Рецензия на басню Юрия Тара "Ноль в литературе"Предисловие:
Нуль-литература
Нуль-литература — литературные произведения (фантастические) низкого качества. Термин введён Всеволодом Ревичем в книге «Перекрёсток утопий». По словам Стругацких «Это литература, которая вызывает неудержимое желание высказаться, не давая в то же время никакого материала для высказывания. Клокочущая пустота.»
Ноль в литературе. Басня
Однажды Ноль решил, что единицу
Пред именем его поставил Бог.
Такое может каждому присниться,
Но разный получается итог.
Талантами особо не блистая,
Строчил без устали то прозу, то стихи
И ждал, пока хоть кто-то прочитает
«Роман» его, пусть даже две строки.
Любил он обращаться к молодежи,
Чтоб опыт свой «бесценный» передать,
И строго наставлял: «Вам всем негоже
Маститого меня критиковать!»
- Бери пример с моих бездонных мыслей,
Читай меня, всяк сущий здесь поэт!
Не нравится? Талантом вы не вышли!
Не въехали в глубокий мой сюжет.
***
Такие наблюдая заклинанья,
Читатель лишь мечтал, чтоб «гений» Ноль
Молчанию был отдан на закланье,
Навеки от компа забыв пароль.
Басня в стихах написана в классическом стиле, где "Ноль" выступает главным действующим лицом, что и придает тексту некий аллегорический смысл. Из эпической части становится ясно, что ЛГ является человеком, возомнившим себя литературным талантом, но не имеющим для этого особых дарований. Автор гневно бичует несчастного "Ноля", строчащего без устали стихи и прозу. Вот тут возникает первый стоп-кадр. Как известно, графоман не в состоянии написать сколько-нибудь вразумительного текста. Если он пишет стихи (!) и прозу (!), то уже не является графоманом, а в худшем случае - плохим поэтом или писателем. Далее замечаем, что автор и не отнимает у "Ноля" некоторых литературных навыков, что проистекает из слов "талантами особо не блистая". Воспринимается так, будто талант есть, но особо не блестит. Не будем также забывать, что кроме гениальности и таланта существуют еще и способности, которых зачастую вполне достаточно, чтобы стать посредственным членом какого-нибудь Союза писателей. Ничего себе "Ноль"- думает читатель.
Продолжим наш экскурс в историю "Ноля", который любит передавать свой "бесценный" опыт молодежи. И при этом требует, чтобы его не смели критиковать. Знакомая картина, но увы чаще всего встречающаяся не только и не столько у заядлых "графоманов", а у маститых мэтров от литературы с многочисленными регалиями и званиями. Попробуйте покритиковать их гениальные (как бы) сочинения в сети, и вы сразу будете подвергнуты уничижительной критике и преследованию со стороны как самого мэтра, так и его группы поддержки. Это второй стоп-кадр. Означающий то, что подобная ситуация характерна далеко не только для "Нолей".
Во второй - нравоучительной - части басни автор выступает от имени читателя, который якобы мечтает, чтобы "гений" замолчал навеки. Это самый слабый, на мой взгляд, элемент произведения. Наблюдения показывают, что у "Нолей" читателей бывает не меньше, а зачастую больше, чем у мэтров. Объясняется простым психологическим феноменом: читаю того, кого понимаю, и кто близок мне по уровню стихосложения или писательства. А если это так, то автор не справился с задачей превратить "Ноль" в "клокочущую пустоту".
Не буду проводить подробного разбора стихотворных конструкций басни. Видно, что автор пишет легко и свободно, используя вполне приемлемые рифмы, и даже глагольные формы не кажутся здесь неуместными. Предложил бы подумать о сбое ударения в самой последней строке: Навеки от компА забыв пароль. В разговорной речи ударение должно падать на О в слове компа. И посоветовал бы поменьше использовать нье вместо ние.
С уважением. Оценка произведения: 7 |