Рецензия Кузнечик дорогой на рассказ Ляман Багировой
Раздел: Рецензии
Автор: Татьяна Гурская
Рецензия на: Кузнечик дорогой
Баллы: 14
Читатели: 206
Внесено на сайт: 17.09.2016

Рецензия Кузнечик дорогой на рассказ Ляман Багировой

 
 
             Во всех отношениях замечательный рассказ Ляман Багировой «Кузнечик дорогой» повествует о судьбах одной женщины и  одного мужчины – Вилены и Дарова, которые встретились , однажды, и разошлись. А мало ли таких случаев в жизни мы с вами знаем? Но. в рассказе есть нечто , заставляющее усомниться в простоте истории, потому, что слишком непроста героиня рассказа.
             Автору  удалось создать образ женщины, на которую многие наши современницы хотели бы походить. Она самодостаточная, умная, очень привлекательная, с шармом и ореолом некоторой тайны, при этом, легко живёт, не будучи никому и ничем обязанной. От цветка к цветку - настоящая стрекоза или кузнечик. «Что же плохого в этом образе?» - подумают они, дочитав рассказ до конца, - «мало ли людей мы встречаем  на своём жизненном пути, нужно ли помнить о них и задумываться о следе, который мы оставили в их судьбах. Закрыл одну дверь, открыл другую».
                Вилена – человек абсолютно уверенный в себе, настолько, что ей не нужно прилагать усилий, чтобы быть замеченной, достаточно небольшого штришка в поведении или поступке, чтобы все поняли – кто хозяйка положения. Она понимала, чем можно взять интеллектуала и красавца Дарова (даром взяла, без усилий). Позже, также легко, обрела статус замужней женщины, когда захотела, стала матерью. Она удивительно цельная натура. Ничто н никто не может вывести  Вилену из  душевного согласия с самой собой,  Её  внутренний мир цепок и холоден, не уступая ни в чём миру окружающему. Напротив, окружающий мир  и люди в нём должны подстраиваться под  потребности и желания Вилены и быть благодарными за её снисхождение. Она могла бы стать актрисой, преподавателем, да кем угодно, но везде существует конкуренция и нужно каждый день доказывать, что ты чем-то  лучше других.  Зачем? Она самая лучшая, все  усвоили это , видимо со времён ученичества, и слава идёт впереди девушки. Возможно, её поведение заслуживает уважения потому, что предоставляет возможность  толкаться локтями и идти по головам другим? Она выше этой возни.
              Каковы же цели нашей героини? Они просты. Помните меткую характеристику, данную   Вилем Липатова в повести « И это всё о нём» одной героине « она пасётся». Наш очень дорогой кузнечик тоже пасётся, употребляя  только достойное и полезное на наших общественных  полях. И ничего взамен. Никому и ничем кузнечик не обязан. Стихотворение, которое читает на экзамене Вилена, автор настолько точно ввёл в  канву рассказа, что оно стало ключом к пониманию всей  истории.
«Что видишь, всё твоё; везде в своём дому;
Не просишь ни о чём, не должен никому».
              А  каково  место Дарова в рассказе? Этот персонаж появляется на экзамене, где был  восхищён неординарным выбором своей студентки, Вилена нашла средство удовлетворения амбиций – лучшего из окружающих её мужчин. Казалось бы, взрослый мужчина, а в цепкие лапки кузнечика угодил. Он переносит и личные и литературные представления о женском идеале  на дорогого кузнечика и  впускает его в своё  сознание. А тот превращается в холодного  расчётливого и безжалостного  монстра, разлучившего мужа с женой, отца с детьми, и убившего  самого Дарова. Самый страшный эпизод  рассказа –« лёгкое» расставание любовников. А Даров – то был и умён, и красив, и уважаем, и любим, и  семьянин.  Всё у него было  по-людски, пока не появился кузнечик
          Не будем ужасаться страшной  монстром,  Вилена – тип современной европейской женщины – свободной, лишённой комплексов.  Во главу  всего поставлено её право - потреблять без ограничений, в том числе, и нравственных. Никаких семейных ценностей ей не привито. (родители разведены, живёт у двоюродной тёти, потом с Даровым, который  оказался «не в счёт». У неё нет привычки - любить родных и близких, дружить Люди существуют для  такой женщины, как средство достижения желаемого,  от них, после истечения срока годности , можно избавиться, как от старой кофемолки.
             Автору рассказа Виленя представляется чужеродным элементом в нашей жизни, так как сам  автор живет в иной системе ценностей, где семейные отношения любви, тепла, ответственности крепки.
              Но идеологи общества потребления уверены, что индивиды, наделённые свободой воли, должны выбирать не только  материальные ценности, но и духовные, либо отказаться от них.
               На мой взгляд, автор  подводит нас к пониманию – духовного кризиса, переживаемого обществом: выхолащиваются и вытесняются мужские и женские сущности человека, и эти процессы протекают на наших глазах, мы сами , порой, чем-то походим на героев рассказа.
               Завершая повествование, автор, негативно воспринимающий подобное отношение к жизни, констатирует: «Таков удел».  Удел, или доля  не случайно употребляется и в значении судьбы, и в значении части чего-то. потому, что  судьба каждого человека – доля общей судьбы народа , общества.
 
