Рецензия «Рецензия на стихи "Кто мы?" от автора Тасия Черкас»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Кто мы?
Оценка: 5
Баллы: 16
Читатели: 939 +2
Дата:

Рецензия на стихи "Кто мы?" от автора Тасия Черкас

Кто мы?

Вы посмотрите: кем мы стали?
Томится, просится у каждого душа
Очиститься от скверны ... В дали -
Пройтись по лесу, не спеша ...

У всех - заботы и печали.
И все - бегут - в движеньи век ...
Остановитесь! Что там дале?
Где ж та духовность, Человек?

А помнишь, в детстве, у кострища,
Гитары обнимая нежный стан,
Мы пели ... Вдаль смотрели. Пишут
Что был неверно выбран капитан.

Вдруг, все забыли о победах,
О славном подвиге своём.
История? Читайте в Ведах!
А мы ... Мы просто не живём!

Мы - мёртвые. Мы все - в "айпадах".
Где меньше, легче. Где теплей.
Не говорим мы уж о взглядах,
Не спорим и не жжём свечей.

Приставка "без" - вот образ века!
Без: дома, Родины, души ...
Бездушье. Бескультурье. Светом
Лечиться как то не спешим.

Лишимся ведь всего: культуры,
Науки, памяти, друзей ...
Великой той литературы,
Обычной жизни, без затей.

Где чистота? Где дружба? Вера?
Где взгляды, полные огня?
Когда горели мы за дело
И знали смысл бытия ...

Так оглянитесь! Кем мы стали?
И где идея? Волшебство?
Где тот рассвет в небесной дали?
Где музыка, любовь, кино?

О добром, светлом, вечном, юном.
О мире. О любви. Мечте ...
Ведь наши души - словно струны -
Поют в гармонии. В тепле ...

... Всё ж верю я: пройдёт затменье!
Взойдёт счастливая звезда!
Не будет вечного паденья!
Мир станет лучше! Навсегда!
___________________________________________________

Довольно длинное, философского толка стихотворение, в котором много личного. А посему моя реакция на него тоже будет содержать много личного, но уже моего.
Философия здесь на первом плане, поэтому и разговоров о технике стиха будет поменьше. Начнем.

Вы посмотрите: кем мы стали?
Томится, просится у каждого душа
Очиститься от скверны ... В дали -
Пройтись по лесу, не спеша ...

Рванный размер строк. В первой строке 4 стопы, во второй – 6, в третьей – 4, в четвертой – 4. (4-6-4-4). Не есть «хорошо». ИМХО, самая слабая строфа стихотворения (по форме и по смыслу). Я бы изменил.

Автор не доволен тем, кем МЫ стали. При этом не обрисован круг этих «МЫ». Следует ли под «МЫ» понимать ныне живущие поколения, или только молодое поколение, или некую иную общность? Лично я понял строку, как обращение ко всем ныне живущим соотечественникам (россиянам? белорусам? украинцам?). В общем, ко всем тем, кто способен прочесть этот стих на языке оригинала.:) Говоря "мы", автор присоединяет себя к "виноватым", а значит часть недовольства адресует и к себе. Причем, к именно к себе, а не к литературному герою. Это следует из характера всего произведения. Но на деле это легкое авторское кокетство, поскольку автор нигде не говорит ни о своей доле вины, ни о своей доли ответственности за происходящее.

Так что же плохого в том, кем мы стали?
«Душа каждого просится очистится от скверны», просится в лес, в дали. Пока я не вижу ничего стрёмного. Всё с нашими душами пока неплохо. Может, автор попутала смыслы, или мысли излагаются непоследовательно?

У всех - заботы и печали.

Всё нормально. «Заботы и печали» - это реалии любого века, любого общества.

И все - бегут - в движеньи век ...

Въедливые критики могут придраться к рифме «век - человек», мол, банальная. Но я лично на такое практически не обращаю внимания. За хороший смысл могу потерпеть даже «кровь-любовь». ;)

«В движеньи век» - немного не удачно записано. На краткое время можно запутаться: о столетии, эпохе ли речь или о глазных веках. :))) Смешно, но я только со второго прочтения врубился.

И опять никакого криминала. Жизнь – это движение, как известно. Всегда бежали. А от тех, кто не торопился, природа избавлялась. Сейчас, к примеру, говорят, что в столице люди бегают как сумасшедшие, а вот глубинка, носительница народных традиций, живет не спеша. А я бы сказал так: не живет, а доживает свой век. Поскольку эта сонная неторопливость – и есть одна из причин нынешних бед российских. И мечта, что когда-то жизнь вернется к милой неспешности, получается, от инфантильности авторской философии.

