Ценность прозы Евгении Евтушенко в том, что она всегда жизненная, основанная на наблюдениях автора, подкреплённая, к тому же, профессиональным опытом врача-психиатра. Ляман Багирова однажды сказала, что произведения Евгении Евтушенко можно сравнить с драгоценными жемчужинами, и я полностью с ней согласна. По индийской легенде - жемчуг это попавшая в раковину и застывшая в ней капля дождя. А Евгения Евтушенко бережно собирает капельки мгновений жизни и превращает их в настоящие жемчужины великолепной прозы.
Такой жемчужиной с полным правом можно назвать и рассказ "Мариенбадская элегия".
Сюжет истории не новый. Любовь молодых людей, оборвавшаяся на самой высокой ноте в силу жизненных обстоятельств и недальновидности, а может быть, в какой то мере, и жестокости, пожилых людей, в особенности, дедушки главного героя, который своим авторитарным воспитанием задавил в своём внуке способность самостоятельно мыслить, принимать решения и, в конечном итоге, отвечать за свои поступки.
Маша и Пауль встречаются на курорте в Чехии, в Мариенбаде. Маша - русская юная девушка, только что закончившая школу, а Пауль - немец, внешне вполне соответствующий представлениям об "истинном арийце", какими немцы всегда хотели изобразить себя - "высокий, спортивного сложения парень во светлыми вьющимися волосами." Их судьбы во многом схожи; их обоих воспитывали пожилые люди - Машу - бабушка, а Пауля - дед - "седой мужчина с военной выправкой". Уже по этой фразе можно представить себе, что дед Пауля - в прошлом офицер, скорее всего, несущий генетическую память о русских, как о врагах, и, соответственно, возможно, неосознанно противящийся отношениям своего внука с русской. Здесь уместно привести высказывание философа Н.А. Бердяева: "Другие народы немец никогда не ощущает братски, как равные перед Богом, с принятием их души, он всегда их ощущает, как беспорядок, хаос, тьму, и только самого себя ощущает немец, как единственный источник порядка, организованности и света, культуры для всех этих несчастных народов".
Маша готова к любви. Гормоны кипят, романтика обстановки, красивый юноша, к тому же вызывающий особый интерес тем, что он иностранец; все способствует этому:
"Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь". (А.С.Пушкин)
Вот тут то бы и надо бабушке Маши немного отвлечься от лечебных процедур, обратить внимание на свою внучку, и, хотя бы, объяснить ей правила пользования противозачаточными средствами. Но, к сожалению, она "дала Маше полную свободу".
Пауль, по всей видимости, парень не подлый, даёт Маше понять, что будущего у их отношений нет, но Маша, как истинно русская, романтическая девушка, знающая жизнь лишь по произведениям искусства, не улавливает эти маячки, которые посылает ей Пауль своими высказываниями. Такие, как его преданность деду, повторение его слов, которые он принимает на веру, без доли сомнения: "Только тот, кто может подчиняться может стать господином", любимая пословица, которую дед не устаёт повторять и которая "крепко засела в голове" молодого человека.
И Маша и Пауль не знали родительского воспитания, их воспитывали бабушка и дед, и это не могло не отразиться на психике обоих. Они оба созрели физически, но психологическая зрелость ещё не наступила.
Маша воплощает собой образ, присущий именно русской женщине: женственность, способность пожертвовать собой ради любви, любви безрассудной. К тому же отец не принимал участия в её воспитании, из чего можно сделать вывод, что она не имеет реалистичного представления о мужчинах. Пауль же получил совершенно иную модель воспитания: "Всегда и везде должен побеждать разум", это его жизненный принцип, которому его, опять же, научил дед.
Рассказ носит название "Мариенбадская элегия", в него вплетена история о любви семидесятичетырёхлетнего Гёте к шестнадцатилетней девушке Ульрике. Тем более, известно о предыдущем донжуанском списке Гёте, возможно, таком же объёмном, как и у нашего Пушкина. Рискую вызвать недовольство поклонников Гёте, но страсть старца к юной девушке я никак не могу назвать естественным чувством, и хочу свои слова подкрепить стихами великого русского поэта:
" Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая даёт
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мёртвый след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг".
" Но в возраст поздний и бесплодный, на повороте наших лет, печален страсти мёртвый след",- вот основная мысль. Всему своё время под небом: "Время собирать камни... время жить и время умирать"... Поэтому я не согласна, что "жаль, что у Гёте победил разум", и поддерживаю великого поэта в том, что он вовремя остановился.
Ситуация Маши и Пауля диаметрально противоположная - весна жизни, следовательно - пришло время любить. Как говорится: "сам бог велел"! И помехой в этом стал именно дедушка давший патологическое воспитание своему внуку. Забегая вперёд, хочу заметить, что дедушка неосознанно сломал жизни нескольких человек - своего внука, его возлюбленной - Маши, жены Пауля, его двоих детей и будущего ребёнка Маши - Павлика. Каждый из этих персонажей получит большую психологическую травму, и я сильно сомневаюсь, что они смогут когда-либо полностью восстановиться.
