Рецензия «ЗАКРЫТОЕ СЕРДЦЕ»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 18
Читатели: 609 +1
Дата:

ЗАКРЫТОЕ СЕРДЦЕ


"Вечер жизни приносит с собой лампу" (Жозеф Жубер)
"Довольствуйтесь тем, что имеете, радуйтесь тому, что происходит с вами. Когда вы поймёте, что не испытываете ни в чем недостатка, вся вселенная будет принадлежать вам" (Лао-Цзы)
"Все мы вышли из гоголевской "Шинели" (Эжен Вогюэ)




Евгения Евтушенко - врач-психиатр, доктор, врачующий человеческую душу, может быть, именно поэтому она в своих произведениях часто обращается к изучению внутреннего мира человека, его души.
Мы встречаемся с Макаром Ивановичем в знаменательный для него день - юбилей, шестидесятилетие.
Внешне благополучное существование, признание в научных кругах, хорошая семья, солидная внешность - это всего лишь оболочка, скрывающая "маленького человека", обремененного комплексами, тревожного, робкого.
И здесь напрашивается сравнение сразу с двумя персонажами классической прозы - Акакия Акакиевича Башмачкина из гоголевской "Шинели" и Беликова - "Человека в футляре" Чехова.
Хоть внешне Макар Иванович, в отличии от героев Гоголя и Чехова,  крупный мужчина,  его образ жизни - стёртость, бесцветность, боязливость. Он "словно черепаха старается спрятаться под панцирь". Макар Иванович  также, как и Башмачкин и Беликов страдает социофобией.
Остаётся лишь предполагать, что эта патология либо результат органических психических изменений, либо психотравмы в детстве, либо патогенных условий индивидуального развития и воспитания.
Казалось бы, Макара Ивановича можно пожалеть, но видя его отношение к жене, женщине, фактически вытащившей его из могилы, в которую он чуть было не попал из своей болезни, вызванной депрессией, связанной с переживаниями влюблённости в Ирину (как часто бывает душевный недуг влечёт за собой физический), мысли о сочувствии пропадают.
Галина, жена Макара Ивановича предстаёт женщиной невзрачной, неприметной, но почему-то коллеги её любят, а над Макаром Ивановичем посмеиваются, относятся недоброжелательно, хоть и уважают.
Наверное, дело в том, что Галина, в отличии от Макара Ивановича обладает добротой, сострадательностью к людям.
Ведь и Макара она полюбила, испытывая жалость к нему. Ведь на Руси всегда считалось жалеть - значит любить. Галина фактически жертвует собой, своей личностью, своей карьерой ради любви и служения Макару - блестящему учёному.
Заключённый в своей скорлупе, аутист, поглощённый только лишь наукой, Макар Иванович не замечает человеческих радостей из которых состоит жизнь, даже сын его "вырос как-то незаметно". Лишь увлечение искусством - литературой, живописью и музыкой помогают увидеть в личности Макара Ивановича человеческие черты.
Жизнь даёт Макару Ивановичу второй шанс - он встречает Ирину, свою первую любовь. И кто знает, может быть что-то изменилось, если бы он преодолел свою робость и подошёл к ней? Но этого не случается... Жизнь снаружи блестящая, а внутри несчастливая катится по наезженной колее.
Если следовать полюбившемуся Макару Ивановичу высказыванию  «четырехугольная  фигура устойчива при  наличии четырех опор», то гармонически развитая личность стоит на четырёх опорах: интеллекте, нравственности, духовной силе и уме.
Интеллект и ум несомненно присутствуют в герое рассказа, но нравственность и духовная сила, явно находятся в зачаточном состоянии. Нет гармонии с самим собой, со своими мыслями и телом, окружающими людьми и всем миром. Тело, душа и разум находятся в разладе. Как ему помочь? Никак, если он сам не переосмыслит своё отношение к жизни, но вряд ли это случится, так как он, скорее всего, никогда не признается ни себе, ни другим, что самосовершенствуясь всю жизнь, изучая биографии великих людей, психологию, он упустил главное - милосердие, доброту, любовь к ближним, душевную щедрость. Упоминание высказывания Бердяева: "У России бабский характер",  невольно наводит на размышления, что пытаясь стать более мужественным, Макар Иванович убил в себе все эти качества, присущие в большей степени женщинам, но необходимые и мужчинам, и, в конечном итоге, потерял больше, чем нашёл.
История, рассказанная Евгенией Евтушенко, заставляет читателя задуматься и о себе, и, может быть о своём собственном личностном развитии - не материальной стороны человеческого бытия, а духовном - понимании себя, своей природы, начать интересоваться собой, тем, что у него уже есть, не пытаться стать кем-то иным. Принять самого себя.

