Рецензия на стихотворение Палатамерве "Чужие люди"Под впечатлением от необычного творчества Палатамерве я пишу уже третью рецензию. По существу все его образные стихи глубоко драматичны и философичны. Каждое стихотворение – пьеса. Она выстроена по схеме, а личности литературных героев скрыты масками, под которыми едва угадываются их характеры.
Настроение, состояние, которое автор "нагнетает", в основных чертах понятно, но выражено довольно сумбурно, лишено чётких очертаний, что поначалу озадачивает и отпугивает. Однако энергетика стихов, достаточно сильная, заставляет остановиться, оглянуться, задуматься.
Если подобная реакция возникает у значительного количества читателей, то поэт достиг своих целей, если нет – то оглянуться и осознать свои возможности остается самому поэту.
«Чужие люди» – очередное произведение Палатамерве. Оно состоит из четырех частей. Рассмотрим их последовательно.
Первая часть (вступительная)
Все координаты спутав
в раме картинной старой,
клином застыла будто
птиц перелётных стая.
Холод собачий, лютый
рёбра стальные вставил.
Стали чужими люди,
будто их и не стало.
Вечными стали спины
в дождь
от дождя бегущих.
Чай уже час как стынет:
горче на вкус и гуще.
Глуше!
Притихли стоны,
плач и пощёчин сдачи.
И нечего не стоит. (ничего?)
И нечего не значит. (ничего?)
Этими лиричными строчками автор описывает картину поздней осени, будто вставленную в раму. В то же время он раскрывает и свое отношение к ней, рассуждая о том, что холод и дождь изменяют очертания людей, видны только их темные силуэты, похожие на тени, бегущие от дождя, спеша укрыться в своих норах… Но так происходит и при разрыве отношений, когда люди внезапно становятся чужими и разбегаются в разные стороны. Самое страшное при этом, что память вновь и вновь будет возвращать их к пережитому прошлому. И похоронить ее в себе нельзя. Ибо, вычеркивая человека из жизни, мы отбрасываем и часть своей жизни.
Вторая часть (развитие сюжета)
("Верен, любим и дорог" -
трижды солгав уснула.)
Автор обнажает мысли некоей лирической героини, осторожно вводя ее в описываемую картину.
Тени по коридорам
в пропасть толкали стулья
- вешались.
Звали тени.
Тени, таились сколько?!
Тени врастали в стены.
Тени сбивали с толку.
Тени расстались с нами.
Тени растают просто.
Тени те станут снами
всех пропотевших простынь.
А здесь авторские рассуждения переходят в мистическую плоскость, представляя, как тени расставшихся, уже чужих людей продолжают жить. Следует замечательное резюме: «Тени те станут снами всех пропотевших простынь…». Очень точно, ибо именно ночами, в полном одиночестве и наедине с собой происходит процесс осмысления случившегося, приходят сомнения: «А можно ли было избежать разрыва?».
И в измерение чуждом,
в странных туманных странах,
может, каким-то чудом,
тени те нами станут,
и двойниками прежних
будут доколе будут. (нужна зпт перед словом "доколе")
Будут провалом, брешью, (здесь вторая зпт не нужна)
в строгой фаланге судеб (точка!)
А здесь рассуждения автора углубляются и переходят в несколько иную, философскую плоскость, как бы предупреждая нас, что тени – это другая, тёмная сторона наших судеб.
Третья часть (кульминация)
("Дорог, любим и верен" -
произнесла устало.)
Ложь разошлась по венам,
слаще всех истин стала.
Ложь торжеством поила,
правды распутав пряди.
Ложь та была повинна
в недопустимой правде.
Сестра: седые свахи (Сёстры!)
ложь предавали сплетням.
Ложь та взошла на плаху
правдой
самой последней.
Потрясающе сказано! Так вот что происходит с нами, когда нам очень хочется верить в то, что не является истиной. А ведь такое сплошь и рядом. Вспомним знаменитое пушкинское : "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад", или его же; "Любовь, это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле".
И всё же остаётся вопрос: если ложь взошла на плаху последней правдой, то ложью ли она была?
Четвертая часть (эпилог)
Мёртвая и пустая
комната стала склепом.
В раме картинной старой
клином застыло… слепну.
Холод собачий, лютый,
ребра стальные вставил.
Стали чужими люди,
будто их и не стало.
Теперь эпилог становится более ясным. Оказывается, страшен не столько осенний холод, а холод, который в наших душах, когда все вокруг кажется мертвым, а люди, которые, когда-то были родными, живут как застывшие, ибо душевный холод вставил им стальные ребра. А если это так, то люди ли они теперь? Будто их и не стало!
Но завершить это небольшое исследование всё-таки хочется на более мажорной ноте.
«Разлука — вот какая штука:
не ожидая ничего,
мы вздрагиваем не от стука,
а от надежды на него»
Булат Окуджава
"Какая бесконечная прелесть в словах: "Помяни... того, кто, уходя, унес свой черный посох и оставил тебе эти золотистые листья". Разве не вся мудрость в этом: уносить черное и оставлять золотое? И никто этого не понимает, и все, знающие, забывают это!"
Марина Цветаева
И, конечно, нельзя не привести в заключении стихи Максимилиана Волошина:
Обманите меня... но совсем, навсегда...
Чтоб не думать, зачем, чтоб не помнить, когда.
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум...
И не знать, кто пришёл, кто глаза завязал,
Кто ведёт лабиринтом неведомых зал,
Чьё дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке...
А очнувшись, увидеть лишь ночь да туман...
Обманите и сами поверьте в обман. Оценка произведения: 10 |
Правда, автор не идёт на исправления. Похоже, что считает себя правым. Хотя меня тоже смущает слово "сестра". Но в некоторых регионах, возможно, существует такая манера произношения. И после слова сестра двоеточие. Возможно, это прямая речь - и об этом говорит сестра. А он продолжает верить.
Вот здесь будут доколе будут тоже сомневаюсь...Стоит точка. Т.е. - будут пока (до определённой поры) будут - я так понимаю смысл. Если бы был вопрос - тогда запятая необходима. Но я не дока...
А так - рецензия сама по себе тоже отдельное произведение, заслуживающее оценки 10. Над такой потрудиться надо...