 
 

Оценка произведения: 10


Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
АСИ      21:23 19.09.2016
Вы обе, девочки, умницы!
Ляман Багирова      10:19 17.09.2016 (1)
1
Татьянушка...
Нет слов.
Свои впечатления напишу позже, немного переведу дух!
СПАСИБО!!!

Вот, я уже немного освободилась, дорогая Татьяна.
В первую очередь, сердечно благодарю вас за такую прочувствованную и продуманную рецензию.
Вы все правильно подметили о характере героев.
Образы эти сборные. Но источником к их созданию послужили реальные люди и истории их жизни.
Вы недаром подметили связь между характером героини и ее любимым стихотворением.
Вилена - умна, расчетлива, образованна и красива. Она знает чего хочет и добивается этого легко.
Но когда ей прискучивает то, чего она добилась, она переступает и идет дальше. Как кузнечик перескакивает
Это цельный характер. 
Да, ей не нужны люди как таковые. Нужны трамплины. И нужно ощущение - "у меня не то, что хуже, а гораздо лучше, чм у других."
По большому счету, ей вряд ли нужны и дети. Она не из тех матерей, которые растворяются в детях. Но зато она вечно будет молодой, (позже - моложавой!)  и прекрасной в их памяти.
Но ей нужен и важен статус! Статус решает многое! Он поднимает самооценку.
Вы скажете - куда еще поднимать? И без того самооценка зашкаливает.
О, нет! Татьянушка, нет!
Она дочь людей, каждый из которых создал уже свои новые семьи. Ребенок пережил и развод родителей и ощущение, что она уже не главная и не важная ни в жизни отца, ни в жизни матери.
Это травма, Татьяна.
И эту травму, Вилена несет с собой по жизни. И пытается обороняться как может.
Есть хорошее изречение: Раб, освободившись от рабства, сам станет давить.
Вот и с Виленой то же. Она выковала свой характер, выковала себя, но оковы эти давят и других и ее саму тоже.
Просто она уже настолько привыкла к ним, что не замечает этого.
И идет по людям.
Такие люди не редкость, Татьяна.
Я собственными ушами слышала, как одна знакомая молодая дама, с горящими глазами говорила: "Как же чертовски приятно, когда из-за тебя дерутся мужчины, и не просто так, а по настоящему, в кровь, до увечий, насмерть!"
Вы скажете - женщина, тем более сама мать такого не может сказать!
Может, еще как может!
И эта же женщина потом с легкостью разбила не одну семью, просто так идя по жизни.
Когда ей говорили об этом, она пожимала плечами и отвечала: "Ну, я такая! Убивать будете? Сядете!"
Спрашиали, ачем ты это делаешь?
Ответ - а адреналин, а жар в крови, а интерес?!
Вы скажете - Стерва.
Я - тоже.
Но вы бы видели - как к этой стерве липли мужчины!
И отвечали, когда им пеняли за это: "Она заводит. Засватанная невеста всем нужна!"
Вот, Таня. Инстинкт охотника. Азарт.
И у Дарова он проснулся. Дремал видимо в подсознании, с тех пор как его пещерный предок гонялся за мамонтом.
Но первобытный охотник поймал мамонта, разделал его и съел. И гоняется за новым!
А женщина - это добыча, но все же не мамонт. Ее не съешь. Но можно сделать ее домашним мамонтом, нечто вроде трофея. Ужемое, уже гоняться не надо.
Вот и Даров думал, что Вилена - его мамонт, его трофей.
А это кузнечик, которого надо все время ловить, то есть быть в тонусе.
Или кузнечика надо прикнопить к картону.
Но тогда он Дарову не нужен.
Нужен живой и теплый кузнечик. Но такой будет скакать. Даров не учел этого
Даров беззаветно любя и потеряв голову от любви, потерял ощущение реальности. Ему казалось, что совершив во имя любви подвиг - ушел от жены, нанес травму любимой дочери, купил квартиру для себя и кузнечика, перенеся осуждение на работе, то есть пройдя сквозь огонь и воду - заслужил любовь и счастье в гнездышке с кузнечиком.
И позволил себе расслабиться.
Но только любовь может принять человека и в нарядном костюме и толстых носках с тапочками, может принять импозантного, и толстого, красивого и обрюзгшего, с запором, с астмой, с насморком, читающего стихи и ворчащего на кота.
То есть любовь - это родность! Даров подсознательно (да и каждый человек на его месте тоже!) надеется на это
А это чувство - родность чуждо Вилене. Она действительно все правильно понимает про себя. Ей нужен стервятник, ибо ее мясо под силу не каждому.
И все же, Татьяна, каждый получает по заслугам. За все в жизнинадо платить. Даров был счастлив с Виленой. Ему казалось, что она его любит. Или он верил в то, что ему кажется. Но тем неменее, он был счастлив и заплатил.
Заплатила и Вилена. Своей замороженностью.Правда, ее это мало угнетает. Слишком сильна броня, которую она себе выковала.
И вот, Таня, очень важная деталь, которую вы подметили.
Вы сказали, что Вилена - это типичный образ современной европейской женщины. "Что видишь - все твое. Не должен никому".
Это полюс, Таня. Вилена - полюс отторжения. 
Но я вам теперь скажу, как человек, живущий на Востоке.
У нас психология совершенно иная. 
Недаром я привела пример с выражением "кипит-растворяется"
Это тоже полюс, Таня.
И страшный полюс, поверьте мне!
То есть от человека как бы внутренне ничего не остается. Он полностью растворяется в других. В заботах и переживаниях о детях, близких, знакомых.
Более того, эта модель поведения считается самой правильной.
Мо, хороший человек -не для себя живет, о других думает.
Ну, а то, что человек ( а женщина - тем более!) практически себе не принадлежит, она как бы вся на виду (детство - она должна думать как родители, потом  как муж, потом -жить интересами детей, близких, родственников, стряпать, принимать гостей, потом - нянчить внуков. Любое отступление от этого правила - осуждается обществом-, мол, живет как хочет, только своими интересами)
Так жить очень тяжело, Таня.
Это тоже полюс.