Итак, Маша и Пауль становятся близки, но юноша уезжает, а Маша оказывается беременной и перед ней встаёт выбор - оставить ребёнка, либо сделать аборт. И снова бабушка не принимает никакого участия в судьбе внучки. Видимо они не настолько близки, что Маша могла бы ей доверить свою тайну. Возможно, бабушка смогла бы отговорить Машу от опрометчивого поступка или, хотя бы поставить точку в данной проблеме, закрыть вопрос с Паулем раз и навсегда.
Если бы Маша доверяла бабушке настолько, что открылась перед ней, бабушка скорее всего, посоветовала бы ей написать Паулю, несмотря на то, что он попросил не писать ему первой. Здесь уже ситуация такая, что не до гордости. Надо было рассказать о своей беременности и спросить мнение будущего отца ребёнка. Тем более, он имеет полное право наравне с будущей матерью решать жить или не жить плоду их любви... я, конечно, оставляю за скобками религиозную составляющую этого вопроса. И почему-то, мне думается, точнее, я уверена, что если бы Маша рассказала о своей проблеме Паулю, тот, посоветовавшись с дедом, разумеется, принял решение, которое разрубило бы этот "Гордиев узел". Здесь требуется только одно, ответить "Да" или "Нет". "Да" - означает, что Пауль признаёт ребёнка, участвует в его воспитании морально и материально, "Нет" - аборт, за который несёт ответственность не только Маша, но и её партнёр, полное прекращение отношений, точка. Даже "Нет" было бы лучше и честнее, чем неопределённость, оставляющая у Маши иллюзии, что Пауль её любит. Таким образом, Машина проблема осталась не решена даже её абортом, поскольку травма полученная в юности мешает ей строить отношения с другим мужчиной и она подсознательно мечтает о встрече с Паулем.
Встреча всё-таки происходит через много лет. Пауль благополучно строит свою жизнь в соответствии с заповедями своего деда: "Всегда и везде должен побеждать только разум". Маша - с раненой душой - "у разбитого корыта", без семьи, детей. Кто же выиграл в этой игре? Конечно, Пауль. Ведь он не сомневается в правильности решения, принятого под давлением дедушки. Воспоминания о былой страсти толкают их в объятия друг друга. И хоть мы читаем: "Стали единым целым. Хотя бы на время. Но оказалось - на всю жизнь", ясно, что эта встреча - последняя. В этот раз Маша не сделает аборт, как тогда, в юности, сохранит ребёнка - Павлика. Но станет ли она счастливой? Остаётся большой вопрос.
Рассказ написан хорошим языком, читается легко, заставляет читателя задуматься о вопросах нравственности, о своём влиянии на судьбу других людей.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Во-вторых, позволю себе высказать несколько своих соображений по поводу рецензии.
Есть проза, будто написанная в манере живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке). Едва заметными, и в то же время четкими линиями, тончайшими касаниями кисти. Евгения Евтушенко словно очерчивает круг своего повествования, касается характеров героев мягко и бережно, никоим образом не навязывая автору своего авторского мнения, лишь повествуя, но при этом читатель угадывает и отношение автора к происходящему и сопереживание ему.
Мне кажется, Натальи Эстеван удалось проникнуть в самую суть рассказа - необходимостью судьбоносного выбора у героев. А выбор этот сделать людям, воспитанным в разных системах культурных ценностях - ой, как не просто.
Н.Эстеван удачно приводит фразу из рассказа: "Тот, кто умеет подчиняться - становится господином". Так воспитан дед главного героя, так он воспитывает своего внука - несокрушимой скалой, о которую могут разбиться многие пылкие сердца, но которая при этом остается непоколебимой.
Но в том-то и дело, что это кредо - и сила и слабость одновременно. Сколько из истории нам известно примеров, когда разрушались целые империи со стройной системой управления, в которых царил идеальный порядок управления и подчинения. Помните, фразу Джонатана Смолла из "Сокровища Агры": "Почему ты не выбросил драгоценности в ларце? Так гораздо удобнее. - Нет! Удобнее спрятать - удобнее найти" - отвечает преступник.
Вот! Это очень важно. Любая четкая доктрина подчинения/управления ломается или выходит из строя, столкнувшись с чем-то стихийным, что сильнее ее.
Просто людям, воспитанным в системе сопротивляться чувству гораздо сложнее и мучительнее, чем людям внутренне свободным. И через эти страдания пришлось пройти героям рассказа Е.Евтушенко.
Отдельно хочу сказать о тонко вплетенной в рассказ истории любви великого веймарского старца к юной Ульрике Левецов.
Я не буду говорить об этической стороне этого так и несостоявшегося союза. Мне кажется, каждый вправе относиться к этому явлению по-своему. Но именно Ульрике Гете посвятил бессмертную "Мариенбадскую элегию", предварив ее горьким эпиграфом из Торквато Тассо: "Там, где немеет в муках человек, Мне дал господь поведать, как я стражду"
И Ульрика так и не вышла замуж, осталась верна памяти Гете.
Спасибо Вам огромное, Наталья, за такую вдумчивую рецензию на замечательный рассказ.