Остановитесь! Что там дале?
Где ж та духовность, Человек?

А с каких это пор темп жизни противопоставлен духовности? Смешно. Вроде, если вы быстро работаете, то значит вы бездуховны? … Или наоборот?

А помнишь, в детстве, у кострища,
Гитары обнимая нежный стан,

Потихоньку проявляется время, по которому ностальгия у автора. Костер, гитара, песни, палатки… - романтика шестидесятых-семидесятых? Или иное?

Мы пели ... Вдаль смотрели. Пишут
Что был неверно выбран капитан.

В единственном числе, хотя напрашивается во множественном.
О каком конкретном "капитане" речь? О Ленине? Сталине? Хрущове? Брежневе? Горбачеве? Или о всех сразу? … Или о том, о котором пелось в песне «Жил на свете капитан – он объездил много стран»? ;)

Вдруг, все забыли о победах,
О славном подвиге своём.

О каком подвиге? Об уходе из Афганистана? (плохая шутка) … Может, о победе во второй мировой? Может быть, о Куликовской битве?
Мысль довольно туманна. Если бы ещё речь шла о «подвигах» (во множественном числе), можно было бы догадываться об общей тенденции, например. А тут конкретно: «о подвиге» (единственное число). Похоже, автор упустила этот нюанс.

История? Читайте в Ведах!
А мы ... Мы просто не живём!

Батюшки мои… Я то думал, что речь, возможно о шестидесятых, о сороковых, а тут «ВЕДЫ» поминаются. Эк, занесло.
Для справки. Одно толкование о Ведах – как о самых древних священных писаниях индуизма на санскрите. Проехали. Не то… Другое толкование – как о книгах, выдаваемых за древние памятники славянской культуры: Веда Словена, Славяно-Арийские веды и др. Читайте в Википедии. Причем, для многих специалистов это подложные, фальшивые сведения. Поэтому ностальгировать в стихах по прошлому народа, опираясь на столь сомнительные источники, это опять же не серьезно. Вроде: «верните мне то, что было, хотя не известно было ли, но мне нравится, а потому верните!»

Мы - мёртвые. Мы все - в "айпадах".

Каждое следующее поколение всегда было недовольно предыдущим. И всё время ждало Всемирного Потопа или иного катаклизма на головы отступников от традиций предыдущей эпохи. Вначале прошлого века попы смотрели на автомобили как на изобретение дьявола, а нынче не гнушаются самолично подавить простой народ сидя на мерседесах. Электрические лампочки так же были от рогатого. Сейчас вот айпады – сама смерть... Увы, но не в айпадах дело.

Где меньше, легче. Где теплей.

Человек во все века искал «где легче и теплей». Вот только раньше это было сделать трудней.

Не говорим мы уж о взглядах,

Как это не говорим о взглядах? А сейчас мы чем заняты? Я лично пишу рецензию и толкую о взглядах.

Не спорим и не жжём свечей.

Хм… На свечи потянуло? :) Как на символ духовности?... И сразу образ: Пушкин с Ариной Родионовной, с кружкой, при свечах и собственной духовности. А я сейчас, увы, при настольной лампе, мышке и клавиатуре, но без кружки и духовно нищий, надо полагать. Поскольку без свечей.

Приставка "без" - вот образ века!
Без: дома, Родины, души ...
Бездушье. Бескультурье. Светом
Лечиться как то не спешим.

Кстати, самая симпатичная, на мой взгляд, строфа. Но… Но возражает первой строфе. Здесь – «лечиться не спешим», а там «души просятся очиститься от скверны».

Лишимся ведь всего: культуры,
Науки, памяти, друзей ...
Великой той литературы,
Обычной жизни, без затей.

Это уже паническая атака на читателя… С одной стороны, и я вижу недостатки века. Вижу скатывание, отход от определенных культурных достижений. Но то, что я читаю, больше всего напоминает паническую атаку… и в самом авторе, и в адрес читателя. На Титанике пристрелили бы сразу ;))).

Науку, кстати, незачем было присоединять к культуре. Да и друзья здесь ни при чем. Наука, технологии – это символ нового времени. Они-то как раз идут семимильными шагами. А вот великую литературу жаль. Точнее, жаль тех, кто её теряет. Но обратите внимание на то, что истинная наука, культура всегда была уделом узкого круга людей. В социалистическую эпоху была попытка сделать её достоянием народа. Круг был пошире. На это нацеливалась вся система образования. Но что поделаешь, та система оказалась нежизнеспособной. И вернуть теперь её достижения, чрезвычайно трудно. Как и автор, надеюсь на лучшие времена. :)

Однако, если автор ностальгирует по "ведическому прошлому" … То весь этот разговор вообще не в кассу.

