Рецензия на стихи автора "палач" "Формула бессмертия"Стихи автора "палач" почти всегда содержат философский подтекст, понять который с первого прочтения непросто. Чувствуется, что он выбирает ту или иную тему, соизмеряя с ней свои возможности, углубленно погружаясь в исходный материал и стремясь реализовать свой талант полностью. Автор тяготеет к сложным темам о борьбе Добра и Зла, Великого и Ничтожного, Возвышенного и Низменного…
Уже из названия стихотворения «Формула бессмертия» следует, что эта грандиозная идея и притягательна, и вряд ли достижима. Но и, конечно, тема эта навеяна не обыденной жизнью, а выделена автором на основе философского осмысления сокращенного варианта шедевра мировой классической литературы «Фауста» Гёте, или немецкой легенды о докторе Фаусте, на основе которой написана трагедия Гёте. Почему я так думаю? Потому что в анализируемом стихотворении приведены три важнейших образа – профессор Фауст, дьявол (чёрт) Мефистофель, юная простолюдинка, возлюбленная Фауста по имени Маргарита (Гретхен). У Гёте же этот образный ряд во второй части трагедии дополняется образами прекрасной Елены, на которой Фауст женится, и их рано умершего сына – Эвфориона.
От свеч и камина не много тепла,
Холодная тьма по углам притаилась.
Профессору Фаусту жизнь не мила,
Хоть всё, что обещано было, случилось (нужна точка!)
Всё ли уже случилось ? Ведь профессору еще многое предстоит...
Напомним, что Фауст, бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, недоволен результатами своего служения людям:
«Я богословьем овладел, над философией корпел,
юриспруденцию долбил и медицину изучил.
Однако я при этом всём
был и остался дураком».
Сделка, которую предложил Фаусту Мефистофель в обмен на его душу, заключается в том, чтобы удовлетворить профессора, исполнить все его желания с помощью нечистой силы. Доказать ему, что, в конечном счете, важнее служить не людям, а себе.
С этой целью поначалу Мефистофель возвращает Фаусту молодость, а также помогает завоевать любовь невинной и чистой Маргариты. И какой ценой?! Гибелью её матери, брата и их общего с Фаустом младенца.
Неважно, что продана Чёрту душа: (правомерно ли написание с заглавной буквы?)
Все счёты по сделке отныне закрыты,
И прибыль получена вся, до гроша –
В постели у Фауста спит Маргарита (нужна точка!).
Удовлетворен ли профессор? Нет, нет и нет! Мгновенья счастья с Маргаритой не стали вечностью.
Профессор превыше людских укоризн, (не очень удачная фраза - Профессор, превыше людских укоризн, сидит...)
Сидит и в уме уравненье выводит:
Вот здесь, в левой части – закончена жизнь,
А в правой, - что смерть всё никак не приходит (точка!)
Вот здесь можно было бы корень извлечь,
Оставить за скобками всё, что случилось…
Он что-то бормочет, но сбивчива речь,
Лишь ясно, что смерть – это Божия милость (опять пропущена точка!)
Так что еще нужно доктору Фаусту, чтоб достойно прожить свою жизнь и быть счастливым, чтоб мгновения счастья стали вечностью? Почему ему не дороги те блага, которые получены с помощью нечистой силы? И почему смерть им принимается за Божью милость? И есть ли формула бессмертия? Как её вывести, да можно ли вообще?
Мгновенье застыло и длится века,
И новых мгновений не будет, хоть тресни –
Какого я, Боже, свалял дурака:
Уж лучше подохнуть, чтоб снова воскреснуть!
Чтоб новая жизнь, как река понеслась,
Чтоб снова почувствовать первую ласку,
Чтоб снова красотка тобой увлеклась,
Хотя б остракизмом грозила огласка…
На самом деле, и мы это все знаем, человеку ценен тот опыт, те чувства и то, что он достигает собственными усилиями. В результате преодоления своих жизненных ошибок.
Застывшего времени сладенький вкус –
Попробуйте есть перемёрзший картофель,
И знать, что не будет иных тебе чувств,
Лишь слух, чтобы слышать, как рад Мефистофель (точка!)
В целом, все стихотворение отлично выстроено, написано умело, хорошие ритм и рифмы. Хотя фабула стихотворения несколько расходится с сюжетами трагедии Гёте, но основная мысль – осознание смысла человеческого бытия – передана. И ещё, мне думается, что автор акцентирует внимание на проблеме противостояния Добра и Зла. Почему только путем собственных испытаний, мы понимаем, что полем их битвы является душа человека? И, если плоть его не вечна, то бессмертна ли душа?
В трагедии Гёте Фауст просит Мефистофеля остановить мгновенье и прервать его земное существование, когда он достигнет наивысшего счастья. Прозревший Фауст осознает, что власть, слава, богатство, обладание прекрасной женщиной не являются высшим счастьем на земле. Им является только общее дело, необходимое человечеству, придающее смысл жизни и полноту достижений. И потому Мефистофилю не удается забрать душу ослепшего и вновь постаревшего Фауста в преисподнюю, её спасают ангелы. А крылатая фраза "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" звучит в переводе Николая Александровича Холодковского так:
Ну, по рукам!
Когда воскликну я: «Мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!»
Тогда готовь мне цепь плененья,
Земля разверзнись подо мной!
Твою неволю разрешая,
Пусть смерти зов услышу я –
И станет стрелка часовая,
И время минет для меня. Оценка произведения: 10 |
Но ещё более интересны для меня - рецензии на стихи менее опытных авторов, на ошибках легче учиться. Попросить рецензию на своё как-то стесняюсь...А было бы интересно...и именно на не очень удачное.
Спасибо за труд, Лилия!