Рецензия на стихи "тысяча забытых вещей" от автора Афанасьев Афанасий
Тип: Рецензия
Раздел: Стихи
Автор:
Рецензия на: тысяча забытых вещей
Баллы: 7
Читатели: 66
Внесено на сайт:

Рецензия на стихи "тысяча забытых вещей" от автора Афанасьев Афанасий

тысяча забытых вещей

кажется, разницы нет вообще,
(сальными пальцами тычешь в наличные)
бес или демон сидит на плече,
в левое ухо советуя вычурно,

тысячу всеми забытых вещей
без сожалений из памяти вычеркнуть.
"разве тебе это нужно? зачем?!" -
мёртвые души скупая как Чичиков,

черти услужливо ставят клише,
чертят окружность сгоревшими спичками...
в ней будет чахнуть над златом Кощей,
личико скрыв под вуаль безразличия.

правда рассыпана словно шрапнель,
выстрелом смысла в мишени с табличками
"тысяча всеми забытых вещей"
истину спрятав своей хаотичностью.


_________________________________________

Внимание: моё мнение - это всего лишь мое мнение.

кажется, разницы нет вообще,
(сальными пальцами тычешь в наличные)
бес или демон сидит на плече,
в левое ухо советуя вычурно,

Вторая строка "сальными пальцами тычешь в наличные" оказывается настолько не на своем месте, что даже сам автор взял её в скобки. В единую мысль складываются строки:

кажется, разницы нет вообще,
бес или демон сидит на плече,
в левое ухо советуя вычурно

Возникает вопрос: всё это как-то связано с пальцами, мацающими наличные... Об этом я рассчитывал найти информацию дальше... Но не нашел. Поэтому вторую строку считаю совершенно излишней... В скобках или без скобок.

Далее... Бес или демон в отдельных источниках отличаются в определении, но в христианских верованиях это практически одно и то же. То есть демон, он же бес, он же сатана, злой дух, дьявол. Таким образом, действительно в рамках данного стихотворения нет практической разницы "бес или демон сидит на плече". Это очевидно. Но тогда откуда взялось слово "кажется"? Автор сомневается там, где сомневаться смысла нет? Я бы понял, если бы далее шли строки, в которых выявилась бы разница... Но этих строк нет, поэтому и смысл всей строфы становится под вопросом.

Далее... "в левое ухо советуя вычурно".

Мне кажется, что "вычурно" - это больше касается внешнего проявления, эдакой манерности. В то время, как важной является суть советов. То есть в своей характеристике автор поставил акцент, по моему мнению, на нечто второстепенное. Я бы употребил иные эпитеты, но автор имеет право и на "вычурно". Тем более, что, возможно, он не нашёл более удачной рифмы.

в левое ухо советуя вычурно
тысячу всеми забытых вещей
без сожалений из памяти вычеркнуть.
"разве тебе это нужно? зачем?!" -
мёртвые души скупая как Чичиков,
черти услужливо ставят клише,
чертят окружность сгоревшими спичками...

Допустим, было бы написано примерно так:

Помешивая кипящую смолу в чанах,
черти услужливо ставят клише,
чертят окружность сгоревшими спичками...

В таком случае деепричастый оборот ("помешивая кипящую смолу ...") служил бы неким визуальным образом, фоновой картинкой для восприятия читателями основного действия (постановки клише). К тому же, "помешивание смолы" с "постановкой клише" не сильно мешают друг другу. То есть легко представить как чёрт отвлекшись на секунду от одного дела делает другое. Ну, или одной рукой помешивает, а другой - ставит.
А вот "скупая мертвые души", "черти ставят клише" - два действия практически не совместимых. Типа, бегают по местному рынку душ, скупают и ставят, ставят, ставят клише.
Есть ещё одно понимание вопроса, когда "скупка мертвых душ" является главным действием, а "постановка клише" - является описанием-метафорой этого действия. То есть "скупая мертвые души, черти тем самым как бы ставят клише". А там ещё непонятные круги сгоревшими спичками (а я не знаток окультизма).
В итоге становится непонятна авторская мысль, как и связь её с окружающими строками. В одной куче скупка душ, постановка клише, рисование непонятных кругов...