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
     13:20 24.11.2015 (1)
Наталья!
Спасибо за глубокое проникновение в суть рассказа.
Блестящий ученый  в день своего шестидесятилетия бросается в картинную галерею.  Ему так захотелось красоты.  Неожиданно  встречает  свою первую любовь. И понимает,что ,не смотря на  знание себя и  шлифовку  своего характера, остался прежним. Боязливым.  С прежними комплексами.  Жалким,  не способным на поступок.
  Герой умен, целеустремлен, но лишил себя  человеческих радостей, любви,  отцовских чувств,  друзей,  коллег. Отгородился от жизни,  спрятался в скорлупу.  
Ради честолюбивой и рациональной  цели. Жил  в себе  и   для себя.
 Его не любят. Он одинок.
     13:35 24.11.2015 (1)
И показательно, что он останавливается именно возле картины Крамского "Неизвестная". Люблю эту картину. Загадочная, волшебная. И у женщины (дочери Крамского), с которой она написана ужасно трагическая судьба...
     14:47 24.11.2015 (1)
Да,ученые докопались и существует версия,   что  "Неизвестная"  - портрет Е. Долгорукой,   которую якобы страстно  и много лет любил  император  Александр второй. От него у нее трое детей.  Она претендовала на престол.
Дождавшись смерти жены,император венчался на ней
Но...за несколько дней до коронации, император был уби
А Долгорукую с детьми сослали  за границу.

Существует и мнение,что картина- носит мистический характер.   Бытовало мнение,что  портреты красавиц "способны высасыавать силы" из людей. Якобы остерегаясь этого, Третьяков отказался приобрести ее в  "Третьяковку". От первого человека,приобретшего ее,ушла жена.у второго-сгорел дом,  два сына   Крамского-вскоре умерли!. И  за границей, говорят,   картина оставила свой печальный след.  Только по возвращению в Третьяковку, после революции,   заняв достойное место,она успокоилась.
Я люблю эту картину.
     20:54 24.11.2015
По некоторым сведениям, это портрет дочери Крамского - Софьи Юнкер-Крамской, репрессированной в 1930 году за "контрреволюционную пропаганду". http://nashenasledie.livejournal.com/2521784.html
Но может быть это и Е.Долгорукая, ответ, наверное, лишь Крамской знает...
     18:30 24.11.2015 (1)
Наталья. Искренне признательна вам за такую глубокую и грамотную рецензию. Хороший, достойный труд и внимательное прочтение литературного произведения.
Творчество Е.Евтушенко можно назвать жемчужными психологическими зарисовками. Почему жемчужными? Потому, что они мягкие по манере повествования, неспешные, без литературных изысков, именно повествовательные в классическом смысле этого слова. Но жемчуг - это тоже драгоценный камень, и матовый его свет  таит в себе глубину и благородство. Е.Евтушенко  рассказывает читателю историю из жизни и позволяет ему домыслить возможные варианты ее прочтения.
В данном случае Макар Иванович просто безнадежный эгоист, все и всех подчинивший служению себе. Наука для него тоже средство для самоутверждения.
Ну, а конец таких людей, увы, известен. Помните, в "Маленьком Принце", герой попадает на планету, где живет король. И тот требует от Принца поклоняться и восхищаться им.
"Я восхищаюсь, - пожал плечами Маленький Принц, - но тебе-то что от этого? " И покидает его. Король остается один
А зачем нужно восхищение, да и кто будет это делать, если ты один? Без свиты, без людей, даже король - всего лишь колосс на глиняных ногах.

Благодарю вас, Наталья. Достойный труд!!!
     20:45 24.11.2015 (1)
Спасибо большое, дорогая Ляман!
Я полностью с Вами согласна. Все рассказы Евгении Евтушенко очень интересные и полезные. Всегда с большим удовольствием их читаю.
     20:50 24.11.2015
Спасибо вам, Наталья! Действительно, очень глубокая, взвешенная, аргументированная рецензия.
И Евгении тоже огромное спасибо!
Реклама