Рецензия «Рецензия на стихи "Мой любимый город" от автора Андрей ЮРИЧ»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Мой любимый город (КЛИП) исполнение В.Корнилов
Оценка: 4.8
Баллы: 7
Читатели: 601 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Мой любимый город" от автора Андрей ЮРИЧ

Мой любимый город

Город мой, ты дождями умыт,
Твои улицы все и проспекты
Свой имеют изысканный вид,
И в стихах неоднажды воспеты.

Строки я посвящаю тебе -
Ленинград дорогой, ныне Питер,
Благодарен так в жизни Судьбе,
Что попутный привёз меня литер

В город детских мечтаний и грёз,
Жить хотел больше всех где на свете,
И влюбившись душой и всерьёз
Ты взаимностью в этом ответил.

И с тех пор неразлучны с тобой,
Делим горе и радость мы вместе,
Ты любимый и сердцу родной
Город славы геройской и чести.

Ты благое творенье Петра,
Ты окно из России в Европу,
Ты оплот рубежей навсегда
У врагов вызывающий ропот.

Тебе мужества не занимать,
Ты осаду всю выдержал стойко
За тебя с верой шли умирать
И в бою погибая жестоком.

Но не сдали фашистам тебя,
Ты не пал от разрывов снарядов,
Не простая досталась судьба
В годы сложные для Ленинграда.

И восстал из былых ты руин,
Стал прекрасней, чем был ещё раньше,
Светлый город Дворцов и витрин
С каждым годом всё краше и краше.

Восхитительный Санкт-Петербург,
Ты столица культуры России,
Ты мой лучший и преданный друг,
В моей жизни духовной - Мессия.

__________________________


Я очень люблю Питер, особенно его центральную, историческую часть, Финский залив, потрясающие пригороды. Много раз бывал, с этим городом связаны и личные романтические истории, поэтому в этом я являюсь целиком и полностью единомышленником автора.

Но стихи есть стихи, а рецензент (критик) должен оставаться критиком пользы дела для :). Поэтому в сторону симпатии и приступим.

Город мой, ты дождями умыт,
Твои улицы все и проспекты
Свой имеют изысканный вид,
И в стихах не однажды воспеты.

«Твои улицы все и проспекты свой имеют изысканный вид» - звучит несколько натянуто, искусственно. Прежде всего мешают слова «свой» и «имеют вид». Слово «свой» - совершенно лишнее, ненужное – можно и лучше выбросить. Ведь не могут "ТВОИ улицы иметь" НЕ СВОЙ, а чужой вид.
Взамен фразы из трёх слов («имеют изысканный вид») напрашивается простое «изысканы» («имеют вид» – лишние слова).  Эту тонкость следует почувствовать. Но это в идеале, если подходить к стихам с точки зрения максимальной лапидарности. Фразу "имеют вид" можно вернуть при большом желании, в ней ничего криминального нет, рифмы ради сойдёт. Но "свой" - точно слово "для вставки", причём крайне неподходящее, поскольку сразу занижает уровень стихотворения..

В фильме студии Марвел «Стражи галлактики» действует немногословный персонаж Грут. Он всё время твердит одну и ту же фразу: «я есть Грут». В этой фразе лишнее слово – «есть». Посему «я есть Грут» звучит не по-русски. Вот и в поэзии так. Для неопытного слуха – фраза, как фраза, а опытному стихотворцу она режет слух. 
В несколько кургузой фразе «твои улицы все» напрашивается иной, более естественный порядок слов: «все твои улицы». 

Применим всё сказанное и получится: «Все твои улицы и проспекты изысканы». Я понимаю, что в итоге разрушились ритм и рифма, но в том и беда, что либо мы получаем угловатую фразу, в которой на месте и ритм и рифма, либо фразу улучшаем, но ломается конструкция стихотворения. Как исправить – должен сообразить сам автор…, методом проб и ошибок :). Увы, порой требуется перекопать тонны словесной руды – и никак иначе. Но пару советов дам: пишите длинными фразами, избавляйтесь от лишних слов, местоимений, предлогов (которые можно без ущерба для смысла выбросить из текста). Пишите строфы с конца, а не сначала и внедряйте в эти концовки изюминки смысла. Почему так? Потому, что таково свойство поэтической ткани - самое важное желательно должно звучать ближе к концу или в конце ("удар", акцент в конце строки, строфы и всего стихотворения. К поэмам это относится в меньшей стерени). 

Подборка рифм - процесс порой обременительный. И добиться того, чтобы фраза в зарифмованной строке была бы на своём месте и не уступала первой, исходной по смыслу и звучанию - сложно. Поэтому исходная строка чаще бывает сильнее, чем ею порожденная вторая (с подобранной рифмой). Добиваться следует баланса, но старайтесь писать с конца. Этот метод может быть применён не только к строфе, но и ко всему стихотворению в целом. 

Все эти советы адресуются прежде всего тем, кто только овладевает стихосложением. Где-то в поэтической выси летают по неведомым орбитам поэты, которые "пишут, как дышут". ;) (хотя, спроси многих новичков, - так каждый второй пишет, как дышит :) ). Но на деле указанный выше приём стихосложения практикуют (не обязательно всегда) и творцы, "съевшие на этом деле не одну собаку". :)

Но вернёмся от собак к нашим баранам...

"Не однажды воспеты" - разговорная форма не подходит для патриотического, громкого стихотворения. Литературная форма: "Не еди́ножды".

Строки я посвящаю тебе -
Ленинград дорогой, ныне Питер,
Благодарен так в жизни Судьбе,
Что попутный привёз меня литер
В город детских мечтаний и грёз,

«Строки я посвящаю тебе» - инверсия. То есть неестественный порядок слов.
«Благодарен так в жизни Судьбе» - снова инверсия.
Фраза «благодарен так в жизни Судьбе, что попутный привёз меня литер…» - вообще не на литературном русском. Просторечное согласование слов и частей предложения.
К примеру, не говорят «я ТАК тебя люблю, ЧТО ты такая», а говорят «я тебя ТАК люблю ЗА ТО, ЧТО ты такая». Но это тоже не вполне корректно. «ТАК» - это как? Либо «ТАК» вообще не следует употреблять, либо давать объяснения по поводу «ТАК».
Не говорят «благодарен так в жизни Судьбе», а говорят «так благодарен Судьбе».

В город детских мечтаний и грёз,
Жить хотел больше всех где на свете,
И влюбившись душой и всерьёз
Ты взаимностью в этом ответил.

Вторая строка – ужаснейшая инверсия. Слово «где» внедрено в середину фразы «больше всех на свете», дробя её самым престранным образом. Затем, «больше всех на свете» - это вообще не из поэтического лексикона. "Я люблю тебя очень, очень" и "больше всех на свете" - это для детской литературы бы подошло, но не для серьёзной поэзии. 

Короче говоря, выявилась самая большая проблема автора – это инверсии, когда неестественным образом выворачиваются фразы и переставляются части предложения.
 
Во фразе «влюбившись душой и в серьёз» слова «душой» (отвечает на вопрос «чем?») и «всерьёз» (отвечает на вопрос «как?») - не однородные члены предложения, а, значит, их не следует записывать через запятую или соединять союзом «и».

Во фразе «Ты взаимностью в этом ответил» совершенно лишняя деталь «в этом». «Ты взаимностью ответил» -  было бы достаточно.

И с тех пор неразлучны с тобой,
Делим горе и радость мы вместе,
Ты любимый и сердцу родной
Город славы геройской и чести.

Здесь нет придирок.

Ты благое творенье Петра,
Ты окно из России в Европу,
Ты оплот рубежей навсегда
У врагов вызывающий ропот.

«Петра - навсегда» - не рифма.

Тебе мужества не занимать,
Ты осаду всю выдержал стойко
За тебя с верой шли умирать
И в бою погибая жестоком.

Слово «тебе» (из 2 слогов) осталось без единого ударения. Недостаток.

За тебя с верой шли умирать
И в бою погибая жестоком.

Союзом «и» объединён деепричастный оборот с основной частью предложения. Ошибка.
Следовало написать:

За тебя с верой шли умирать
И в бою погибаЛИ жестоком.

Далее...

Но не сдали фашистам тебя,
Ты не пал от разрывов снарядов,
Не простая досталась судьба
В годы сложные для Ленинграда.

«Выдержали осаду», «шли умирать», «не сдали», «не пал», «и восстал» - всё очень правильно, сердечно и патриотично, но передано очень "простоватеньким слогом" при завышенном пафосе, что порождает дисгармонию. Если пафосу быть, то и слог должен быть высоким.

«Судьба» уже была – тавтология.

И восстал из былых ты руин,
Стал прекрасней, чем был ещё раньше,
Светлый город Дворцов и витрин
С каждым годом всё краше и краше.

«И восстал из былых ты руин» – инверсия («ты» не на своём месте; разрывает фразу «былых руин»).
«…Чем был ещё раньше» – лишняя вставка «ещё».
«Светлый город Дворцов и витрин» – дисгармония в словах, соединенных союзом «и». Дворцы и витрины – слишком разные по значимости слова, чтобы стоять рядом.  Пусть дворцы стоят в одном ряду с мостами, каналами, соборами, крепостями… и т.д., но не с витринами. Это моё личное мнение.

Восхитительный Санкт-Петербург,
Ты столица культуры России,
Ты мой лучший и преданный друг,
В моей жизни духовной - Мессия.

«Ты столица культуры России» - грубовато. 
________________________________________

Резюме:
Стихотворение излишне пафосное. Что вполне соответствует авторскому настрою, патриотизму, героической истории и т.д. Но пафос не соответствует стилю изложения. Стиль сильно отстаёт. Текст изобилует стилистическими ошибками. Очень много инверсий, в том числе и грубых. Много «вставок» (лишних слов) для ритма. Общий смысл повторяет смысл бесчисленных стихов на эту же тему.

Мой совет автору:
Не беритесь за темы с размахом. Этого чураются многие настоящий поэты. Пишите о чём-нибудь человеческом, насущном. Но на темы, где Ваш личный жизненный опыт может дать читателю новый взгляд, неожиданный ракурс…. Основное внимание уделяйте не глобальным объектам, а мелким деталям, штрихам… Иногда тихим душевным голосом можно сказать куда больше, чем зычным гласом.

О войне можно написать так:

Тебе мужества не занимать,
Ты осаду всю выдержал стойко
За тебя с верой шли умирать
И в бою погибая жестоком.

Но не сдали фашистам тебя,
Ты не пал от разрывов снарядов,
Не простая досталась судьба
В годы сложные для Ленинграда.

А можно написать по-другому, например, от имени погибшего на войне солдата:

Я оставлю тебе эхо лестниц и шорох перил,
Свой звонок в коридоре, нелепый смешной и короткий,
Полутёмный подъезд, что впервые нам дверь отворил,
И стихи о любви на клочке папиросной коробки.

Я оставлю тебе листопад, ...листопад, листопад,
Запах майских ночей и помятый в пути треугольник.
Может, вспомнишь тот взгляд и ответы мои невпопад
И с чего, не поймёшь, станет грустно и чуточку больно.

И вернутся на миг эхо лестниц и шорох перил
Мой звонок в коридоре, нелепый, смешной и короткий
Может, вспомнишь слова, что, прощаясь, тебе говорил
Рыжий парень в зелёной, нелепо торчащей пилотке.

В. Ланцберг

Прочувствовали?

Творческих Вам удач! И простите за многочисленные придирки.
4 балла.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________

Оценка произведения: 4

Реклама
Обсуждение
     09:48 18.05.2020 (1)
Александр я благодарен Вам за такой развернутый разбор моего СТИХОтворения, который в моей скромной поэтической биографии в 3 года был сделан ВПЕРВЫЕ,  И как говориться:"Лиха беда начало"! Есть над чем работать и поразмыслить на досуге . Жму руку с теплом и улыбкой в ответ 
     11:02 18.05.2020
А я ещё раз извиняюсь за то, что не всегда своей критикой доставил приятных минут ;)
Будет время - перечитайте, поскольку я только что внес в свой текст правки и дополнения. (Писал ночью, устал, мог сам ошибаться).

И вообще, найдется куча народа, которая скажет Вам вроде: да не слушайте этого балабола, Вы просто замечательно пишете...
И будут по-своему правы. Поскольеу главное в жизни поэта - иметь свою благодарную аудиторию...
Но если целью поднять своё мастерство (параллельно и вне зависимости от одобрения поклонников), то всегда прислушивайтесь к незлой критике (и, кстати, к злой тоже иногда полезно). Таковая всегда Вам больше добавит, нежели отнимет. :)

И, к слову, прислушиваясь, можно всегда в реальные сроки повысить "поэтическую моЧьность". :)
Ещё раз успехов.
Реклама