Есть старинная притча о жестокости. По сути, она является иллюстрацией бессмертной доктрины о гении и злодействе. Две вещи несовместные? Увы, бывает так, что очень совместные. При возведении Тадж-Махала, египетских пирамид и др. произведений искусства погибли сотни, тысячи людей, их имена никому не были известны и уже не будут, но плоды их трудов по-прежнему потрясают воображение.
Красота - это тот же гений, если брать в широком смысле. Как-то само собой подразумевается, что красивый внешне человек так же благороден и красив душой и не способен на жестокость, на достижение своей цели любыми средствами.
В связи с этим мне и вспомнилась старинная легенда, о которой я упомянула вначале. В каком-то древнегреческом городе жил художник Парасий. Уже много лет он носил титул "великого".Никто не мог победить его на конкурсах. Вот и на очередной конкурс он должен был выставить свою работу. Жил Парасий одиноко, у него не было никого из близких, кроме старого раба, вынянчившего его младенцем, и ходившим за ним до сих пор как нянька.
Заданием на конкурс было изобразить страдание. Все художники города закрылись в своих домах и работали. Парасий тоже не выходил из дома. Но дом его был известен, мимо него всегда толпилась стайка зевак, чтобы подсмотреть как работает живописец.Но это им не удавалось.
Однажды они услышали душераздирающие крики, доносившиеся из дома. Нарушив правила приличия, они вбежали во двор, и увидели ужасную картину. Около мраморной колонны, от крови ставшей красной, корчился в нечеловеческих муках старик раб. Он был привязан к колонне, а Парасий, что есть силы хлестал его кожаной плетью. Старик был весь залит кровью, уже хрипел. Когда зеваки с трудом вырвали плеть из рук художника, раб сполз по колонне и умер. В его открытых глазах застыло нечеловеческое страдание.
Парасий объяснил это тем, что раб провинился, и он был вправе наказать его. Но даже в жестоком рабовладельческом обществе, такое наказание для человека, вырастившего хозяина, было слишком суровым. Люди, покачав головами, разошлись.
Наступил день конкурса. На площади собрался народ. Художники один за другим представляли свои работы. Все ждали последнего конкурсанта - Парасия. Он сдернул покрывало со своего полотна и народ содрогнулся. На картине был изображен тот самый умирающий раб. Глаза его смотрели на толпу. Картина называлась "Страдание".
Люди зашумели и и в восторженных криках стали требовать, чтобы пальму первенства присудили Парасию навечно. И тут вперед выступили несколько человек - тех самых зевак-очевидцев страшного избиения. Они поведали народу о том, что предшествовало созданию шедевра. И люди, возможно впервые в истории города, не только не наградили Парасия, а просто изгнали его из города. Он убил человека исключительно ради тщеславия, чтобы стать Первым!
Это, конечно, только легенда. Но от этого она не теряет своей глубины. Никогда, нигде и не при каких обстоятельствах жестокость нельзя оправдать. Даже самая невинная цель перестает быть невинной, если прибегают к жестокости для ее достижения.
Вот и в миниатюре Татьяны Лаин, девушка, очарованная НЕЗЕМНОЙ КРАСОТОЙ Егора, совершенно искренне считает, что человек с внешностью Иисуса не способен на зло и жестокость. Что красота уже сама по себе подразумевает добро. Что ж, любовь не была бы любовью, если бы она не шла рука об руку с очарованностью.
Но тем лучше, что отрезвление произошло рано. Куда хуже было бы, если бы ей пришлось столкнуться с жестокостью избранника, когда они были бы уже вместе.
Егор, взахлеб рассказывавший про свою собаку, не испытывал к ней никаких чувств. Она была ему чем-то вроде кубка, трофея, каким хорошо хвастаться перед знакомыми. Мол, посмотрите, какая у меня умная собака, как много она умеет! Это я, Я, Я!!! ее такой воспитал!
Любовь - это когда не возвеличиваешь себя в любви, а просто любишь. А Егор... Вронский с лошадью Фру-Фру... Только в отличие от Вронского, у Егора вряд ли были светские манеры.
Благодарю вас, Татьяна, сердечно. Необыкновенно мудрая, емкая и страшная миниатюра. Прекрасен и лаконичен прием контраста (внешность Егора и его поступок.)
Что же до образа собаки, то это невероятно тяжко писать. Видишь это как будто наяву. Ее кротость, незлобивость, и бесконечное разочарование в любимом хозяине. И невольно присоединяешься к афоризму великой Раневской: "чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак".
Вот пес любит. Искренно любит своего изверга-хозяина. Поэтому даже в последний миг не кидается на него, а предпочитает утопиться.
И кто из них больше ЧЕЛОВЕК?..
Замечательны и строки Измалкина. Только ... мерзавцем стать невозможно. Мерзавец, если он есть, просто дремлет в душе человека, и когда, наступит ситуация на-излом, он непременно проснется.
А если мерзавца нет - то он никогда не проснется. Некому просыпаться...
| Помогли сайту Реклама Праздники |
И как же это верно: зачастую люди, только для того, чтобы КАЗАТЬСЯ благопристойными, в душе оказываются сущими подлецами.
Всё здесь хорошо: и сам рассказ, и рецензия на него. Тот случай, когда слова рецензента дополняют мысли автора рассказа.