Почти всегда, когда мне приходится писать рецензии, у меня возникает желание, чтобы данное произведение прочитало как можно большее количество человек.
Рассказ «Флейтист» - не исключение. Он очень интересен по своему содержанию и оригинален в плане построения сюжета, который поначалу может показаться довольно простым, если не сказать – распространённым. Одного мужчину, музыканта и композитора, который по сути является большим талантом, почти никто не понимает. Он уговаривает нескольких профессоров из консерватории прослушать его произведение. Но эта задумка заканчивается провалом. Его музыку («Музыку Вселенной») не понимают. Такая музыка творит чудеса, и музыкант почти разгадал, как её надо сочинять правильно, чтобы это было действительно такое произведение, которое хотелось бы слушать и слушать. Ему не хватало одной только ноты, чтобы музыка зазвучала действительно так, как она должна была звучать. Именно эту ноту музыкант находит в парке, куда в расстроенных чувствах приходит после своего фиаско в консерватории. После того, как мелодия зазвучала как надо, музыкант перерождается.
Он исчезает, и свидетелем этого исчезновения становится старик, который, будучи музыкантом, тоже ищет недостающую ноту.
На самом деле пропавший на глазах старика мужчина никуда не исчез. Сыгранная правильно мелодия сделала чудо: мужчина превратился опять в ребёнка, сохранив свою память. Это помогает ему исправлять ошибки, которые он допустил в прошлой жизни.
Парень подсказывает правильную ноту и старику, и как только тот играет мелодию верно, он тоже исчезает. Как сложится его жизнь, после того как он переродился – никому не известно.
Вроде бы всё предельно просто. И… предельно непросто.
Когда я читала «Флейтиста» первый раз, у меня в голове возник вопрос: разве автор пишет о двух разных людях? Старик и молодой парень – это один и тот же человек, который смотрит на себя со стороны прожитых лет. То он вспоминает себя молодым, то видит, как годы посеребрили ему виски, а флейта в его руках меняется на блок-флейту.
Почему так может показаться? «Старик, - пытается объяснить автор , - давний знакомый парня, хоть об этом и не подозревает». Далее молодой человек удивляется тому, что старик рассказывает ему про него самого. В-третьих, взору читателя вновь предстаёт всё тот же молодой человек, который видит себя шестнадцатилетним, но в его голове родятся далеко не юношеские мысли. Он видит и понимает, что ему не шестнадцать, а сорок. Вслед за ним это понимает и читатель. Отсюда можно сделать вывод: главный герой в рассказе – всего один.
Однако – нет. Вывод этот ошибочен. Элементы мистики в рассказе присутствуют, но речь в нём всё же о двух людях.
Основная же мысль рассказа состоит совсем не в том, что эта жизнь – сплошная борьба за свои права, где «кто смел – тот и съел». Да, мир действительно стал жёстче, и главному герою приходится подстраиваться под него.
Основной мыслью, я считаю, является то, что для того, чтобы жизнь наконец вошла в правильное русло, её порой надо изменить совсем немного – на какие-то полтона. Но чтобы верно найти, где должны прозвучать эти полтона – может уйти очень большое количество времени.
Жизнь в рассказе постоянно идёт параллельно с мелодией. Вот она звучит неверно, и вместе с ней жизнь постоянно даёт сбои. Вроде бы и надо всего-то ничего: сыграть мелодию в тональности чуть ниже той, к которой все уже привыкли – и жизнь изменится до неузнаваемости. «Мелодия Вселенной» обладает чудодейственными качествами: она изменяет человека не только духовно, но с её помощью можно переродиться. Стать самим собой, но новым.
Однако просто так эту мелодию не сыграешь. Её нужно перестроить. Те полтона, которые меняют сначала мелодию, а потом и жизнь, показаны автором, как небольшой переход из одной тональности в другую. В настоящей же жизни, эти полтона обладают магической силой. Они помогают создать совершенно иную музыку, способную переродить человека. И эти полтона заключаются в смене ноты ля на ля-бемоль. Мало того, что нужно отыскать его ещё нужно поставить в нотах на своё место.
Музыкант проживает жизнь так, как чувствует музыку, которую он исполняет. В рассказе «Флейтист» автор употребляет один-единственный глагол: «Разгадать». И в этом слове – всё.
Музыка, наряду с жизнью, предстаёт перед глазами читателей как некая загадка, которую можно не решать, и тогда жизнь будет серой и мрачной, как дождливый день. Мало того, что дождь будет хлестать и затекать за воротник, человек будет постоянно пытаться удержаться на ногах, словно идёт по воде в ботинках на тонких подошвах. Проявляя, как пишет автор «чудеса эквилибристики», он постоянно будет пытаться не упасть. А разве в жизни не приходится постоянно маневрировать и лавировать между разного рода обстоятельствами? В конце концов, разве жизнь иногда не похожа на мокрый асфальт, который порой покрыт грязью? Жизнь - очень скользкая штука, если попытаться рассмотреть её с философской точки зрения.
Правда, если поставить себе цель (в рассказе она выражена поиском нужной ноты) – жизнь изменится до неузнаваемости. А волшебство музыки (вот она – мистика в лучшем её исполнении!) может сделать так, что музыкант, играя и играя её, может остаться практически бессмертным.
Переключаясь с мира реальности на мистическое существование, автор очень удачно показывает то, что эти поиски должны быть своевременными. Глаза старика, которому его собеседник подсказывает правильную тональность, оживают. Не окажись парень с его разгадкой рядом так вовремя, старик бы умер. Но этого не происходит. Он исчезает с земли, но не в смертных муках, а чтобы переродиться и прожить свою жизнь по новой.
С точки зрения стилистки – ошибок не найдено.
Лексикологически текст выдержан правильно. Мистика хорошо прослеживается в рассказе, поэтому можно сделать вывод, что раздел автором выбран правильно.
Грамматические ошибки не найдены.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что рассказ «Флейтист» заслуживает самой высокой оценки.
Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=128627
| Помогли сайту Реклама Праздники |