Пожалуй, я бы выделил связь между советом "вычеркнуть из памяти тысячу всеми забытых вещей" и "клише" (вроде совет забыть  - это есть клише) ... Возможную связь, поскольку мне кажется, что моих фантазий здесь больше, чем авторских замыслов. И в данном случае это не есть здорово. Поскольку в словах автора отсутствует стройность и очерченность мыслей. Умение выражать свою мысль - важное поэтическое умение... Особенно в произведениях, претендующих на некую философичность.

чертят окружность сгоревшими спичками...
в ней будет чахнуть над златом Кощей,
личико скрыв под вуаль безразличия.

В окружности, очерченной горелыми спичками, будет чахнуть над златом Кощей? И не просто так, а для каких-то надобностей скрывая личико? ... да ещё под вуаль безразличия?
Могу себе представить полусгнившую рожу Кащея... Но назвать её "личиком"?! И привлечь в эти строки "вуаль"? - это по мне слишком...

правда рассыпана словно шрапнель,
выстрелом смысла в мишени с табличками
"тысяча всеми забытых вещей"
истину спрятав своей хаотичностью.

Короче говоря, стихотворение я понял так: нужно ценить тысячи всевозможных, казалось бы незначительных вещей/мелочей из нашей жизни, поскольку на самом деле они бывают важны. Не стоит слушать бесов, сидящих на плече и дающих вредные советы.

Все остальные моменты и вопросы: кажущаяся схожесть бесов и демонов, скупка душ, рисование спичками окружностей, в которых чахнут Кощеи с личиками под вуалью безразличия, - всё это на мой взгляд "луковичная шелуха", "апельсиновая кожура", "скорлупа грецких орехов", под которой, возможно, прячется зернышко смысла. Очень прошу автора не обижаться на мои слова, поскольку он хотел знать моё мнение, и я его честно изложил.

Конечно же, интригующе выглядят фразы о правде, рассыпанной как шрапнель, выстрелом смысла в табличку: ..."5-ая городская клиника..." (шутка). В таких случаях я люблю вспоминать фразу: "О друг мой, Аркадий, не говори красиво..."

Но что поделать, если автор любит и умеет говорить только такими категориями.

Увы, мне не близок такой стиль.
Но кто-то будет без ума. Почти уверен.
И какой тогда мне смысл кричать "я не люблю цветную капусту", когда в другом месте её с аппетитом уплетают?
Поэтому могу только пожелать любителям приятного аппетита, а от себя лично поставить автору оценку 5 балла.
Обращаю внимание, на то, что автор не новичок и умеет высказываться довольно изысканно. Но, по моему мнению, из этих пушек стреляет по воробьям. То есть тратит много красивых слов и "перезамудренных" фраз на достижение малого результата.

Ещё раз повторяю: это всего лишь моё мнение. И ничего, как говорится, личного...

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________


Оценка произведения: 5


Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     20:36 22.04.2019
мёртвые души скупая как Чичиков,

- лукавое племя, если и скупает, то не мёртвые, а именно живые души.

     03:55 20.04.2019 (2)
спасибо Александр! 
отличная рецуха.

растолковывю задумку

-(сальными пальцами тычешь в наличные)

действие производит человек на чьем плече восседают те двое. упор на нал.

- ставят клише - все мы ведёмся на свои порки. в итоге пьяница, игроман, развртник и т.п. (клише), утопая в пороках, душа умерает, следовательно чертям легче купить изнеможденную душу. как бы со скидкой, ибо поношенна).

- бес - мелкая нечисть. вводящая в соблазн (пьянки - гулянки) - демон - серьёзней (от скупки душ до сметных пороков)

- вычурно - здесь - делая акцент, но как бы невзначай.

- правда словно шрапнель разброссана мелочами (простыми истинами аля будь добрей и т.п) по уголкам жизни (тысяча всеми забитых вещей).

а хаотичночность - эт личное (философская направление)


ещё раз Ат души за разбор.
     04:03 20.04.2019 (2)
После разъяснений даже немного меняется отношение к произведению. Наверное, изменю на 5.
Всё-таки я любитель более открытого, незавуалированного письма.
     04:05 20.04.2019
эх, жалко с пальцами вообще непонятка вышла. скобки по ходу не помогли(
     04:04 20.04.2019
каждому своё. там лимит строк был)
     04:01 20.04.2019 (1)
ах да, за Кощея. эт как прототип отдавшегося всецело своим соблазнам. 

