Грозная поступь свиных копытецЗаголовок - обязательная часть текста и занимает в тексте самую сильную позицию. С другой стороны, он предваряет текст и именует текст, отсылая к нему.
В качестве именования заголовок "Этот грозный цокот свиных копытец злодейки судьбы" слишком длинный. Представим себе, что я хочу сказать, на какой рассказ я пишу рецензию. "Пишу рецензию на 'Грозный цокот'"? Или "На 'Злодейку судьбу'"? Или "На 'Свиные копытца'"?
Заголовок подсказывает читателю, что его ожидает. Слово "грозный" в сочетании с уменьшительным "копытца", да еще и "свиные копытца", заставляет предположить юмор, иронию или сарказм, но ожидания обмануты. По прочтении читатель возвращается к заголовку, и его недоумение усиливается.
Кроме того, в рассказе нет речи о судьбе. Судьба - это предопределенность событий и поступков, и как раз предопределенности нет, события и поступки определяются свободным выбором, сделанным героями рассказа. Выбор Сереги - как поступить с влюбленной в него девушкой. Выбор девушки - совершить самоубийство или жить дальше. Выбор Валентина - стать убийцей или нет и нести ли наказание за убийство.
Персонажи
Валентин.
Не названная по имени девушка, сестра Валентина, влюбленная в Серегу.
Серега Васнецов.
Приятели Сереги.
Сашка, приятель Валентина.
Старый зэк, знакомый Валентина.
Рассказ гнетущий, мрачный, оставляет впечатление безнадежности, заставляет думать, что мир полон зла и что существовать в нем возможно только становясь самому преступником. Очень противное чувство оставляет рассказ по прочтении.
Как луч света в темном царстве изображен старый зэк, "отверженный человек", "не раз судим, причем отнюдь не за растраты". "За доброту его обожала вся детвора", он "проявил к Валентину самое большое человеческое сострадание, вобрав в себя всю его боль и неимоверное отчаяние".
"Доброта" старого зэка выразилась в том, что он советовал Валентину совершить убийство "без сантиментов и раздумий, именно так – неожиданно, без болтовни и вопросов, а иначе можно размякнуть, и ничего не выйдет".
Впрочем, Валентин раздумывает перед убийством. Убийство это совершено не в состоянии аффекта. Это обдуманное и запланированное преступление. Валентин даже раздобыл паспорт на чужое имя, чтобы уйти от наказания.
Раздумывает Валентин и в поисках оправданий убийства тоже и, наряду с местью, находит как бы идейные и даже благородные мотивы: "Но эта золотая молодежь должна раз и навсегда понять, что не все в этом городе решают деньги и связи", и "... это наша жизнь, и, пока нами будут править волки, ничего так и не переменится. Многие люди будут стоять перед довольно похожим выбором."
Если бы это была только месть, то Валентин, как романтический герой, отомстил бы всем насильникам, виноватым в смерти сестры. Но он находит для них если не оправдания, то смягчающие обстоятельства: "Правда, приятели Сереги Васнецова – просто придурки, у которых денег куры не клюют. И родители в детстве им во всем беспрестанно потакали. Нет, это лишь сам Серега и есть дьявол, искуситель, черная душа этой злосчастной компании."
К жажде мести примешиваются еще и зависть к Сереге, отпрыску богатых и влиятельных родителей, умелому соблазнителю и лидеру компании приятелей, и обида на то, что Серега отверг влюбленность "нелепой простушки" - сестры Валентина, и на то, что Серега назвал их дом "бедным, но чистым".
Кстати, нужно было бы упомянуть, почему Серега побывал в доме Валентина - или они дружили друг с другом, или Серегу пригласила в дом сестра.
Сразу после прочтения рассказа я была шокирована тем, что об изнасиловании девушки сказано: "Ему мало было физического насилия, он напоследок решил еще и унизить" - унизить вербально. Как будто изнасилование не есть крайняя форма унижения. После него, думала я, уже все равно, кто бы что ни говорил. Это тяжелая психологическая травма, сравнимая с пережитыми военными конфликтами или природными катаклизмами. Жертва испытывает смертельный страх и отказывается верить, что это происходит с ней в действительности.
В рассказе же: "Сестра матери рассказывала, какие Серега нежные слова говорил, овладевая своей жертвой вслед за своими скотами-приятелями. Причем говорил он их совершенно искренне и с чувством обиженной гордости следил за выражением ее все более и более тускнеющих глаз." То есть девушка во время группового изнасилования в состоянии слышать слова, воспринимать их как нежные, запомнить и даже пересказать их позже своей тете. И глаза у нее "все более и более тускнеющие", как будто до этого они блестели.
Серега, когда его убивают, - "воющий тип" с "расширенными зрачками", а жертва группового изнасилования переживает, как можно понять из рассказа, всего лишь физическое насилие, а не насилие над всей своей личностью.
Сначала показалась мне неправдоподобной реакция девушки на слова Сереги после изнасилования.
"Она прошептала одними губами: – Урод!"
"Она улыбалась ему, раз и навсегда оледеневшей улыбкой, и говорила: – Прости меня, дуру, за душу мою заблудшую!"
Я думала, что жертва испытывает только страх, ненависть и, может быть, отвращение к насильнику. Но потом я прочитала в одной статье, что в первые часы поведение может быть "сдержанным", без проявления эмоций (что, скорее всего, указывает на состояние шока), а впоследствии пережившие изнасилование могут испытывать чувство вины за совершенное в их отношении преступление и почти всегда впадают в тяжелую депрессию.
Что мне до сих пор непонятно - зачем Сереге понадобилось ухаживать за девушкой для того, чтобы изнасиловать ее вместе с приятелями, и непонятно, как он мог изнасиловать ее, испытывая к ней "искренние чувства" до и после преступления.
Всесилие и торжество зла, показанные в мастерски написанном рассказе, - не причина для снижения оценки. Оценка снижена рецензентом только за неудачный заголовок.
Оценка произведения: 9 |