Человек как бы ни на минуту не может остаться наедине с собой, своими мыслями. 
В общем, полюса -это всегда плохо.
Что хорошо? Не знаю.
Наверно, просто человечность и все же умение сохранить себя.
Есть хорошее средневековое выражение: "Не будь слишком суровым - от тебя отшатнутся. Не будь - слишком добрым - тебя растопчут"
Это то, о чем я говорю.
И напоследок. 
Вы, наверно, заметили, что в рассказе есть небольшая несостыковка.
Весь рассказ ведется от первого лица. а сцена расставания любовников - как бы от третьего.
В рассказе эта сцена-клин отделена отточиями.
Это сделано специально.
Мне хотелось подчеркнуть этим приемом неровность характера героини. Да, неровность, при всей его цельности.
Вот захотела - и сделала так. А захочет - сделает - этак!
Как кузнечик прыгает из ритма в ритм.
И как в музыке (особенно Шостаковича, Прокофьева)  меняются порой темы - от медленной части, до быстрой, меняются ритмы, но при этом произведение - одно целое, так и в этом рассказе.
Спасибо вам, Танечка.
Огромную работу вы сделали!
Татьяна Гурская      21:42 17.09.2016 (1)
Ляман, дорогая, спасибо за прекрасный отзыв В том- то и ценность художественного произведения, что оно может быть прочитано по-разному и понято тоже Как два режиссёра снимают по одному сценарию  два разных фильма, так и у нас Я не особенно занималась расшифровкой образа Дарова, потому, что не он там главный, но он пал жертвой. Вы жалеете Вилену, не получившую семейного воспитания, мне тоже её жаль. Я отметила это, но как сторонний наблюдатель, а Вы "мама" своим героям. Ваша оценка особенностей жизни в традиционном обществе мне понятна. Я родилась на Кавказе продолжительное время жила там (Чечня,Дагестан). Это совсем другой быт. В традиционном обществе человек действительно растворён в нём. Понятие доли родилось именно в нём, когда родовая  община была всем, в то время один человек просто бы не выжил. В традиционных обществах обществах традиция законсервирована религией. Я не знаю хорошо это , или плохо. В некоторых случаях происходит симбиоз: одновременно существуют городская(европейская жизнь) и  традиционная сельская
Случаются ли в тадиционном обществе барышни подобные Вилене? Наверно, но, в силу характера только. не выживет, сбежит, или погибнет. не знаю, что лучше. Это индивидуально Образованному человеку там невозможно выжить, необразованному - лучше поддерживающая его община.
Хорошо, что у нас есть возможность поговорить об этом. Спасибо, Ляман. Я всегда рада Вам.
Ляман Багирова      22:07 17.09.2016
Спасибо вам, Татьяна!
Да, вы правы о говоря о том, что образованному человеку трудно выжить в традиционном обществе...
Очень трудно...
Очень...
Спасибо вам.
Татьяна Лаин      20:49 17.09.2016
Отличная рецензия и удивительный, пылкий отзыв автора прекрасной работы, потрясающие  и радующие своей литературной красотой, восхищают. Спасибо Танечке за анализ  чудесной работы Ляман, спасибо Ляман за ее волшебный дар, дар мастера слова.
Ohmygod      09:42 17.09.2016 (1)
Эх, не умею я писать рецензии... Медведь на мозги наступил.)))
А некоторым дано...
Татьяна Гурская      09:55 17.09.2016
1
Спасибо, Юра!
Книга автора
Совсем не женская история 
 Автор: Магдалина Гросс
Публикация
Издательство «Онтопринт»