а так - на конкурс сие писал по заданной теме)
     04:14 20.04.2019 (1)
А что за круги сгоревшими спичками?
И почему личико?
И к чему равнодушие?

Кстати, беса и демона всегда считал идентичными понятиями ... в христианстве. Более того, демонами иногда зовут злых мелких духов... То есть по масштабности, они, получается, могут уступать бесу. А в другом случае есть выражение "мелкие бесы". Короче говоря, они - явления примерно одного порядка
     04:22 20.04.2019 (3)
ну а по чему тогда бесы изображаются как сатиры, а по демонам  целый раздел есть - демонология? (Бегемот, Аббадон и т.п)?

- чертят окружность горящими спичками - метафора.  типа порочный круг ( + аналогии из Гоголевского Вия)
- а Кащей (прототип который) типа с покер фейсом мол всё норм).
     08:21 22.04.2019 (1)
И про Кащея вы отвечаете не по существу. "Личико" - так принято говорить о лице  ребёнка, в крайнем случае, о лице молодой женщины, но никак о Кащее, который у вас, как трансвестит, ещё и вуальку на лицо накинул.
     09:07 22.04.2019 (1)
а с сарказмом личико употребляться не может разве?
     09:36 22.04.2019 (1)
Может. Но у вас в тексте сарказма по отношению к Кащею не увидела.
     09:40 22.04.2019
вообще-то сам текст по себе - один большой сарказм
     08:18 22.04.2019 (1)
Вообще-то, принято считать. что у человека на одном плече сидит Ангел, а на втором - бес. А вы усадили на оба плеча нечистую силу. Это господа никогда не будут диктовать что-то разное: в одну дуду дуют. Так что, замечание рецензента совершенно верное.
     09:07 22.04.2019 (1)
Ангел может советовать в левое ухо?
     09:34 22.04.2019 (1)
Да... согласна. Слово "левое" выпало у меня из памяти. И всё равно эти двое - суть одно.
     09:37 22.04.2019 (1)
тогда и назывались бы одинаково. согласитесь, ангелы и архангелы тоже не одно и тоже
     09:48 22.04.2019 (1)
Вы не правы. Ваше стихотворение совершенно не об иерархии тёмных сил. Ваше стихотворение о том, какой урон наносит душе следование по пути, который советует выбрать эта самая тёмная сила. Поэтому спор о чинах совершенно неуместен. И тот персонаж. и другой наносят душе человека невосполнимый вред. Так зачем заморачиваться на том, с какой стороны этот вред ощутимее? Это уже умствование.
     09:50 22.04.2019 (1)
там же со старта написано

кажется, разницы нет вообще,

вы стихо читали хоть?
     09:55 22.04.2019 (2)
Читала. Нет разницы? А зачем это нам сообщать? Нет разницы, не раговора об этом. То есть, писать об этом незачем. А раз упомнянули о чём-то, значит. должна быть цель - для чего упомнянули. Попробуйте внятно объяснить для чего вам в тексте это сравнение: бес или демон? как это на идею играет? А потом уже можно и у читателя спросить, чего он к этому выбору прицепился.
     10:13 22.04.2019
идея - тысяча всеми ЗАБЫТЫХ вещей. 
на идею влияет как

кажется, разницы нет вообще,

т.к. тысяча вещей итак

без сожалений из памяти вычеркнут 

по причине того что

бес или демон сидит на плече,
в левое ухо советуя вычурно,

тысячу всеми забытых вещей
без сожалений из памяти вычеркнуть.



     10:01 22.04.2019 (1)
чё хочу то и сообщаю. не нравится - не читайте. не сошелся на мне свет клином так-то..

бесы и декмоны отвечают за разные сферы пороков. так что кажется разнийцы нет вообще жажда власти или алкоголизм обыкновененый сжирает тебя изнутри.
     10:07 22.04.2019 (1)
Ну так бы сразу и сказали, что данное стихотворение есть трактат об иерархии губителей душ человеческих. И никто бы не был в претензии. А то развели, понимаешь, дополнительные подтемки: не слушай их, человече, любая мелочь в жизни важна. Тогда тема ваша тем более не раскрыта. Подробностей мало, чего и как делает каждый из них.)))
     10:15 22.04.2019 (1)
моё дело намёками к размышлениям человека подвести. а не рассказывать и упоси Господи поучать.
     14:18 22.04.2019 (2)
Не горячитесь, друзья...
Я понимаю, что спор - дело "горячительное" :)

Афанасий, Анна говорит по своему отчасти то, о чем написал я.
Идеальное стихотворение должно быть лапидарным. То есть оптимизированным, без излишней информации.
Если сравнить с блюдом, то стихотворение может быть сложны по рецептуре, разнообразным по составу ингредиентов, но... Но количество рассуждений, описаний, которые могут увести в сторону, сбить с мысли, внести "непонятки" должно быть минимально.

Например, если написано, что дьявол нашептывает в левое ухо, сразу возникает вопрос к чему это уточнение про "левое" ухо. Ведь главная мысль здесь про сам факт, что дьявол что-то нашептывает в ухо. Такие слова, как "левое" в данном применении называются в стихосложении "вставками". Это слова, возникшие или от избыточности мысли, или для поддержания структуры стихотворения (скажем, для ритма, размера, рифмы). И то, идругое - минус для стихотворения.

Допустим другое: идет описание как в моем примере в рецке "помешивая половником кипящую смолу"... Спрашивается, это вставка, лишняя информация или нет. Я понимаю этот момент так:
Иногда ради создания живописной декорации к основному действию поэт/художник может дать и такую информацию. Но стоит ли её давать и в каком количестве - это дело вкуса и чувства меры, уместности.

С моей точки зрения:

кажется, разницы нет вообще,
(сальными пальцами тычешь в наличные)
бес или демон сидит на плече,
в левое ухо советуя вычурно,

- здесь всё четверостишие лишнее.

- Лишняя информация про: кажется или не кажется.
- Лишняя информация про: бес или демон. То есть напишете это стихотворение с упоминанием "беса" или то же самое с упоминанием "демона", смысл стихотворения не изменится ни в общем, ни в частности.
- Лишняя информация про: левое или правое ухо,
- Лишняя информация про: "сальные пальцы в наличных". Поскольку главная мысль не о скаредности, не о любви к деньгам и т.д., а о "вычеркивании из памяти тысячи вещей".

Короче говоря, я предлагаю подходить к выдаваемой информации с бОльшей требовательностью.
______
Кстати, я в рецке забыл упомянуть о том, что нет смысла вычеркивать из памяти уже забытые вещи, поскольку это тавтология. Это как выбрасывать уже выброшенные вещи. Здесь стоило упомянуть дифференциацию смыслов: читателю предлагается задуматься об избавлении от тех вещей, забытых не им, а иными людьми. То есть предлагает помнить то, что забыли другие. Иначе всё стихотворение теряет смысл.

     14:57 22.04.2019
забытые вещи -  они же простые истины. оч. страннно что столь матёрый автор не может/не хочет видеть/понимать иносказание.
     14:56 22.04.2019
Александр, лично мне подобные вещи кажутся бытовыми и всем известным. как минимум понять  (чисто логикой пораскинув, не так и сложно).

левое ухо. 

вернемся к повериям, что на плечах человека сидят ангел и демо. как вы думаете, кто с какой стороны? правильно. ангел - справа (ПРАВда, ПРАВеник, ПРАВильно, ПРАщур, РА), демон - слева (ходить на лево, тянуло на лево, слЕВА - первая поддавшаяся искусителю)

- кажется на мой взгляд довольно удачной аллегорией.  так же как бес или демон (продаёмся кому угодно, не вспоминая/забыв про ангела на правом плече - он же 1000 всеми забытых вещей.)

-про сальными пальцами... наличные - если  вы мне заетили всё стихо товаро -  денежным (душа покупается/продаётся) пронизана (дале по тексту Чичиков с Кощеем, а в первом катрена некто любой, по моему всё логично) деньги здесь как апофиоз соблазна и вожделения людского представленны.(опять же аллегория).

на мой взгляд, здесь неи так уж сильно всё и зашифрованно.

МХК курс средней школы)
     04:36 20.04.2019
1
Бог с ними, бесами...
Здесь целая демонология...
Я в ней не силен. А словари эти названия дают через запятую
Реклама