Рецензия «Мальчик, который не хотел взрослеть, и взрослые девочки»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Романтический вечер
Оценка: 4.9
Баллы: 69
Читатели: 1663 +2
Дата:

Мальчик, который не хотел взрослеть, и взрослые девочки

Рассказ представляет собой тройной портрет: Ольга Алексеевна - Алеша - Наталья Сергеевна. Присутствуют еще три персонажа: Ерохин, Невзлин и Алешин отец. Они введены в повествование, чтобы нагляднее показать характер Ольги Алексеевны и характер Алеши. Наталья Сергеевна кажется сестрой-близнецом Ольги Алексеевны, разница только в том, что одна из них блондинка, а другая - брюнетка. 

Обеим девушкам по двадцать три года, Алеша старше их на год. Молодость их подчеркивается еще и тем, что оба, Алеша и Ольга Алексеевна, носят скобки на зубах.

Автор ненавязчиво противопоставляет своих персонажей друг другу.

Девушки, в отличие от Алеши, названы по имени и отчеству. Это указывает на то, что они, в отличие от Алеши, уже заняли прочное место в мире взрослых. Наталья Сергеевна работает следователем в прокуратуре. Ольга Алексеевна руководит собственной фирмой, и в подчиненных у нее есть мужчины предпенсионного возраста с большим опытом управления (Невзлин).

Ольга Алексеевна приезжает в свой офис на своей „девятке“. Она уже сидит перед включенным компьютером, когда Алеша еще только едет на работу - на трамвае.

Ольга Алексеевна установила для своих сотрудников „сухой закон“ и устраивает выволочки Невзлину, по возрасту годящемуся ей в отцы, тогда как сама Ольга Алексеевна не отказывается от алкоголя. Алеша же вынужден курить тайком, так как курить ему запрещает отец, сам  „дымящий, как паровоз“.

Ольга Алексеевна терпеть не может возиться с документацией, но поскольку „должность обязывает“, занимается этим каждый день с утра до обеда. Алеша же покидает рабочее место с облегчением, так и не доведя до конца задачу, с решением которой его торопит начальство. Для ее решения Алеше недостает информации, и он явно не торопится эту информацию получить. Ведет себя как сотрудники Ольги Алексеевны, из которых „каждый гнул свою линию, пытаясь переложить ответственность на плечи другого“. Зато, выйдя с работы, Алеша „чувствует какой-то особенный прилив сил“. Работа воспринимается им как „что-то особенно паршивое“.

Алеша воплощает собой архетип вечного юноши, и автор прямо говорит об этом: Алеша мало изменился с семнадцати лет, он „так и не остепенился, да, похоже, и не собирался этого делать“.

На латыни архетип вечного юноши называется puer aeternus; puer - мальчик, ребенок; aeternus - вечный. Другое название вечного юноши - синдром Питера Пэна. Питер Пэн - герой одноименной сказки английского писателя Джеймса Барри, „мальчик, который не хотел взрослеть“.

Мужчина-пуэр слишком долго сохраняет подростковую психологию. Он не умеет и не хочет брать на себя ответственность и во многом инфантилен. Признаки психологического инфантилизма мы видим у Алеши: интерес к развлечениям преобладает над профессиональным, неприятие дисциплинарных требований, мечтательность, впечатлительность.

Психологи считают, что в инфантильности детей виноваты родители, которые недостаточно серьезно относятся к подростку, не позволяют ему принимать самостоятельные решения и тем самым ограничивают его в свободе.

Вот и за Алешу принимает решения отец. Отец решает, курить Алеше или не курить, носить очки и скобки на зубах или не носить. Отец даже бьет Алешу, воспитывая его. Алеша дает отцу сдачи, но не делает серьезных попыток освободиться от отцовской тирании. Он остается ребенком, непослушным, но зависимым от отца. Вместо того, чтобы выйти из-под родительской власти и относиться к отцу так, как относится к родителям взрослый и самостоятельный человек, Алеша мечтает отомстить отцу.

Девушки рассказывают, что их родители тоже пытаются контролировать их каждый шаг. Но девушки, очевидно, сумели „сохранить свою свободу“ (Наталья Сергеевна говорит, что это главное). Алеша же, как человек несвободный, нарушает отцовские запреты тайком и „вечно что-то скрывает от отца“, как будто боится наказания (а это значит, что он подсознательно чувствует, что отец вправе наказывать его).

Ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц пишет в своей книге „Вечный юноша“, что „пуэры“ очень не любят кому-то или чему-то подчиняться. Они отказываются брать на себя какие-либо обязательства.

Франц называет их положительные качества.

Наличие особой одухотворенности (Алеша - поэт, романтик, готовый „буквально в каждой девушке видеть что-то прекрасное“). „Очарование молодости и волнующая притягательность, действующая на людей подобно глотку шампанского“ (Франц). Я подумала об эпизоде в рассказе, где Алеша угощает девушек шампанским и они расслабляются в „уютной, дружеской атмосфере“.

„Пуэры“ интересные собедники и могут легко воодушевить слушателя. Они не любят обыденных и привычных ситуаций.

Об Алеше говорится: „Он вообще с детства отличался непокорным, строптивым характером, к которому добавлялись обостренное чувство справедливости и вечная жажда чего-нибудь необычного, выходящего за рамки повседневной жизни.“

„Пуэры“ привлекают естественностью и непосредственностью. Об Алеше: „Парень он вроде простой, без всяких там понтов, как некоторые.“

Мария-Луиза фон Франц пишет о двойственной природе архетипа puer aeternus: он может представлять собой творческий аспект, способствующий продвижению вперед, или же инфантильную Тень, а это детская неразвитость, зависимость (как зависимость Алеши от отца), леность, распущенность, бегство от проблем, всякой ответственности и самой жизни (уход Алеши от жизни в мечты).

Понятие архетип пришло в литературоведение из психоанализа, а именно, из психоанализа по Юнгу. Юнг считал, что мужчины-пуэры бывают или гомосексуальны, или же донжуанами (как Алеша). Донжуанство „пуэров“ психоаналитики объясняют тем, что те ищут в каждой девушке образ совершенной женщины, лишенной недостатков, как бы „идеальную мать“. После интимной близости „пуэр“ открывает, что предмет его страсти - обычный человек, разочаровывается в избраннице и отправляется на дальнейший поиск идеала.

Я же предполагаю, что по мере того, как отношения становятся привычными и обыденными, „пуэр“ начинает скучать, „старая“ девушка ему надоедает, и тогда, в поисках „чего-нибудь необычного, выходящего за рамки повседневной жизни“, он влюбляется в новую девушку, а его мать и чувства к матери тут совсем ни при чем. .

Алеше противопоставляется бывший друг Ольги Алексеевны - Ерохин. „Ерохин подался в большой бизнес. ... Ему бы только денег побольше в карман себе положить! Жлоб, короче. А еще строит из себя такого интеллектуала в очках!“ Алеша отвечает, что его отец „из того же теста“. „Такой же черствый, бездушный тип, как ваш Ерохин. Только постарше. И без очков.“

Ерохин, Невзлин и отец Алеши представляют скучный и бездушный мир взрослых, лишенных положительных сторон архетипа puer aeternus.

Неоднозначен образ Ольги Алексеевны.

С одной стороны, она успешно и полностью интегрирована во взрослый мир, а с другой стороны, не утратила очарования молодости. О ней и о Наталье Сергеевне: „Симпатичные, излучающие тепло.“  „Красивые, умные, интеллигентные девушки, ну просто класс! Алеше нравились такие девчонки: веселые, озорные, жизнерадостные. В общем, свои в доску.“ Можно подумать, что образ Ольги Алексеевны объединяет в себе все лучшее, что есть у взрослых, и все лучшее, что есть у детей.

Но тут вспоминается, что Ольга Алексеевна использовала и „кинула“ Ерохина. Они вдвоем основали фирму, и Ерохин, обладающий деловой хваткой, был заместителем Ольги Алексеевны. Через полгода Ольга Алексеевна уволила его за опоздание, и Ерохин безуспешно пытался отсудить свою часть бизнеса. Подаренное им кольцо с бриллиантом Ольга Алексеевна тоже сохранила, не вернула ему. Может быть, Ольга Алексеевна - акула со скобками на зубках? И ее „природная отзывчивость и простота в общении“ и „чуткая душа и доброе сердца“ - всего лишь удачный имидж?

Я нахожу, что рассказ - большая удача автора, сумевшего интересно и как бы между строк убедительно изобразить сложные, но цельные и жизненные характеры. 

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
     13:20 27.12.2023 (1)
Безупречная рецензия, Алёна! Браво.
Даже не читая само произведение, а только рецензию, можно увидеть и понять типажи литературных героев, понять суть самой истории, сделать выводы. Вроде краткого пересказа произведения, с подробным, подетальным разбором литературных героев, их привычек, чувств и поступков. Внушительная работа.
     13:22 27.12.2023
1
Спасибо, Андрей!
     01:54 27.12.2023 (1)
Очень знакомая история. Вернее, типажи,
рассказ я не читал. За свою карьеру (написал,
зачеркнул, написал снова) работал со всеми
архетипами. Все люди. Наблюдать порой 
интересно, порой неприятно. Но старался 
поддерживать со всеми ровные отношения.
Алёна, я, вроде, немного отошёл от наших
горестей. Дня два сидели с женой, глядя в
потолок, без желания что-либо сказать...
Будем жить.
Не знаю Ваши новогодние планы, так что
не буду нарушать пока Ваш покой.
С уважением Михаил
     12:31 27.12.2023 (1)
Спасибо, Михаил! 
Для меня 2023 год тоже прошёл в борьбе с горем. В ноябре 2022 года умер мой близкий друг, и в этом году я должна была заниматься ремонтом его квартиры, уплатой его долгов, это или отвлекало от горя, или усиливало его - не знаю. Потом кинулась в занятия театром, и это уж точно отвлекает. А сейчас две недели никакого театра (Рождество и Новый год, все поразъехались в отпуска), и я обычно нахожу, чем заняться, но всё равно как-то тревожно, какое-то не новогоднее настроение. 
Очень долго писала этот комментарий. Хотелось написать что-то оптимистичное. Сейчас вспомнила, что после смерти друга мне многие желали мужества. И понимаю сейчас, что в самом деле нам нужны сила и мужество. Желаю Вам и себе силы и мужества, и будем жить.
     12:56 27.12.2023
Алёна, спасибо.
     16:13 13.08.2023
Опять Десятка!
     08:55 21.06.2023
Всё очень по делу, классно!
     03:33 29.08.2022 (1)
1
Фууууу! (Вытираю холодный пот со лба) Опять меня Баба Яга обманула. Думал, что это рассказ. Даже любопытно стало:"А чо Бабка Ёжка рассказать может?" А оно - вона... Рецензия.
Правда - интересная.
     03:34 29.08.2022 (1)


Спасибо!
     03:38 29.08.2022
1
Ага... Ещё и смеётся над Волком. (грустно вздыхаю)
     08:49 12.08.2022
     21:09 28.04.2022 (1)
1
Здорово! 
     21:11 28.04.2022 (1)
Спасибо, Мэри!
     21:13 28.04.2022
1
Классный логический обоснуй. Конструктивно.
     04:21 17.12.2021 (1)
2
Алеша дает отцу сдачу - сдачи, наверное.
У Вас интересные рецензии. Но мне кажется схематизация анализа личности героя рассказа (по образу человека-схемы Питера Пэна) как-то упрощает живого персонажа.
А отец и мать у Питера Пэна были - по его истории? Спрашиваю - потому что не помню. По моему нет.
Хех, Все мы "Пэны" пока не повзрослели. Кто через горе, кто через науку, веру, через сильную привязанность, любовь... и т.д. 
     08:22 17.12.2021
Спасибо! 
"Сдачу" исправила.
В сказке мать у Питера Пэна была:
— Погляди, это мать Венди. Она красивая женщина, но не такая красивая, как моя мама.
Конечно, он решительно ничего не помнил о своей матери, но частенько любил хвастать на ее счет.

И вообще тема матери в сказке, похоже, имеет место. Питер Пэн и девочку Венди взял в сказочную страну, чтобы она была мамой для всех мальчишек.
     11:51 18.08.2020 (1)
1
Очень вдумчивый и подробный
анализ произведения. Написан
приятным богатым языком.
Очень понравилось!!!
     11:57 18.08.2020
Спасибо, Серж! 
     19:57 15.07.2020 (1)
1
Как все точно подмечено!
Спасибо за доставленное удовольствие!
     20:19 15.07.2020
Спасибо!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама