

         
         Нельзя не отметить важное достоинство авторского письма - безупречную орфографию и пунктуацию. Это редкость в наше время.          
         Но вернусь к недостаткам.
         Вы не отметили, Егор, приверженность (видимо, пока ещё неосознанную и не ставшую привычкой) автора к сообщению общеизвестных истин (трюизмов). Фразами (и абзацами) вроде таких:
Юность, время открытий, познания, становления, формирования.

Со стороны, наверное, мы выглядели смешно, но начинаешь понимать это много позже, только успев многое повидать и испытать в жизни…

Ты всегда считала меня абсолютно неромантичным человеком, прагматиком... [...] А ведь это была только защитная реакция

Человеческая, особенно детская, память - очень избирательна. Ярче всего запоминаются хорошие моменты, приятные впечатления, радостные события.

Искать пробелы в воспитании - задача для психолога

Мечты - опасная вещь. Никогда не знаешь, как далеко они тебя унесут.

не стоит переуснащать текст.
        Читатель о существовании этих истин был осведомлён и до того, как эти факты привлекли внимание повествователя. Впрочем, иногда (кажется, единственный раз) автор открыто признаётся, что сообщает нечто уже известное:
Не помню, кто это сказал: счастье в неведении.


         Анализируя структуру фразы «Она появилась в моей жизни ураганом, вихрем, торнадо!», Вы не указали автору, что тавтологии, а также близкие по смыслу перечисления нередки в его произведении:
      хорошие моменты, приятные впечатления, радостные события
      романы и романчики, увлечения и интрижки
      были еще, по сути, детьми, со своей детской наивностью, детскими огорчениями и детскими радостями, детскими попытками казаться взрослыми...
      этап отрицания, время несбывшейся мечты, время разбитых надежд.
и т.д.
     
         Вообще, текст не только неровен по силе эмоционального воздействия, но и стилистически неоднороден (а возможно именно поэтому и вызывает разную степень доверия к искренности автора). Смешение лексики жаргонной ("медляк", "универ", "соплюшка", "перваки"), с канцеляризмами, официально-деловой ("расставляла приоритеты"), научной лексикой ("защитные механизмы памяти", "трудные недели адаптации") производит впечатление случайности её использования. Иногда, впрочем, автору удаётся ситуативно оправдать обращение к тому или иному лексическому пласту:

          в свойственной ему грубовато-простецкой манере стал успокаивать: мол, забей...
          оказывала консультативную поддержку, можно сказать

         Есть у автора и явно неудачные выражения: осознавала свою сексуальность и харизму; апофеозом вечера стала и др.

         Не всегда благоприятное впечатление производят попытки автора внедрить в ткань рассказа образчики авторского юмора: Проклятое советское воспитание, облико морале! и др. Особенно странно это выглядит на фоне чеховских цитат (- Отчего вы всегда ходите в чёрном? - Это траур по моей жизни).
         
         Неудачной оказалась и попытка автора продемонстировать умение создавать запоминающиеся эротические сцены:
...мы лежали голые на полянке в парке, на берегу, на моей куртке, и её карие глаза закатывались в сладкой истоме, и она шептала мне своим хрипловатым голоском: «Ещё! Ещё! Давай!...»

         На те самые фильмы с "запретных видеокассет", о которых в начале рассказа упоминает автор (кстати, были ли в те времена видеокассеты и видеомагнитофоны в широком распространении? к временам, впрочем, я ещё вернусь), это не тянет. А если и тянет, то эффект скорее вызывает комический, нежели какой-либо иной.
         Опять-таки сцена эта выглядит стилистическим диссонансом с тем описанием, которое даёт автор ниже, и которое, на мой взгляд, удачно концентрирует в себе всю идейную подоплеку рассказа:  
Помнишь, как мы мечтали с тобой? Мы были молодыми, безденежными – и в то же время беззаботными и счастливыми… Мечтали о своем доме, даже рисовали его проекты. Мечтали о том, как вырастут и станут успешными наши дети, о путешествиях по всему миру, о ночной трассе, белой ленте асфальта в свете фары и километрах, бегущих под колеса мотоцикла...


         Есть и ещё ряд мест, которые безусловно нуждаются либо в исправлении, либо в уточнении фактической стороны. Нужно точнее определить возраст героя. По тексту выходит, что он примерно 1972-1974 годов рождения. Следственно, к моменту окончания рассказа ему немногим более сорока и потому предложение:
Знаешь, когда я понял, что старею? Нет, не когда выросли наши дети...
не очень верно. Детям героя на данный момент около двадцати и говорить о том, что они выросли - это не очень точно.
          Неудачно и употребление автором выражения "реальные пацаны" применительно к периоду его студенчества. В середине 90-х этого выражения ещё не было. Крутые - да, было, но нюансировка тут важна.

         Ну и, конечно, Егор, вступление Вашей рецензии
Итак, о чем это произведение («Исповедь», рассказ, автор Олег Синицкий), что в его основе? Да исповедь главного героя о том, как сладок первый невинный поцелуй с девушкой; о том, что Таня, та самая девчонка, ему «открыла целый мир».
совершенно неудачно.
         О чём рассказ, Вы так и не ответили. Разъясню: о кризисе среднего возраста.
         Что в его основе  - так и не растолковали. Объясняю: в его основе размышления героя о несовпадении идеальных представлений о мире (на примере отношений мужчины и женщины) с тем, каков этот мир на самом деле. Размышления подобного рода, конечно, не новы, но любой автор имеет на них право. Размышления эти у автора вышли не всегда стройными, не всегда понятными, зачастую граничащими с общими фразами о том, что "нет в жизни счастья", но, тем не менее, некоторые авторские наблюдения, полагаю, могут показаться читателю небезынтересными.
         Заканчиваю.
         Если речь заходит об оценке, то 6-7 баллов - вполне приемлемая оценка.
         Оценка автору, разумеется, а не рецензенту.

         Кстати, построение фразы о Варе-Варюшке у автора удачнее, нежели рекомендуемое рецензентом.

         Да, там ещё у Олега упоминается ипостась. И по-моему, даже дважды. Так вот, никаких ипостасей не надо. Без них - всегда и много лучше.

     14:24 28.09.2014 (1)
6
Вы не указали автору, что тавтологии, а также близкие по смыслу перечисления нередки в его произведении


Уже надоело господам критикам говорить одно и тоже. Я указал типичное на одном примере, а коли "типичное", стало быть, повторяется и не раз.

Подобной ерунды в Вашем комментарии сотни. Например...

Нет, не когда выросли наши дети...


Чтобы только нарвать неких отдельных фраз и на этой почве раздолбать рецензию, ума много не надо. Неприлично собственную неприязнь ко мне переносить на ни в чем неповинного автора. Или он, то есть автор прорецензированного произведения, не друг Вам и не входит в Ваш дружный клан? И этим вызван гнев?

Если так, то грош Вам цена. И Вашему негодованию.

В приведенной выше цитате речь идет об ощущения героя, его собственных, а не Ваших, Александр. Вы это прекрасно понимаете и все-таки упрекаете. Если для Вас, как для родителя,  лишь в пятьдесят дети становятся взрослыми, но у других иначе. В самом деле, глупо утверждать, что двадцатилетний парень все еще неповзрослевший ребенок. Это из области анекдотов.

Собственно, весь комментарий - это один большой анекдот.

Тут даже трудно с Вами спорить. Например, неужели Вам я должен разьяснять, что в рецензию не может войти весь текст произведения, что рецензия, повторюсь, лишь может отразить что-то характерное.

Наконец, последнее. Я терпим к любой критике, в том числе с уважением отношусь к Вашему мнению. Но я вынужден в сто первый раз Вам сказать: не лишайте меня права на собственное мнение и не навязывайте своего, тем более, что Вы - не тот "автор в авторитете", перед которым я преклоняюсь. Не претендуйте на ту роль, которая Вам не по плечу.

Повторял, повторяю и буду повторять: если мне понравилось произведение, то это еще не говорит о том, что оно должно непременно нравиться Вам и Вашему клану. Надоело писать банальности, но если Вы никак не можете взять в голову даже этого, придется еще раз сказать: сколько людей, столько и мнений и это замечательно; кому-то нравится, поп, кому-то попадья, а кому-то и попова дочька; на вкус и цвет - товарищей нет.

Усвойте, Александр, хотя бы  это.

Вы, Александр, меня пугаете. Какие-то с Вами нелады. Вы, незамечая того, начинаете заговариваться. Понимаете, о чем я?

Больше на Ваши бестактные выпады я реагировать не стану. Но напоследок скажу еще раз, также в сто первый раз: если Вы чувствуете в себе талант рецензента, то станьте им. И на другой же день, после получения Вами статуса рецензента на этом сайте, я добровольно сниму с себя, к великой радости, этот добровольно надетый мною хомут. Если же Вы не готовы жертвовать собой, своим временем, то не мешайте тем психам-одиночкам, которые, пусть малую толику, но несут пользу.

Болтунов на сайте предостаточно, а дело делать некому.

Простите за прямолинейность, но Вы уже допекли, к тому же Вы тактичного отношения не воспринимаете, думаете, что Ваш собеседник дурак конченый, поэтому над ним можно возвышаться скалой и давить своей призрачной мощью.

Откуда в Вас всё это? С чего взяли себе за правило, всех и каждого учить? Пишете Вы, да, прилично, но не более того. На сайте сотни других авторов, которым Вы и в подметки не годитесь.

Будьте здоровы, гражданин начальник!
     14:35 28.09.2014 (1)
3
Егор, не обижайтесь. И не бурчите. Выпадов у меня не бывает. Поелику выпадать нечему. Комментарий мой к Вашей рецензии - это не анекдот. Это рецензия.

По поводу факта моего отклика.
Вы неоднократно сетовали на то, что на Ваши рецензии мало откликов. Периодически я пытаюсь восполнять этот пробел. Вы редко бываете довольны этим. Но Вы же не незаслуженных похвал за каждую рецензию ждёте, верно? Вы же выше личных приязней и неприязней? Кстати, к Вам у меня - первая, а не вторая. А то, что критикую - так почему бы и нет?

А в кланах я не состою.

Насчёт мощи. Не думаю, что у меня какая-то там особенная мощь. Просто пишу, да и всё.
     14:41 28.09.2014 (1)
5
И не бурчите


Это Вы о себе, что ли?

Я в меру своих скромных способностей кое-что делаю. А Вы и к этому не готовы.
     14:48 28.09.2014
3
Егор, я уже устал говорить Вам, что тот гуж, за который Вы взялись, отнюдь не лёгок. Но не могу же я каждый раз делать Вам реверансы только на этом основании. Не раз и не два я уже говорил, что Вы делаете трудное дело. Но почему Вы полагаете, что всё выходящее из-под пера рецензента сплошь удачно и не подлежит критике? Этого же никто не обещал. Да и обещал бы кто - так не все обещания сбываются. Терпите. Зачем? Ну, не знаю... "Судьба такой" у Вас, видимо.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама