Рецензия «Рецензия на произведение "Страницы одиночества листая..." (Автор Марат Хабибуллин)»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Страницы одиночества листая...
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 714 +1
Дата:

Рецензия на произведение "Страницы одиночества листая..." (Автор Марат Хабибуллин)


Начну с того, чем обычно заканчивается рецензия: «В целом произведение оставило после прочтения ощущение… .  Оценка …. ».

С оценками пока повременю. А вот то, что произведение оставило достаточно неплохое впечатление – это правда.
Если писать о структуре, то рассказ действительно похож на тетрадь, в которую главный герой на протяжении всего повествования записывал  свои мысли, чувства, переживания… Последних было очень много. Пока я читала данное произведение, в моей голове всё время вертелась знакомая всем фраза из стихотворения Б.Ахмадуллиной: «О, одиночество! Как твой характер крут!»
«Ну, почему же одиночество? – спросит кто-то другой, - ведь Михаил (так зовут главного героя) постоянно находится в гуще людского потока. Он работает, пишет стихи в газету, пробует играть в театре. И вообще он не производит впечатление человека, находящегося где-то в стороне от людей!»
В том-то и дело, что можно быть среди людей и в то же время оставаться очень и очень одиноким.

Центральной темой произведения является любовь. После десятка похождений Михаил встречает женщину, в которую не просто влюбляется. Он к ней привязывается всей душой. Как и полагается, знакомство  с Леной происходит в самом начале, а  потом она… внезапно пропадает. Но пропадает только визуально. Мне кажется, это очень неплохая задумка автора: сделать так, чтобы читатель несмотря на отсутствие лены «в кадре» продолжал видеть её. Ведь в  мыслях Михаила она появляется на протяжении всего повествования. Мужчина постоянно возвращается мыслями к той, кого нет рядом, но без кого ему очень трудно жить. Почти невыносимо.

Далее автор очень хорошо показывает, что одиночество и жизнь в обществе могут соседствовать вполне реально. Сам Михаил пишет в своей тетради: «В безумных снах я вижу, как человечество с немым презрением насмехается надо мной, не желая понять, что я – одинокая и трагическая личность».
И вновь возникает тот же самый  вопрос: почему же Михаил постоянно повторяет, что он является одиноким? Рядом с ним  постоянно присутствует молодая женщина, которая действительно любит его, которая готова простить своему избраннику практически всё. Ирина, как показано в произведении, не просто любит Михаила. Она постоянно старается понять его, находя объяснения всем его бесшабашным поступкам. Она ничего не требует с мужчины, который находится рядом с ней, она принимает его таким, какой он есть. Автор выводит Ирину практически единственным положительным персонажем, умеющим радоваться, сопереживать, вовремя подать руку помощи.
Но… Вот тут-то и кроется главное «НО». Михаил совершенно равнодушен к Ирине, несмотря на то, что её любовь действительно настоящая, не показная. Неизвестно ещё, стала бы Лена терпеть Михаила с его безденежьем, периодическими срывами в алкогольный омут и массой других отрицательных качеств. Но мужчина любит именно Лену, не обращая внимания на ту, которая готова пожертвовать ради своей любви всем, что у неё есть.

Любовь к Лене проходит центральной темой через всё произведение. И эта неудавшаяся любовь словно притягивает к себе остальные беды, которые периодически сваливаются на Михаила.
Сначала в редакции забраковывают его повесть в стихах. Причём редактор не отрицает, что написано всё верно, вот только «народ устал от правды», и ему надо подать красивую картинку жизни. А Михаил, твёрдый и принципиальный, не может написать о том, с чем не согласно его внутренне «я». Мир перестаёт существовать для него, внутри словно гаснет свеча.
Словно пытаясь убежать от неприятностей жизни, главный герой  находит для себя новое занятие – игру в народном театре. Сначала ему вроде бы удаётся сыграть неплохо. Но вторая роль оказывается сложнее первой. Чтобы показать характер героя, нужно «выложиться по полной». У Михаила этого не получается, потому что его внутренний мир постоянно находится где-то с Леной. Он словно живёт двойной жизнью: на сцене играет не он, а его пассивный, ни на что не надеющийся двойник. 
И вновь провал. Теперь уже в театре. Круг знакомых становится всё ýже и ýже.
Встреча с Леной, показанная автором в конце рассказа, не приносит истинной радости ни тому, ни другому. Если Михаил продолжает метаться среди чувств и мыслей, если жизнь его до сих пор не налажена, то у Лены в этом отношении полный порядок. Замужество, дети… Если она и вспоминала про Михаила, то только как про друга.

Автору удалось показать, что на самом деле Михаил является достаточно слабой личностью. Любая неудача словно сваливает его с ног, и он ничего не пытается сделать, чтобы повернуть события в положительное русло. Если обратить внимание на его отношение к жизни, он постоянно пасует. Ему кажется, что жизнь его никчёмна, что его никто не любит. Поэтому я полагаю,  что автору удалось донести до читателей основную мысль: если проживать жизнь в постоянных сомнениях, в непроходящих грустных и тяжёлых думах, если ничего не делать, чтобы хоть как-то переставить свое (как кажется главному герою бесполезное ) существование на другие рельсы, жизнь рано или поздно отвесит полновесную затрещину.

Я, наверное, не  открою секрета, если вспомню одну восточную мудрость, гласящую: «Как ты сам относишься к жизни, так и она будет относиться к тебе». Но у главного героя не хватает моральных сил, чтобы хоть немного изменить своё существование. Даже не изменить – просто хотя бы раз взглянуть на эту жизнь с улыбкой. Увы, этого нет.
Конец произведения говорит сам за себя. Не выдержав последнего испытания – неожиданной встречи с Леной, Михаил уходит из жизни…

Ну, и под конец, немного о речевых ошибках. Их, по счастью немного, но они есть.

Например, если взять описание, где герой встретился с Валентином в столовой и потом вернулся домой, можно увидеть чередование глаголов в прошедшем и настоящем времени. «Не был», «не имел», «жил» и вдруг появляется настоящее время, выраженное глаголом «работаю». Чтобы избежать резкого перехода от одного времени к другому, на мой взгляд, лучше вставить уточнение: «В данное время работаю…» и далее по тексту.

Не удалось автору обойтись без повторов:
Одинокое влюбленное сердце  и почти сразу же  пылкий влюбленный. Таких явлений всё-таки лучше стараться избегать.

Несмотря на небольшие недочёты, произведение написано хорошим, доступным языком. Оно легко воспринимается, потому что описание жизненных ситуаций всегда интересно. Читая такие рассказы, человек невольно примеривает на себя ту или иную судьбу, сравнивает и анализирует ситуации, описанные в произведении. Исходя из вышеизложенного, считаю, что произведение "Страницы одиночества листая..." заслуживает высшей оценки.


Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=17815

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
Гость      05:04 03.10.2019 (1)
Комментарий удален
     06:50 03.10.2019 (1)
Здравствуйте, Fragile. Если бы я поставила оценку, не объяснив, почему именно я так думаю - это было бы одно. Но оценка стоит, и мои доводы приведены. Поэтому, как уж получилось.
Я не считаю, что текст слабый, ошибок в изложении не вижу. Автор не перескакивает от одного события к другому, мысли изложены последовательно. Текст написан не скучным или сухим языком, а достаточно эмоционально.
Автор выбрал для себя такой вид изложения, как запись мыслей в тетрадь. Этот стиль допускается в художественной литературе (почитайте Людмилу Улицкую, Захара Прилепина, Дину Рубину и др.) Оценка ставится не за вид, а за стиль изложения.

С уважением, Гросс М.В.
Гость      06:56 03.10.2019 (1)
Комментарий удален
     07:10 03.10.2019 (1)
Что мне Вам ответить? Рецензия - это тоже жанр , и первое, что в ней должно быть - это наличие собственной читательской позиции. У меня читательская позиция - такая, если бы произведение реально было слабым - я бы написала. Если у Вас сложилось впечатление, что я ставлю только "десятки" - нет, не только. В конце концов, напишите свой вариант рецензии, это будет интересно сравнить.

Гость      07:12 03.10.2019 (1)
Комментарий удален
     07:20 03.10.2019 (1)
Личное? Нет, совершенно ничего. Я Вам даже больше скажу: НИ С ОДНИМ автором сайта я не нахожусь в личных отношениях. Я вообще человек достаточно нейтральный. А пишу - ну, как вижу, так и пишу. В конце концов, я же не крутой специалист. Так, пытаюсь только попробовать себя в роли рецензента.
Личное... Ох, насмешили...
Гость      07:24 03.10.2019 (1)
Комментарий удален
     07:33 03.10.2019
Хорошо. Пусть будет по-Вашему. Оценку я переправлять уже не буду, поскольку это не совсем тактично.
Остановимся на том, что в данной  рецензии тоже имеется  многое из того, что проскочило мимо моего взгляда.
В конце концов, отрицательное впечатление - тоже впечатление. И оно имеет право на существование. Пусть будет так.
     14:50 02.10.2019 (1)
1
Хорошая рецензия: подробный разбор образа ЛГ и, наконец-то, замечания) Сам по себе анализ поучителен, ведь такие сомнения одолевают многих, и ошибки Михаила близки и понятны практически каждому. Ну а то, что он - писатель - так вообще заставляет крепко почесать репу собравшихся здесь) Кто-то чайник-любитель, кто-то уже издается, кто-то считает себя гением, кто-то неудовлетворен тем, что и как пишет, поэтому какие-то черты, а то и целые пункты биографии данного ЛГ у себя здесь найдет каждый. Так что краткий и четкий разбор по полочкам полезен не только Автору, но и многим обитателям Фабулы
     17:01 02.10.2019
1
Наташенька, спасибо Вам большое!
Несмотря на то, что это не фантастика (на неё писать рецензии труднее), этот рассказ я перечитывала несколько раз. Простая вроде бы завязка, несложная сюжетная линия, а начну писать - и... словно на препятствие натыкаюсь.
Скорее всего, опыта не хватает.
Но вот так "разбирать по полочкам" -  это надо уметь делать, потому что себе, как рецензенту, польза в первую очередь. А тому, кто прочтёт - анализ текста действительно может помочь увидеть себя со стороны.
Спасибо за поддержку! В плане рецензий Вы всегда мой первый читатель )))
Реклама