[
http://fabulae.ru/poems_b.php?id=141949
"….приди и вселися в ны…"
(из молитвы Святому Духу)
Несколько странный эпиграф я подобрала для рецензии на стихотворение Валерия Цыбуленко, может вам показаться, хотя и название стихотворения также выглядит необычно …с тех пор… Безусловно, что стихотворение - философские размышления автора о сущности литературного творческого процесса. Стихотворение наполовину состоит из вопросов, которые мы с вами не раз могли задать себе.
Автор обрушивает их на нас с самого начала стихотворения:
«Что значит творческая жизнь?
Эксцессы или норма?
Души болезненный каприз?
Боренье с мыслеформой?»
И в них же предлагает ответы с вариантами выбора.
Это первая группа философских вопросов, на которые мне предстоит ответить в данной рецензии.
Творческая жизнь – нормальное состояние каждого здорового человека, потому что это свойство задано нам с рождения и обусловлено уже тем, что, будучи созданными по образу и подобию Творца, мы не можем быть иными.
В творчестве мы реализуем важнейшую из духовных потребностей человека – познавательную, но познание происходит через художественные образы, создаваемые авторами. Это не менее сложно, чем придумать совершенно новую машину, создать образ, до тебя никем не созданный, вызывающий у читателя удивление и восхищение. Конечно, это норма, но и эксцесс одновременно, так как уникальность нашего произведения – это эксцесс - крайнее проявление творчества, способное вызвать у читателя и восторг, и неприятие.
«Души болезненный каприз» - предлагает нам автор одну из характеристик состояния поэта в минуты творчества. Действительно, что происходит с нами в это время? Смятение чувств, томление, странное беспокойство и озарение. Это ничто иное, как вхождение в нас Святого Духа. Не спешите отвергать, сказанного мною, если у вас атеистические убеждения, так как это не отменяет истины. Святой Дух входит в души верующих и атеистов, праведников и грешников. Внедрение инородного тела в организм человека всегда вызывает болезненные ощущения, например заноза. А здесь в нашу душу вторгается Дух Святой, чтобы очистить её и дать толчок творчеству,
который мы называем вдохновением. И когда всё получается, нас охватывает чувство радости. Откуда оно взялось? Так, что мой эпиграф вполне отражает сущность процесса творчества.
Далее автор предлагает «Боренье с мыслеформой.» Вначале мне показалось странным, почему автор борется с тем, что сам и создаёт? Но и это становится ясным, если вспомнить о муках творчества. Мыслеформа – мысль материализовавшаяся в сгусток энергии, которая должна достичь своей цели, читателя. Наша мысль ценна, важна, но не хочет облечения, сопротивляется, и это явление мы называем муками, в которых рождается произведение.
Автор свидетельствует и о том, что творческий процесс не оставляет его ни днём, ни ночью, ни тогда, когда он занят другими делами
«Ночей и дней круговорот
без права на молчанье?
Среди житейских несвобод
дискуссия с печалью»
Здесь, скорее всего, наше внимание привлечёт фраза «без права на молчание?» Она также содержит вопрос. Молчать, значит остановить творческий процесс, идущий в нас объективно и постоянно. Он составная часть нашего сознания, но опережает его, указывая на необходимость движения. Перестать быть творцом для автора невозможно, так как, утратив радость творчества, человек утрачивает радость бытия, и жизнь становится бессмысленной.
Глубоко, на дно сосуда спрятал автор ключевые слова, открывающие исток и содержание творческого процесса
«Бессонный поиск нужных слов,
С преданьем их огранке»
«Где встретил первую любовь
…с тех пор влача поныне» Любовь к женщине ли, к литературе, вообще к жизни – главный импульс творчества. Практически заключительные слова стихотворения автор вывел в заглавие стиха. Случайно ли это? Конечно, нет. И о тонкой, ювелирной работе, требующей напряжённого поиска и труда тоже. Потому что никакое творческое озарение не даёт нам права разбрасывать бесценные творениями Духа, не придав им блеска драгоценных камней.
Желаю автору и всем читателям творческих удач.
| Помогли сайту Реклама Праздники |