Где чистота? Где дружба? Вера?
Где взгляды, полные огня?
Когда горели мы за дело
И знали смысл бытия ...

«Огня - бытия» - неважная рифма.

Я думаю, здесь Веды точно ни при чем. Всё-таки у автора ностальгия по недавнему и относительно недавнему прошлому. Поскольку «вера и взгляды полные огня» стали иссякать уже начиная с семидесятых.

Так оглянитесь! Кем мы стали?
И где идея? Волшебство?
Где тот рассвет в небесной дали?
Где музыка, любовь, кино?

«Волшебство - кино» - неважная рифма.

О добром, светлом, вечном, юном.
О мире. О любви. Мечте ...
Ведь наши души - словно струны -
Поют в гармонии. В тепле ...

«Мечте-тепле» - неважная рифма. "В тепле" вставлено лишь для рифмы, и до кучи, и практически не несет смысловой нагрузки.

В строфе - серия не полных предложений: "О добром, светлом, вечном, юном. О мире. О любви. Мечте ..."
Потерялись слова? Одни эмоции? Кто и что "о добром"? Кто и что "о мире"?

... Всё ж верю я: пройдёт затменье!
Взойдёт счастливая звезда!
Не будет вечного паденья!
Мир станет лучше! Навсегда!

"Пройдёт затмение" ... и здрасте -
"взойдет счастливая звезда",
и по обломкам самовластья
пойдут в коммуну поезда. :)

(шутка юмора)

Концовка довольно традиционная для подобного стихотворения. У одного бы всё закончилось вырыванием волос с корнями, а здесь автор решила сказку завершить по-доброму, как и положено сказке.

А я скажу так… Есть замечательные стихи Кушнера (У Никитина песня на эти стихи):

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Продолжение:

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время — это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время — кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас — его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.


Вот образец философии, близкой мне по духу и пониманию.


_____________________________________

Каков итог разбора? Во многих авторских «стенаниях» я нахожу созвучия в своей душе. Но паника автора, несмотря на оптимистическую концовку, скорее говорит о том, что автор на самом деле-то сдался. Перестал понимать новый век. Не способен найти себя в нем. Мысли в стихотворении – это мысли человека, отторгаемого эти веком, как ни жаль. Лично мне его хочется поддержать, успокоить.
Моя оценка по общему впечатлению +5 баллов
(с учетом сочувствия к авторской философии и симпатии к автору). 

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________

Оценка произведения: 5

Реклама
Обсуждение
     11:58 29.08.2018 (1)
Просто ОГРОМНОЕ спасибо за рецензию. Она помогла мне взглянуть на стихотворение по-другому. Благодаря Вам увидела где и что нужно изменить )))
Действительно, всё довольно запутано, если посмотреть со стороны )))
Хотела, что бы тот, кто его прочитал, немного остановился, оглянулся вокруг и задумался о том, что достижение материальных ценностей не является первостепенной задачей (хотя важность материального благополучия я отрицать не буду). Что есть кроме материального и не менее важное: духовность (а это и моральные ценности, традиции), забота о ближнем, сострадание и многое другое. А получились стенания и паника ... Совсем не этого я хотела.

А можно ли спросить у Вас совета?
     13:46 29.08.2018 (1)
Понимаю. Хотелось указать на недостатки общества потребления и на нехватку национальной идеи и духовности.
______
Спрашивайте. А там..., чем смогу...
     16:57 30.08.2018 (1)
Верно, хотелось указать ))) Хоть и избитая тема, как я думаю )))
_____________________________________________________________________________
Спасибо ))) Итак, спрашиваю: Что, если из этого стихотворения изъять полностью последний абзац? Не станет ли оно от этого лучше? Или может быть придумать какое-то другое "заключительное слово"?
     17:29 30.08.2018 (1)
На 1-3 процента, может и станет более логичным (проценты беру навскидку, от балды). Но 1-3 процента ситуацию не спасают. Тут бы пересмотреть всю концепцию и поработать на строками более тщательно.
Это мое мнение. Не исключаю, что у других мнение может отличаться.
     16:40 31.08.2018
Спасибо. Попробую.
     18:16 29.08.2018 (1)
Почему у Вас такие длинные рецензии?
И, как я заметил, они  делаются всё длиннее...
     18:29 29.08.2018 (1)
1
Сообразно размеру произведения и надобности в разборе.
     18:34 29.08.2018 (1)

Ответственный Вы.
     19:12 29.08.2018
Вот вам и покороче, как заказывали: https://fabulae.ru/review.php?id=4239
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама